Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Супроненко И.И.,
судей областного суда Апокиной Е.В., Кулешовой Е.В.,
с участием прокурора Игнаткиной О.Ф.,
при секретаре Шепеленко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кулешовой Е.В. "05" февраля 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации г. Стародуб Брянской области - ФИО8 на решение Советского районного суда г. Брянска от 07 декабря 2012 года по гражданскому делу по иску прокурора Стародубского района Брянской области в защиту ФИО1 к Администрации Брянской области, Администрации г. Стародуба Брянской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Стародубского района Брянской области обратился в суд в интересах ФИО1 к Администрации Брянской области о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, ссылаясь на то, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Какого-либо жилого помещения в собственности или по договору социального найма ФИО1 не имеет. На основании постановления администрации г. Стародуба Брянской области N от 20.05.2010г. ФИО1 состоит в льготной очереди на получение жилья при администрации г. Стародуба, как ребенок - сирота.
В ходе судебного разбирательства по делу в качестве соответчика по делу привлечена администрация г. Стародуба Брянской области.
Прокурор Стародубского района Брянской области просил суд обязать ответчиков предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных норм по месту регистрации в г. Стародуб Брянской области.
В судебное заседание, назначенное на 07.12.2012 г. представитель третьего лица - органа опеки и попечительства г. Стародуба не явился, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении без его участия.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствии представителя органа опеки и попечительства г. Стародуба.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО6, истец ФИО1 на исковых требованиях настаивали, просили суд иск удовлетворить.
Представитель ответчика - Администрации Брянской области по доверенности ФИО7 оставил разрешение данного спора на усмотрение суда.
Представитель Администрации г. Стародуб Брянской области ФИО8 исковые требования не признал. Пояснил, что ФИО1 в г. Стародубе Брянской области фактически не проживает, следовательно, не имеет права на получение жилого помещения в г. Стародубе.
07 декабря 2012 года Советский районный суд г. Брянска постановил решение, которым удовлетворил исковые требования прокурора Стародубского района Брянской области в защиту ФИО1
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Стародуб Брянской области - ФИО8 просит отменить вышеназванное решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Указывает, что прокурор в исковом заявлении ссылается на ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", однако с 01.01.2013 г. эта статья излагается в новой редакции, содержащейся в ФЗ от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ.
Кроме того, прокурор ссылается на Закон Брянской области от 01.12.2011 г. N 124-З "О наделении государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот?", однако этот закон утрачивает силу 31.12.2012 г.
Также указал, что прокурор ссылается на нормы Жилищного кодекса РФ, определяющие внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, хотя с 01.01.2013 г. Жилищным кодексом РФ не предусмотрено внеочередное предоставление жилых помещений. Прокурор указывает на Закон Брянской области от 12.03.2007 г. N 26-З, настаивая на внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, однако с 01.01.2013 г. ФЗ предусмотрено предоставление жилых помещений по срочному договору найма специализированного жилищного фонда на 5 лет (с однократным продлением еще на пять лет).
Указывает, что в настоящее время отсутствуют законы Брянской области, регламентирующие порядок предоставления детям-сиротам специализированных жилых помещений, поэтому следует руководствоваться законами, имеющими высшую юридическую силу, но эти Федеральные законы предусматривают предоставление специализированных жилых помещений детям-сиротам органами государственной власти Брянской области за счет средств бюджета Брянской области. Кроме того, сама ФИО1 настаивала на предоставлении жилого помещения в г. Брянске, где она в настоящее время работает и проживает, а не в г. Стародубе.
Прокурором Стародубского района Брянской области направлены возражения на апелляционную жалобу, согласно которых просит решения суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав доклад по делу судьи облсуда Кулешовой Е.В., выслушав пояснения представителя администрации г. Стародуба - ФИО8, поддержавшего доводы апелляционной жалобы об отмене решения суда, заключение прокурора Игнаткиной О.Ф., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на полном государственном обеспечении, собственного жилья не имеет. Согласно постановлению администрации г. Стародуба Брянской области N от 20.05.2010 г. ФИО1 поставлена на жилищный учет, как лицо, нуждающееся в жилом помещении.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права ФИО1 не зарегистрированы.
Согласно справки Стародубского филиала ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" N от 30.03.2012г. за ФИО1 квартир и индивидуальных домовладений в Стародубском районе не значится.
Суд первой инстанции, удовлетворения исковые требования прокурора, пришел к выводу о том, что обеспечение жилым помещением ФИО1 отнесено к компетенции Администрации г. Стародуба Брянской области. Указанное жилое помещение должно быть представлено вне очереди и соответствовать санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда по следующим основаниям.
Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
01.01.2012 года вступил в силу Закон Брянской области N124-3 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа", в соответствии с которым решение вопроса об обеспечении жилыми помещениями указанной категории лиц отнесено к компетенции органов местного самоуправления муниципальных образований, обладающих в соответствии с Законом Брянской области от 9 марта 2005 года N 3-3 "О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области" статусом городского округа, муниципального района, с предоставлением соответствующего бюджетного финансирования. Согласно Закону Брянской области от 9 марта 2005 года N 3-3 "О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области" Стародубское муниципальное образование наделено статусом муниципального района.
Из материалов дела и пояснений ФИО1 следует, что местом ее постоянного жительства является г. Стародуб Брянской области.
Таким образом, решение вопроса об обеспечении жилым помещением ФИО1 отнесено к компетенции Администрации г. Стародуба Брянской области.
Доводы апелляционной жалобы о том, что действие ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ в новой редакции распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу ФЗ от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, судебная коллегия не находит заслуживающими внимания, поскольку они основаны на неверном толковании закона.
По смыслу указанной статьи, действие ст. 8 в новой редакции распространяется на правоотношения, возникшие до 01.01.2013 года только в том случае, когда дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали право на предоставление жилого помещения. В данном случае, право на предоставление жилого помещения возникло у ФИО1 до 01.01.2013 г., то есть до вступления в силу ст. 8 в новой редакции, однако указанная статья не подлежит применению в новой редакции, поскольку обращение в суд и вынесение решения по настоящему гражданскому делу состоялось в 2012 году, то есть до вступления в силу ФЗ от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ.
На основании изложенного, судебная коллегия находит, что решение суда постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и по существу сводятся к переоценке выводов суда, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 07 декабря 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Председательствующий И.И. Супроненко
Судьи областного суда Е.В. Апокина
Е.В. Кулешова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.