Апелляционное определение Брянского областного суда от 14 февраля 2013 г.
(Извлечение)
Апелляционная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Зубковой Т.И.
судей областного суда Фроловой И.М.
при секретаре Гинькиной О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 февраля 2013 года по докладу судьи Зубковой Т.И. дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда г.Брянска от 03 декабря 2012 года по делу по иску ФИО1 к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области о признании незаконным отказа в установлении права на ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, обязании назначить единовременную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, обязании произвести перерасчет единовременной денежной выплаты и взыскании невыплаченной суммы единовременной денежной выплаты,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что ее сын ФИО5 1976 года рождения, погиб 14.12.1995 г,, выполняя боевое задание на территории Чеченской Республики. Ей было выдано удостоверение, согласно которому она имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен погибших военнослужащих. С 07.04.2009г. она пользовалась льготами, предусмотренными Законом от 01.08.1989 г. N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания".
В связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О ветеранах" льготы в натуральном виде были заменены ежемесячной денежной выплатой (ЕДВ), размер которой составлял 150 руб. (при отказе от "соцпайка"), после индексации ЕДВ составляет 1 085, 98 руб., что значительно ниже ЕДВ, выплачиваемых участникам Великой Отечественной войны (ВОВ), которая составляет 2 713, 19 руб.
Полагает, что ЕДВ должна быть назначена ей в таком же размере, как и участникам ВОВ, однако пенсионный фонд отказал ей в этом.
Просила суд признать отказ УПФ РФ по Брянской области в установлении права получать ЕДВ в размере, установленном для участников ВОВ, незаконным; обязать УПФ РФ по Брянской области назначить ей ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников ВОВ (на момент рассмотрения иска 2 713,19 рублей); обязать УПФ РФ по Брянской области произвести перерасчет ежемесячных недовыплаченных денежных выплат с 01.01.2005 г. по настоящее время и произвести денежные выплаты.
Судом первой инстанции к участию в деле были привлечены в качестве соответчика Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Брянском муниципальном районе Брянской области и третьи лица - Военный комиссариат Брянского района Брянской области и УСЗН Брянского района Брянской области.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда, полагая, что судом неверно применены нормы материального права, дана неверная оценка доказательствам.
В возражениях на жалобу представитель ОПФР по Брянской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции ФИО1, надлежаще уведомленная о слушании дела, не явилась. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представители Военного комиссариата Брянского района Брянской области ФИО6, УПФ Брянского муниципального района Брянской области ФИО7, ОПФ по Брянской области ФИО8 просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав доклад по делу судьи Зубковой Т.И., выслушав участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку сын ФИО9 погиб 14.12.1995 г., после вступления в силу Федеральною закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", то ее право на меры социальной защиты возникнуть и быть фактически реализовано в соответствии с Законом СССР N 313-1, как для участников Великой Отечественной войны, не может.
Позиция истца, что ежемесячная денежная выплата должна быть ей выплачена в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, поскольку на нее распространяется ст.7 Закона СССР от 01.08.1989 г. N 131-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", является ошибочной, право на получение мер социальной поддержки, предоставленных государством, истец получил только после гибели сына 14.12.1995 г.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда по следующим основаниям.
По делу установлено, что истица является матерью погибшего после 16.01.1995 года военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, в связи с чем 05.04.1995 года ей выдано удостоверение, дающее право на получение льгот и преимуществ, установленных для родителей и жен погибших военнослужащих в соответствии со статьей 21 Федерального закона "О ветеранах" N 5-ФЗ от 16 января 1995 года.
Федеральным законом N 5-ФЗ, вступившим в действие с 16 января 1995 года, определен круг лиц, относящихся к ветеранам, и установлены меры социальной защиты для отдельных категорий ветеранов и членов их семей, при этом предусмотрен различный объем мер социальной защиты указанных категорий граждан, в том числе для участников войны, а также лиц, приравненных к ним, и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий и приравненных к ним лиц.
В связи с внесением Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ изменений в ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе в Федеральный закон N 5-ФЗ "О ветеранах", система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны, была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой, размер которой установлен пунктом 4 ст. 23.1 Федерального закона N 5-ФЗ для каждой категории граждан различный (для участников Великой Отечественной войны в большей сумме, чем для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий).
В соответствии с указанными изменениями истице с 1 января 2005 года была назначена ежемесячная денежная выплата в размере, установленном для члена семьи погибшего военнослужащего. В настоящее время ЕДВ истице выплачивается в размере, установленном для указанной категории граждан.
До 16 января 1995 г. действовал Закон СССР от 01.01.1989 N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", статьей 7 которого на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного на фронте, были распространены льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Пунктом 3 ст. 11 Федерального закона N 5-ФЗ "О ветеранах", в редакции действовавшей до 01.01.2005, было установлено, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены.
Определением Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 N 331-О-П, на которое ссылается истица, установлен конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, как не допускающий в рамках длящихся правоотношений установление женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 1 января 2005 года в соответствии с Законом СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" возникло и реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера данной выплаты, назначаемой в настоящее время в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны.
При таких обстоятельствах апелляционная судебная коллегия доводы истицы о праве на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном Федеральным законом N 5-ФЗ "О ветеранах" для участников Великой Отечественной войны, считает не состоятельными, так как действующим законодательством с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в его решениях по этому вопросу, не предусмотрено правовых оснований для предоставления членам семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которые приобрели право на льготы в соответствии с Федеральным законом N 5-ФЗ "О ветеранах", ежемесячной денежной выплаты в таком же размере, как и лицам, у которых возникло и было реализовано право на социальную защиту согласно Закону СССР N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", назначаемой в настоящее время в соответствии с пунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны.
Истицей не представлено, судом не добыто доказательств приобретения ею прав пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, в соответствии с Законом СССР N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения". Поскольку ее сын погиб после 16 января 1995 г., когда вступил в действие Федеральный закон N 5-ФЗ "О ветеранах", ей в соответствии со ст. 28 этого Закона было выдано удостоверение о праве на льготы, предусмотренные ст.21 указанного Федерального закона Российской Федерации.
Также истицей не представлено, а судом не добыто доказательств, что она до 2005 года пользовалась льготами, предусмотренными в качестве льгот для участников Великой Отечественной войны до 1 января 2005 года, (статья 15 Федерального закона от 16.01.1995 года N5-ФЗ " О ветеранах").
Конституционный Суд РФ в своих определениях по жалобам граждан, чьи дети погибли при исполнении обязанностей военной службы после 16 января 1995 г. до 1 января 2005 г., и у которых возникло право на льготы, предусмотренные для членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы в соответствии со ст. 21 Федерального закона "О ветеранах", на нарушение их конституционных прав установлением размера ежемесячной денежной выплаты в сумме, меньшей, чем для лиц, реализовавшим право на социальную защиту согласно Закону СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", указал, что законодатель располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, в частности при дифференциации мер социальной поддержки в зависимости от особенностей правового статуса их получателей, приобретенного на основании различных нормативных правовых актов, и решение вопроса о размере выплат является прерогативой законодателя, и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан (Определение Конституционного Суда РФ от 13.10.2009 N 1125-O-O, от 15.07.2010 N 1017-О-О, от 23.09.2010 N 1206-О-О, от 23.09.2010 N 1207-О-О, от 24.02.2011 N 246-O-O и др.).
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, апелляционная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, приводившимся в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения и надлежащей оценки последнего и не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения как направленные на иную, нежели у суда, оценку фактических обстоятельств дела и на иное толкование подлежащих применению к возникшим правоотношениям правовых норм.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Брянска от 03 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Т.И.Зубкова
Судьи областного суда И.М.Фролова
А.А.Тумаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.