Апелляционное определение СК по гражданским делам Брянского областного суда от 12 февраля 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Парамоновой Т.И.,
судей областного суда Кулешовой Е.В., Сокова А.В.,
при секретаре Шепеленко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Парамоновой Т.И. "12" февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе Ермаковой Лидии Филипповны на решение Советского районного суда г. Брянска от "03" декабря 2012 года по исковому заявлению Ермаковой Лидии Филипповны к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области о признании незаконным отказа в установлении права на ежемесячную денежную выплату в размере установленном для участников Великой Отечественной войны, обязании назначить единовременную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, обязании произвести перерасчет единовременной денежной выплаты и взыскании невыплаченной суммы единовременной денежной выплаты,
УСТАНОВИЛА:
Ермакова Л.Ф. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что ее сын Ермаков Олег Викторович 1976 года рождения, погиб 01.03.2000 года, выполняя боевое задание на территории Чеченской Республики. Истцу было выдано удостоверение, согласно которому она имеет право па льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен погибших военнослужащих. С 05.04.2000 года она пользовалась льготами, предусмотренными Законом oт 01.08.1989 года N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания".
В связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О ветеранах" льготы в натуральном виде были заменены ежемесячной денежной выплатой (далее ЕДВ), размер которой составлял 150 руб. (при отказе от "соцпайка"), после индексации ЕДВ составляет 1085,98 руб., однако указанная сумма, значительно ниже ЕДВ, выплачиваемых участникам Великой Отечественной войны (далее - ВОВ), которая составляет 2 713,19 руб. Полагая, что ЕДВ должна быть назначена ей в таком же размере, как и участникам ВОВ, она обращалась с заявлением в Отделение Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по Брянской области с заявлением о назначении ей, как родителю военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, ЕДВ в сумме, установленной участникам ВОВ.
Пенсионный фонд, письмом от 30.03.2012 г. N К-230 отказал ей в установлении ЕДВ в размере, предусмотренном п.п. 2 п. 4 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Истец, считая данный отказ необоснованным, просила суд признать отказ УПФ РФ по Брянской области N К-230 от 30.03.2012 года в установлении истцу права получать ЕДВ в размере, установленном для участников ВОВ незаконным. Обязать УПФ РФ по Брянской области назначить Ермаковой Л.Ф. ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников ВОВ (на момент рассмотрения иска 2 713,19 рублей). Обязать УПФ РФ по Брянской области произвести перерасчет и выплатить ей задолженность по ЕДВ с 01.01.2005 года по настоящее время.
В процессе рассмотрения дела в суде первой инстанции к участию в деле были привлечены в качестве соответчика - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Фокинском муниципальном районе Брянской области и третьи лица - Военный комиссариат Брянской области и УСЗН Фокинского района Брянскойобласти.
Решением Советского районного суда г. Брянска от "03" декабря 2012 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Ермакова Л.Ф. просила отменить решение Советского районного суда г. Брянска от 03 декабря 2012 года, поскольку решение суда является необоснованным. Полагает, что суд не учел тот факт, что истец имеет право на льготы, предусмотренные ст. 21 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Представителем отделения Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по Брянской области Иваха Н.В. и начальником Управления Пенсионного фонда РФ в Фокинском районе городского округа Брянска Тимошиным В.А. на вышеуказанную жалобу принесены возражения, в которых они просят решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Заслушав доклад по делу судьи облсуда Парамоновой Т.И., выслушав Ермакову Л.Ф., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Управления Пенсионного фонда России в Фокинском районе городского округа г. Брянска Кулаковой С.Н., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений против нее, судебная коллегия находит решение суда постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Как следует из материалов гражданского дела, истец Ермакова Л.Ф. является матерью Ермакова О.В., погибшего 01.03.2000 года при выполнении боевого задания.
05.04.2000 года Ермаковой Л.Ф. выдано удостоверение серии ЖР N предоставляющее право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих.
С 01.01.2005 года истцу была назначена ежемесячная денежная выплата, как члену семьи погибшего участника боевых действий на основании п. 3 ст. 21 ФЗ "О ветеранах" в размере 150 рублей.
Согласно сообщению Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области от 30.03.2012 года N К-230 Ермаковой Л.Ф. в установлении ЕДВ в размере, предусмотренном для участников ВОВ было отказано в связи с тем, что сын истца погиб после 12.01.1995 года и в силу этого право на льготы не может быть реализовано в соответствии с Законом СССР от 01.08.1989 года N 313-1.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку сын истца погиб 01.03.2000 года, после вступления в силу Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", то ее право на меры социальной зашиты возникнуть и быть фактически реализовано в соответствии с Законом СССР N 313-1, как для участников Великой Отечественной войны, не может.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда по следующим основаниям.
Согласно ст. 7 Закона СССР N 313-1 от 1 августа 1989 года "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, распространяются льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Федеральным законом N 5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах" определен круг лиц, относящихся к ветеранам, и предусмотрены меры социальной защиты для каждой из категорий ветеранов и членов их семей, объем которых различен. В частности, различный объем мер социальной защиты установлен для участников войны и лиц, приравненных к ним, и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий и приравненных к ним лиц (военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей).
Пунктом 3 статьи 11 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года предусматривалось, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены.
С учетом приведенных правовых норм члены семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, пользовались мерами социальной защиты, установленными для участников войны, поскольку такой правовой статус был ими приобретен ранее в соответствии со статьей 7 Закона СССР от 01 августа 1989 года N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения".
С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны, преобразована в систему социальной поддержки. Основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой (статья 44), размер которой подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) определен для участников Великой Отечественной войны в сумме 1 500 рублей (в 2005 г. - 1 050 рублей), для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий - 600 рублей (в 2005 г. - 150 рублей).
Судом первой инстанции обоснованно принят во внимание тот факт, что к лицам, у которых до 1 января 2005 года в соответствии с Законом СССР от 01 августа 1989 года N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, относятся родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, гибель или смерть которых наступила до 16 января 1995 г., то есть до момента вступления в законную силу Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Конституционный Суд РФ в своих определениях по жалобам граждан, чьи дети погибли при исполнении обязанностей военной службы после 16 января 1995 г. до 1 января 2005 г., и у которых возникло право на льготы, предусмотренные для членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы в соответствии со ст. 21 Федерального закона "О ветеранах", на нарушение их конституционных прав установлением размера ежемесячной денежной выплаты в сумме, меньшей, чем для лиц, реализовавшим право на социальную защиту согласно Закону СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", указал, что законодатель располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, в частности при дифференциации мер социальной поддержки в зависимости от особенностей правового статуса их получателей, приобретенного на основании различных нормативных правовых актов, и решение вопроса о размере выплат является прерогативой законодателя, и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан (Определение Конституционного Суда РФ от 13.10.2009 N 1125-0-0, от 15.07.2010 N 1017-О-О, от 23.09.2010 N 1206-О-О, от 23.09.2010 N 1207-О-О, от 24.02.2011 N 246-0-0 и др.).
Так как сын истца погиб 01 марта 2000 года, после вступления в силу Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", то на момент действия Закона СССР N 313-1 у истца не возникло, и не было фактически реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны.
С учетом изложенных обстоятельств суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм права, сводятся к переоценке выводов суда, основанием для отмены решения суда такие доводы являться не могут.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 03 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Парамонова Т.И.
Судьи облсуда: Кулешова Е.В.
Соков А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.