Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
Председательствующего Крамаренко О.А.
судей Шевченко С.В., Поникаровской Н.В.
с участием прокурора Мяшиной З.А.
при секретаре Шишковой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Калининградской области на решение Ленинградского районного суда г.Калининграда от 23 октября 2012 года, которым иск прокурора Зеленоградского района Калининградской области в интересах Кондуковой Т.Н. удовлетворен.
С Министерства финансов Калининградской области за счет казны Калининградской области в пользу Кондуковой Т.Н. в счет возмещения убытков взыскано 10880 руб.
Заслушав доклад судьи Шевченко С.В., изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора Мяшиной З.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Зеленоградского района Калининградской области обратился в суд с иском в интересах Кондуковой Т.Н. о взыскании убытков, указав, что 25 марта 2008 года Кондукова Т.Н. обратилась в ОГУ "Центр социальной поддержки населения" с заявлением о присвоении ей звания "Ветеран труда" с приложением всех необходимых документов, которые были приняты.
Звание "Ветеран труда" истице было присвоено Постановлением Правительства Калининградской области N от 30 января 2009 года.
Прокурор указывал, что положения Закона Калининградской области N29 от 30 июня 2006 года, действовавшего до вступления в силу Закона Калининградской области N351 от 17 июня 2006 г., в качестве меры социальной поддержки предусматривали единовременную выплату лицам, которым присваивается звание "Ветеран труда". Ежемесячная выплата предусматривалась лишь для той категории ветеранов, размер пенсии которых не достигал прожиточного минимума, установленного в Калининградской области для пенсионеров, либо лицам, которым звание "Ветеран труда" было присвоено до 01 июля 2006 года.
16 июня 2009 года был принят специальный Закон Калининградской области N351 "О ветеранах труда", статьей 4 которого предусмотрено, что лицам, признанным в установленном законодательством порядке ветеранами труда, после установления (назначения) пенсии в соответствии с Федеральным Законом "О трудовых пенсиях в РФ, независимо от продолжения трудовой деятельности предоставляются меры социальной поддержки, в том числе ежемесячная денежная выплата в размере 1360рублей.
Таким образом, как указывал прокурор, с момента вступления в силу Закона Калининградской области от 16 июня 2009 года N351 "О ветеранах труда" истица приобрела право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячных денежных выплат, несмотря на то, что звание "Ветеран труда" ей было присвоено 30 января 2009 года. Однако, ежемесячные денежные выплаты истица стала получать не с момента вступления в силу Закона Калининградской области от 16 июня 2009года N351, а с момента назначения ей такой выплаты - с 01 марта 2010 года.
В этой связи Кондукова Т.Н. недополучила меры социальной поддержки в виде ежемесячных выплат за период с 01 июля 2009 года по 01 марта 2010 года в размере 10880 рублей, что причинило ей убытки, которые подлежат возмещению.
Ссылаясь на приведенные выше обстоятельства, прокурор просил суд взыскать с Министерства финансов Калининградской области за счет казны Калининградской области в пользу Кондуковой Т.Н. убытки за период с 1 июля 2009 года по 01 марта 2010 года в размере 10880 рублей ( 8 месяцев х 1360 рублей = 10880рублей).
Рассмотрев дело, суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Калининградской области, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.
В обоснование своей позиции ссылается на то, что звание "Ветеран труда" присвоено истице Кондуковой Т.Н. в соответствии с Постановлением Правительства Калининградской области от 30 января 2009 и в этот же период выплачена единовременная денежная выплата в размере 3000 рублей, то есть право истицы на меры социальной поддержки, установленные действовавшими в указанный период времени Законом Калининградской области от 30 июня 2006 года N 29 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Калининградской области" и Постановлением Правительства Калининградской области от 15 сентября 2006 года N 663, было реализовано.
Мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты ветеранам, которым такое звание было присвоено после 1 июля 2006 года, действовавшим в указанный период времени законодательством не была предусмотрена. Не была предусмотрена и выдача удостоверения ветеранам.
С требованиями о выдаче удостоверения либо о признании права на меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты как тем ветеранам, которые получили звание до 1 июля 2006 года, Кондукова Т.Н. суд не обращалась.
Выдача удостоверения "Ветеран труда" предусмотрена лишь с даты вступления в силу Постановления Правительства Калининградской области от 9 января 2010 года N 27 "О мерах по реализации Закона Калининградской области "О ветеранах труда", то есть с 27 февраля 2010 года, и носит заявительный характер. В соответствии с указанным Постановлением Правительства Калининградской области истице было выдано удостоверение и с 1 марта 2010 года назначена ежемесячная денежная выплата в размере 1360 рублей, т.е. своевременно.
Кроме того, податель жалобы указывает, что социальные выплаты назначаются и выплачиваются уполномоченным государственным учреждением в сфере социальной поддержки населения по месту жительства, в частности, ОГКУ "Центр социальной поддержки населения".
В связи с этим полагает вывод суда о возложении обязанности произвести указанные выплаты истице на Министерство финансов за счет казны Калининградской области не основанным на нормах действующего законодательства, поскольку выплаты за прошлый период времени действующим законодательством не предусмотрены.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте извещены надлежащим образом.
Причин неявки не сообщили, об отложении дела не ходатайствовали, в связи с чем суд апелляционной инстанции в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 1, 2 ст. 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения.
Как установлено судом, постановлением Правительства Калининградской области от 30 января 2009 года N Кондуковой Т.Н. присвоено звание "Ветеран труда".
Меры социальной поддержки населения как ветерану труда истице предоставлены с 01 марта 2010 года, что сторонами не оспаривается.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества, а также неполученные доходы, которое это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
На основании ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления? подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Разрешая заявленные прокурором требования и соглашаясь с их обоснованностью, суд первой инстанции правильно исходил из того, что с 1 июня 2006 года условия и порядок присвоения звания "Ветеран труда" в Калининградской области регулировались положениями закона Калининградской области N 29 от 30 июня 2006 года "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Калининградской области" (с последующими изменениями).
Названный закон утратил силу в связи с принятием Закона Калининградской области от 17 июня 2009 года N 351 "О ветеранах труда".
Положения Закона N29 от 30 июня 2006 года, действовавшего до вступления в силу Закона N 351 от 17 июня 2009 года, в качестве меры социальной поддержки предусматривали единовременную выплату лицам, которым присваивается звание "Ветеран труда".
В целях реализации данной нормы пунктом 2 Постановления Правительства Калининградской области от 15 сентября 2006 года N 663 (в редакции Постановления Правительства Калининградской области от 25 декабря 2006 года N 986) было установлено, что единовременная выплата лицам, которым присвоено звание "Ветеран труда" после 1 июля 2006 года, осуществляется в размере 3000 рублей.
Определением Конституционного Суда РФ от 1 апреля 2008 года N479-0-П "По жалобе граждан В.В. Маштакова и Э.Н. Маштаковой на нарушения их конституционных прав положениями Федерального Закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального Закона "О ветеранах" и Закона Калининградской области "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Калининградской области", которым положения статьи 12 Закона Калининградской области "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Калининградской области", как предусматривающие предоставление лицам, которым звание "Ветеран труда" присвоено после 1 июля 2006 года, единовременной денежной выплаты в качестве единственной меры социальной поддержки и устанавливающие тем самым необоснованные различия в объеме социальных прав этих лиц по сравнению с лицами, которым это звание присвоено до указанной даты и которые пользуются мерами социальной поддержки в соответствии со ст. 4 Закона Калининградской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области", признаны утрачивающими силу и не подлежащими применению.
Во исполнение указанного Определения Конституционного суда РФ Законом Калининградской области от 22 декабря 2008 года N 312 внесены изменения в Закон Калининградской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области", в соответствии с которыми лицам, признанным в установленном порядке ветеранами труда, ветеранами военной службы до 1 июля 2006 года, размер ежемесячной денежной выплаты с 1 января 2009 года установлен в размере 1360 рублей, а с 1 октября 2009 года 1446 рублей.
В то же время, лицам, которым звание "Ветеран труда" в соответствии с постановлениями Правительства Калининградской области присвоено после 1 июля 2006 года, предоставляются меры социальной поддержки в ином объеме: единовременная денежная выплата, размеры, порядок и условия предоставления которой устанавливаются Правительством Калининградской области.
Законом Калининградской области от 17 июня 2009 года N 353 "О внесении изменений в Закон Калининградской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области", вступившим в силу 30 июня 2009 года, положения пункта 2 статьи 1 указанного Закона были отменены, а лица, относящиеся к категории ветеранов труда исключены из числа субъектов - получателей мер социальной поддержки на основании закона Калининградской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области". Кроме того, статья 4, предусматривающая меры социальной поддержки ветеранов труда и лиц, к ним приравненных, исключена из указанного закона.
17 июня 2009 года в Калининградской области был принят Закон Калининградской области N 351 "О ветеранах труда", который вступил в силу с 29 июня 2009 года.
В соответствии со ст. 4 названного закона, лицам, признанным в установленном законодательством порядке ветеранами труда, после установления (назначения) пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от продолжения трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки: ежемесячная денежная выплата; субсидия на оплату жилого помещения. Установлен размер ежемесячной денежной выплаты в 2009 году - 1360 рублей и предусмотрена индексация выплаты на последующие годы, которая производится Правительством Калининградской области.
При таком положении, после присвоения Кондуковой Т.Н. звания "Ветеран труда" с момента вступления в силу 29 июня 2009 года Закона Калининградской области N 351 "О ветеранах труда" она приобрела право на меры социальной поддержки на основании положений данного Закона Калининградской области, что также подтверждается тем обстоятельством, что с марта 2010 года после обращения истицы в ОГКУ "Центр социальной поддержки населения" данные меры ей были назначены.
Таким образом, истица Кондукова Т.Н. была лишена возможности получать предусмотренные законом ежемесячные выплаты с 1 июля 2009 года (с момента вступления в силу Закона Калининградской области N 351 "О ветеранах труда") до 1 марта 2010 года в размере, установленном Правительством Калининградской области (1360 рублей в месяц), что привело к причинению ей убытков в сумме 10880 рублей, которые правильно были взысканы судом в пользу истицы с Министерства финансов Калининградской области за счет средств казны Калининградской области.
С учетом изложенных обстоятельств судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что право истицы на меры социальной поддержки, установленные действовавшими в период присвоения ей звания "Ветеран труда" Законом Калининградской области от 30 июня 2006 года N 29 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Калининградской области" и Постановлением Правительства Калининградской области от 15 сентября 2006 года N 663, было реализовано, поскольку истице была перечислена единовременная выплата в размере 3000 рублей, а мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты ветеранам, которым такое звание было присвоено после 1 июля 2006 года, действовавшим в указанный период времени законодательством не была предусмотрена.
Не могут повлечь отмену решения суда и доводы апелляционной жалобы о том, что действовавшим на момент присвоения истице звания "Ветеран труда" законодательством не была предусмотрена выдача удостоверения ветеранам; выдача удостоверения "Ветеран труда" предусмотрена лишь с даты вступления в силу Постановления Правительства Калининградской области от 29 января 2010 года N 27 "О мерах по реализации Закона Калининградской области "О ветеранах труда", то есть с 27 февраля 2010 года, и носит заявительный характер.
Действительно, положения Закона Калининградской области от 30 июня 2006 года N 29 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Калининградской области" не предусматривали выдачу ветеранам труда соответствующего удостоверения.
Однако это противоречит статье 28 Федерального Закона "О ветеранах", согласно которой реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации.
Пунктом 29 Постановления Правительства Калининградской области от 8 мая 2009 года N 282 "О порядке, условиях предоставления и размерах социальных выплат отдельным категориям граждан" также предусмотрено, что для назначения ежемесячной денежной выплаты гражданам из числа ветеранов труда и лиц, к ним приравненных, заявитель представляет в уполномоченное государственное учреждение в сфере социальной поддержки населения по месту жительства, в том числе удостоверение ветерана образца, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 1995 года N 423 "Об удостоверениях, на основании которых реализуются права и льготы ветеранов, предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах".
Постановлением Правительства Калининградской области от 29 января 2010 года N 27 "О мерах по реализации Закона Калининградской области "О ветеранах труда" установлено, что гражданам, которым присвоено звание "Ветеран труда", уполномоченным областным государственным учреждением выдается удостоверение ветерана в порядке, установленном уполномоченным исполнительным органом государственной власти Калининградской области, реализующим государственную политику и осуществляющим управление и нормативно-правовое регулирование в сфере социального развития и труда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что выдача удостоверения "Ветеран труда" носит заявительный характер, не основаны на положениях действующего законодательства.
С учетом изложенных обстоятельств суд обоснованно пришел к выводу о том, что по вине органов исполнительной власти Калининградской области и в результате их незаконного бездействия истица Кондукова Т.Н. с 1 июля 2009 года по 1 марта 2010 года была лишена возможности получать предусмотренные законом выплаты, что привело к причинению ей убытков.
Доводы апелляционной жалобы о том, что с требованиями о выдаче удостоверения либо о признании права на меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты как тем ветеранам, которые получили такое звание до 1 июля 2006 года, Кондукова Т.Н. в суд не обращалась, не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку данное обстоятельство само по себе не лишает истицу права на получение установленных Законом Калининградской области от 17 июня 2009 года N 351 "О ветеранах труда" мер социальной поддержки.
Отсутствие у истицы в период с 1 июля 2009 года по 1 марта 2010 года удостоверения установленного образца, подтверждающего право на получение указанных мер социальной поддержки, препятствовало их своевременному получению по вине органов исполнительной власти.
Не могут повлечь отмену решения суда и доводы апелляционной жалобы о том, что выплата мер социальной поддержки за прошлое время законом не предусмотрена.
Решением суда в пользу истицы были взысканы не социальные выплаты, а убытки в соответствии с положениями ст. 15 ГК РФ.
Убытки причинены истице незаконным бездействием органов исполнительной власти, которые не оформили и не выдали ей своевременно удостоверение "Ветеран труда", с наличием которого и возможна реализация права на получение мер социальной поддержки, и не назначили своевременно ежемесячную денежную выплату.
В связи с этим судом обоснованно, в силу ст.ст. 1069, 1071 ГК РФ, убытки были взысканы за счет казны субъекта Российской Федерации.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, отмену или изменение решения суда они не влекут.
В апелляционной жалобе не содержится фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на его обоснованность и законность либо опровергали выводы суда. Доводы апелляционной жалобы не могут служить поводом для отмены решения суда, поскольку основываются на неверном толковании норм материального права, примененных судом при разрешении дела.
Нормы материального закона применены судом правильно, в соответствии с возникшими правоотношениями.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения, судом также не допущено.
Судебная коллегия находит постановленное судом решение законным и обоснованным и не усматривает оснований к его отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинградского районного суда г.Калининграда от 23 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.