Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Гоменок З.И.,
судей областного суда Парамоновой Т.И., Маклашова В.И.,
с участием прокурора Игнаткиной О.Ф.,
при секретаре Колесниченко Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гоменок З.И. "29" января 2013 года дело по апелляционной жалобе представителя администрации Брянской области Черниковой Светланы Игоревны на решение Брянского районного суда Брянской области от "16" ноября 2012 года по исковому заявлению прокурора Брянского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Брянской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Брянского района Брянской области обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что проверкой, проведенной прокуратурой Брянского района, было установлено, что на территории "адрес" "адрес" в 1500 м. от "адрес", имеется бесхозяйный скотомогильник. Данный скотомогильник не соответствует ветеринарно-санитарным требованиям, порядок его использования никем не контролируется. Обязанность по постановке на учет, устройство, оборудование скотомогильника, как имущества, необходимого для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, возлагается на администрацию Брянской области.
С учетом уточненных требований просил обязать Администрацию Брянской области:
принять меры к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - скотомогильника (ямы Беккари), расположенного в 1500 м. на юге от села "адрес", в 1000 м. на юго-западе от ****", в 320 м. на запад от водонапорной башни ОАО "Б", 1200 м. от реки Госомка, 1500 м. от автодороги, (координаты: широта 53 градуса 30 66, долгота 34 градуса 16 94) в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области;
обустроить данный скотомогильник (ямы Беккари) в соответствии с требованиями п.п. 5.6, 5.8, 6.2 Ветеринарно-Санитарных Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным Государственным ветеринарным инспектором РФ от 04.12.1995 года N 13-7-2/469, а именно огородить скотомогильник по периметру глухим забором высотой не менее 2 метров, установить на воротах скотомогильника замки, с внутренней стороны забора выкопать траншею глубиной 0,8-1,4 м. и шириной не менее 1,5 м. с устройством вала из внутреннего грунта, устроить над ямой на высоте 2,5 м. навесдлиной 6 м., шириной 3 м., рядом построить помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.
Решением Брянского районного суда Брянской области от "16" ноября 2012 года исковые требования удовлетворены частично.
Суд обязал Администрацию Брянской области принять меры к постановке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области на учет бесхозяйного недвижимого имущества
скотомогильника /ямы Беккари/, расположенного на территории Брянского района Брянской области в 1500 м. на юге от села "адрес" "адрес" "адрес", в 1000 м. на юго-западе от ****", в 320 м. на запад от водонапорной башни ОАО "Б", в 1200 м. от реки Госомка, 1500 м. от автодороги, /координаты: широта 53 30 66, долгота 34 16 94/.
В удовлетворении остальной части иска отказал.
В апелляционной жалобе представитель администрации Брянской области Черникова С.И. просила отменить решение Брянского районного суда Брянской области от 16 ноября 2012 года, поскольку решение суда вынесено при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, при неправильном применении норм материального и процессуального права.
Заслушав доклад по делу судьи облсуда Гоменок З.И., выслушав представителя ответчика, прокурора Игнаткину О.Ф., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Как следует из материалов гражданского дела, согласно ветеринарно-санитарной карточке на скотомогильник и актапороверки состояния скотомогильника на территории Отрадненского сельского поселения имеется скотомогильник, не отвечающий требованиям "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утвержденных Минсельхозпром РФ 04.12.1995 г. N 13-7-2/469. Указанный скотомогильник (биотермическая яма) ни у кого на учете не числится, ни за кем не закреплен и фактически никто не следит за его состоянием. Данные обстоятельства подтверждаются доказательствами по делу, никем из участников процесса не опровергнуты. Данные о выделении и о принадлежности земельного участка, на котором расположен скотомогильник, также отсутствуют.
Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу о том, что скотомогильник, расположенный на территории Отрадненского сельского поселения, является бесхозяйным.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что скотомогильник может находиться в собственности субъекта Российской Федерации и полномочиями по приведению бесхозяйных скотомогильников в надлежащее состояние обладают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда по следующим основаниям.
В силу ст. 72 Конституции РФ, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 5, 6 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу п.п. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно пп. "ц" п.2 ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
На основании п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 8 Федерального Закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закрепляется право граждан на благополучную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального Закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как установлено судом, вышеуказанный бесхозяйный объект недвижимости - скотомогильник, ненадлежащее состояние которого в силу того, что он никому не принадлежат, реально угрожает созданием чрезвычайных экологических ситуаций, чреватых опасными последствиями для жизни и здоровья людей, природы.
Кроме того, судебная коллегия учитывает следующее.
Согласно п. 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
В Приложении N 1 к данному постановлению, в котором перечислены объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности, скотомогильники, биометрические ямы не указаны.
Не указаны скотомогильники, биометрические ямы и в Приложении N 2, где перечислены объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
В Приложении N 3 перечислены объекты, относящиеся к муниципальной собственности. Скотомогильники и биометрические ямы, как указывалось выше, в муниципальной собственности находиться не могут.
Следовательно, скотомогильники и биометрические ямы относятся к собственности субъекта Российской Федерации, в данном случае - Брянской области.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы о том, что администрация Брянской области является ненадлежащим ответчиком, судебная коллегия считает несостоятельными.
Ссылку апелляционной жалобы на то, что поскольку вопрос о праве собственности на вышеуказанные скотомогильники и биометрические ямы судом не разрешен, постольку требования прокурора удовлетворению не подлежат, судебная коллегия находит несостоятельной, поскольку выбор способа защиты нарушенного права принадлежит истцу. Прокурор обратился в суд с заявлением о понуждении ответчика к совершению действий, в связи с чем, исходя из правил ст. 196 ГПК РФ, суд не вправе был выйти за рамки заявленных требований и признать право собственности на вышеуказанные объекты.
Иные доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, основанием к отмене судебного решения такие доводы являться не могут.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Брянского районного суда Брянской области от 16 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: З.И. ГОМЕНОК
Судьи облсуда: Т.И. ПАРАМОНОВА
В.И. МАКЛАШОВ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.