Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Николенко Л.Н.
судей: Поникаровской Н.В., Яковлева Н.А.
при секретаре Скворцовой Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Бородулина В.А. на решение Московского районного суда г. Калининграда от 09 ноября 2012 года, которым отказано в удовлетворении его требований к администрации ГО "Город Калининград", Министерству социальной политики Правительства Калининградской области, ОГКУ "Центр социальной поддержки населения" о признании права на предоставление жилья как военнослужащему, уволенному в запас, формировании его учетного дела, включении его в списки военнослужащих, уволенных в запас и нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлении извлечения из этого списка в ОГКУ "Центр социальной поддержки населения" для обеспечения его жильем.
Заслушав доклад судьи Поникаровской Н.В., объяснения Бородулина В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бородулин В.А. обратился в суд с иском к администрации ГО "Город Калининград", Министерству социальной политики Правительства Калининградской области, ОГКУ Калининградской области "Центр социальной поддержки населения". С учетом уточнения исковых требований просил признать за ним право на предоставление жилого помещения как военнослужащему, уволенному в запас, обязать администрацию ГО "Город Калининград" сформировать его учетное дело в соответствии с Указом Губернатора Калининградской области N 191 от 24.08.2011 года, включить его в списки военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий и представить извлечение из этого списка в ОГКУ "Центр социальной поддержки населения".
В обоснование заявленных требований указывал, что в 1992 году, имея выслугу 26 лет, он уволен с военной службы в запас в связи с болезнью. На момент увольнения в запас он с семьей проживал в квартире жилой площадью 27,9 кв.м по адресу: "адрес". С учетом этих обстоятельств он в соответствии с законом "О статусе военнослужащих" имел право на обеспечение его жилым помещением.
В сентябре 1993 года он обратился с заявлением о постановке его на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, с состав семьи 4 человека (он, супруга и двое детей), однако принят был на такой учет не в качестве военнослужащего, уволенного в запас и нуждающегося в жилом помещении, а по общим основаниям, а также учтен в льготном списке воинов - интернационалистов.
В 2011 году Министерство социальной политики Калининградской области сообщило, что он не может быть включен в список граждан, нуждающихся в жилом помещении в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих", поскольку в таком качестве он на учете не состоит, а учтен в льготном списке ветеранов боевых действий, обеспечиваемых жильем на основании ФЗ "О ветеранах".
Истец полагал, что в 1993 году он должен был быть учтен в качестве нуждающегося в жилье военнослужащего, уволенного в запас, и в этой связи приобрел право на обеспечение его жилым помещением за счет средств федерального бюджета как состоящего в льготной очереди, уволенных с военной службы, и должен быть включен список граждан, обеспечиваемых жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Бородулин В.А. выражает несогласие с решением суда, просит его отменить и вынести по делу новое решение об удовлетворении его требований.
Указывая на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и неверное применение материального закона при вынесении решения, Бородулин В.А. продолжает настаивать на том, что имеет право на обеспечение его жилым в соответствии с законом "О статусе военнослужащих". Оспаривает выводы суда об отсутствии у него нуждаемости в жилом помещении, полагая, что в связи с неисполнением государством более 19 лет обязанности по обеспечению его жильем, приобретенная им на собственные средства в 2011 году квартира, не должна учитываться при определении его права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Представители ответчиков в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились; о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждено уведомлениями о вручении судебных извещений.
Поверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, приказом командующего силами общего назначения СВГ СНГ от 23 мая 1992 года N Бородулин В.А. уволен с военной службы в запас по болезни. Общая выслуга лет военной службы в льготном исчислении составила 29 лет 4 месяца.
На основании постановления Главы администрации Московского района г. Калининграда от 28 сентября 1993 года N Бородулин В.А. с составом семьи 4 человека (он, супруга и двое детей) принят на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении и включен в льготную очередь лиц, исполнявших интернациональный долг. На дату постановки его на учет истец с семьей по договору социального найма занимал двухкомнатную квартиру по "адрес", жилой площадью 27.6 кв.м.
По сообщению комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО "Город Калининград" от 16.05.2011 года Бородулин В.А. с составом семьи 4 человека состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социальной найма, где значиться в общегородской очереди под N, и в льготном списке "воины-интернационалисты" под N.
Поскольку истец на учет нуждающихся в жилом помещении как военнослужащий уволенный в запас, не принимался, а состоит в льготном списке ветеранов боевых действий, обеспечиваемых жильем за счет федерального бюджета на основании ФЗ от 12.01.1995 года N 5-ФЗ, администрация ГО "Город Калининград" не включила истца в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с ФЗ от 02.12.2010 г. N 342 "О внесение изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан". Это обстоятельство повлекло обращение истца в суд с настоящими требованиями.
Судом также установлено, что занимаемая Бородулиным квартира общей площадью 49,2 кв.м по "адрес" была приватизирована им и его супругой Н. (по 1/2 доли за каждым) 26.04.2005 года. В указанной квартире зарегистрировано 5 человек (истец, его супруга, двое детей и внук). Кроме того, 02.09.2011 года Бородулин В.А. и Н. приобрели по договору купли-продажи также в общую долевую собственность квартиру по "адрес" общей площадью 45,6 кв.м.
Отказывая в удовлетворении заявленного иска, суд первой инстанции, установив все обстоятельства возникшего спора, правильно исходил из того, что в настоящее время Бородулин и члены его семьи обеспечены жилым помещением в пределах установленной нормы общей площади и права состоять на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении, у него не имеется.
Такие выводы суда основаны на совокупности исследованных судом доказательств, которым суд дал правильную оценку и подтверждены материалами дела. Юридически значимые обстоятельства установлены судом полно и правильно и им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы Бородулина В.А. изложенные выше выводы суда не опровергают, поскольку вопреки ее доводам, правовых оснований для удовлетворения заявленного иска не имеется.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство, реализуя право военнослужащих на жилище, гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В силу подпункта 2 статьи 2 Федерального закона от 08 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона), распространяются на граждан, уволенных с военной службы, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Статьей 3 этого же Закона предусмотрено, что полномочия по обеспечению указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статье 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", жилыми помещениями, в частности, 1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; 2) предоставление жилого помещения по договору социального найма; 3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов РФ.
Такой порядок, утвержденный Указом Губернатора Калининградской области от 24 августа 2011 года N 191, действует на территории Калининградской области.
Пунктом 4 Порядка деятельности органов исполнительной власти Калининградской области по осуществлению переданных Российской Федерацией полномочий по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями предусмотрено, что Министерство социальной политики Калининградской области утверждает сводные списки граждан - получателей жилых помещений или единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья (далее - ЕДВ), представленные органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области в областное государственное казенное учреждение Калининградской области "Центр социальной поддержки населения"; обеспечивает подписание свидетельств на получение ЕДВ, а также организует работу областного государственного казенного учреждения Калининградской области "Центр социальной поддержки населения" в соответствии с подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050: по исполнению полномочий по обеспечению жилыми помещениями граждан, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации; по исполнению полномочий по предоставлению социальных выплат гражданам Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
В силу пункта 8 упомянутого выше Порядка Областное государственное казенное учреждение Калининградской области "Центр социальной поддержки населения" формирует сводные списки граждан - получателей жилых помещений или ЕДВ по избранной ими форме предоставления жилого помещения на основании представляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области списков граждан, обеспечиваемых жильем, с учетом объема субвенции, предоставленной федеральным бюджетом на финансовое обеспечение переданных полномочий на соответствующий финансовый год; проверяет учетные дела, сформированные органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области; принимает решения о предоставлении или об отказе в предоставлении ЕДВ гражданам; осуществляет расчет размера ЕДВ на каждую семью и расчет необходимой площади предоставляемого жилья; оформляет и выдает свидетельства на получение ЕДВ.
Доводы Бородулина В.А., приводимые им в апелляционной жалобе, со ссылками на то, что он как военнослужащий запаса не был обеспечен жильем Министерством обороны РФ за счет средств федерального бюджета, в связи с чем приобретенное им за счет собственных средств жилое помещение не подлежит учету при определении нуждаемости не могут быть признаны обоснованным и не влекут отмену решения.
В целях совершенствования порядка учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, и реализации их прав на получение жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации N 1054 от 06 сентября 1998 года были утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Указанными правилами установлены основания признания нуждающимися в получении жилых помещений.
Так, в силу п.6 Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются, в частности, граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Основания признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий приведены в п.7 Правил и применительно к возникшему спору таким основанием является наличие жилой площади на одного члена семьи ниже пределов социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что на момент принятия истца органом местного самоуправления на учет нуждающихся в 1993 году площадь жилого помещения - квартиры по "адрес" приходящаяся на каждого члена его семьи (4 человека) составляло менее нормы обеспеченности жильем (8 кв.м), установленной в Калининградской области.
Между тем, в тот период времени пока Бородулин В.А. состоял на учете его жилищные условия по сравнению с теми, которые послужили основанием для постановки его на учет, изменились. Истец и его супруга приобрели по договору купли-продажи в общую долевую собственность квартиру по "адрес", общей площадью 45,6 кв.м.
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ (в редакции от 04 июня 2011 года) граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно п.2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Одним из таких оснований по смыслу п.1ч.1 ст. 51 ЖК РФ является наличие у гражданина по установленным нормам жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма либо находящихся в их собственности.
Аналогичная норма содержится и в п.26 Правил?, согласно которому военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилья за счет средств федерального бюджета в случае решения жилищной проблемы.
Приведенные выше положения Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства в системном толковании с действующими нормами жилищного законодательства - положениями ст.ст.52, 51, 55, 56, 57 ЖК РФ предполагают возможность улучшения гражданами жилищных условий, независимо от наличия у них в собственности жилых помещений, но с учетом общих требований - предоставления жилой площади в пределах нормы общей площади жилого помещения, установленной субъектами Российской Федерации.
Исходя из площади жилых помещений, принадлежащих истцу на праве собственности и состава его семьи, а также приняв во внимание установленную в г.Калининграде учетную норму площади жилого помещения в размере 12 кв.м общей площади жилого помещения, приходящейся на одного члена семьи, для граждан, проживающих в отдельных и коммунальных квартирах, суд пришел к верному выводу о том, что Бородулин В.А. обеспечен жилым помещением в пределах установленной нормы общей площади, его жилищная проблема решена, в связи с чем он утратил право состоять на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении.
При таком положении правовых оснований для признания за истцом права на предоставление жилого помещения в собственность бесплатно за счет средств федерального бюджета в соответствии с законом "О статусе военнослужащих" и включения его в списки граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, не имеется.
Позиция истца о том, что приобретенное им в собственность жилое помещение не должно учитываться при определении нуждаемости, поскольку государство в установленный срок и обеспечило его как военнослужащего уволенного в запас жилым помещением, не основана на законе и не может быть признана обоснованной.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что после улучшении своих жилищных условий истец престал быть нуждающимся в жилом помещении, и правовые основания для учета его в качестве такового отпали, его доводы о том, что в 1993 году он необоснованно не был учтен в качестве нуждающегося в жилом помещения как военнослужащий, уволенный в запас и подлежащий обеспечению жилым помещением в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих", правового значения не имеют и изложенные выше выводы суда не опровергают.
Само по себе то обстоятельством, что истец является военнослужащим, уволенным в запас по состоянию здоровья, при том, что он и члены его семьи обеспечены жильем по установленной норме, не является основанием для удовлетворения иска.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы, в том числе и ссылки истца на то, что он был введен в заблуждение работниками управления найма и учета жилья о сохранении за ним права на обеспечение жильем в случае приобретения квартиры в собственность, не могут быть признаны состоятельными, отмену решения суда они не влекут.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить поводом для отмены решения суда, поскольку основываются на неверном толковании норм материального права.
Судебная коллегия находит постановленное судом решение законным и обоснованным и не усматривает оснований к его отмене.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского районного суда г.Калининграда от 09 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.