Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Янишевской Л.В.,
судей областного суда Мариной Ж.В.,
Тумакова А.А.,
при секретаре Атамамедовой О.А.,
с участием прокурора Николаевой С.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тумакова А.А. 07 февраля 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе администрации города Стародуба Брянской области на решение Стародубского районного суда Брянской области от 24 декабря 2012 года по гражданскому делу по иску прокурора Стародубского района Брянской области в интересах Лукичевой А,В. к администрации города Стародуба Брянской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Стародубского района Брянской области обратился в суд с названным иском, мотивируя тем, что прокуратурой Стародубского района проведена проверка исполнения действующего законодательства в части обеспечения жильем Лукичевой А.В., имеющей статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проведенной проверки установлено следующее. Лукичева А.В. родилась в "адрес" ДД.ММ.ГГГГ. Согласно свидетельству о рождении, родителями Лукичевой А.В. являются Л.В.А. и Х.М.Г. Решением Стародубского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ Л.В.А. и Х.М.Г. лишены родительских прав в отношении дочери Лукичевой А.В. Мать Х.М.Г. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец Л.В.А. умер ДД.ММ.ГГГГ Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания, в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди, жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно информации комитета по делам семьи, охране материнства и детства, демографии администрации Брянской области Лукичева А.В. в областном сводном списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилья, состоит под N N. Согласно ст.2 Закона Брянской области от 01.12.2011 N124-3 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по
обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, а также лиц из их числа", органы местного
самоуправления муниципальных образований, обладающих в соответствии с
Законом Брянской области от 9 марта 2005 года N3-3 "О наделении
муниципальных образований статусом городского округа, муниципального
района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ
муниципальных образований в Брянском области" статусом городского
округа, муниципального района, наделяются отдельными государственными
полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их
числа. В соответствии с пунктом 2 части 2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые
помещения по договорам социального найма предоставляются детям-
сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей, но окончании их
пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в
учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах
семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по
окончании службы в Вооруженных Силах Российском Федерации или по
возвращении из учреждений, исполняющих наказание и виде лишения
свободы. Таким образом, Лукичева А.В. имеет право на получение жилого
помещения по договору социального найма, поскольку ДД.ММ.ГГГГ
завершила обучение в ГОУ НПО "Профессиональное училище N"
г.Брянска. Однако после окончания образовательною учреждения жилое
помещение ей, как ребенку-сироте, не предоставлено до настоящего
времени. Согласно постановлению администрации города Стародуба
Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ N Лукичева А.В. принята на учет в
качестве нуждающейся в жилом помещении как ребенок, оставшийся без
попечения родителей. В соответствии с договором краткосрочного найма
жилого помещения на коммерческой основе N от ДД.ММ.ГГГГ, Лукичева
А.В. является нанимателем жилого помещения - комнаты N, расположенной по адресу "адрес", которая является ее местом жительства. Прокурор просит суд обязать администрацию города Стародуба Брянской области за счет средств областного бюджета Брянской области предоставить жилое помещение Лукичевой А.Н., отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, не менее установленной нормы предоставления жилого помещения в г.Стародуб Брянской области.
По ходатайству истицы Лукичевой А.В. и прокурора в качестве соответчика по делу привлечена администрация Брянской области.
Решением Стародубского районного суда Брянской области от 24 декабря 2012 года исковые требования прокурора Стародубского района Брянской области удовлетворены.
Суд обязал администрацию города Стародуба Брянской области за счет средств областного бюджета Брянской области предоставить Лукичевой А.В. по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам и требованиям, не менее установленной социальной нормы предоставления жилого помещения но месту жительства в г.Стародубе Брянской области.
В апелляционной жалобе представитель администрации города Стародуба Брянской области Суханов В.В. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая, что решение суда вынесено с нарушением норм материального права. С 01.01.2013 года в законодательство, регламентирующее предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, внесены изменения. Закон Брянской области N124-З от 02.12.2011 года с 01.01.2013 года утрачивает силу, а нового или иного закона, регулирующего спорные правоотношения, не существует. Кроме того, законодательство с 01.01.2013 года не предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Также предоставление жилых помещений с 01.01.2013 года предусматривается по срочному договору найма специализированного жилищного фонда на 5 лет (с однократным продлением еще на 5 лет). Кроме того, Лукичева А.В. зарегистрирована не на территории городского округа "Город Стародуб", поэтому администрация г. Стародуба не является надлежащим ответчиком.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Стародубского района Брянской области Матвиевский В.В. просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Заслушав доклад по делу судьи облсуда Тумакова А.А., пояснения прокурора Николаевой С.Н. возражавшей против доводов жалобы, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что родителями Лукичевой А.В. являются Л.В.А. и Х.М.Г., что подтверждается свидетельством о рождении N, выданным "..." сельским советом Стародубского района Брянской области (л.д. 14).
Л.В.А. и Х.М.Г. решением Стародубского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав в отношении троих детей - Лукичевой А.В., Л.М.В. и Л.К.В. (л.д. 26).
Л.А.В. умер ДД.ММ.ГГГГ, Х.М.Г. - ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельствами о смерти I-МР N и I-МР N, выданными "..." сельской администрацией Стародубского района Брянской области.
Постановлением администрации Стародубского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ N за Лукичевой А.В., Л.М.В. и Л.К.В. закреплена жилая площадь в виде 1/2 части двухквартирного дома, расположенного "адрес" жилой площадью "..." кв.м. (л.д. 21)
Из материалов дела усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Лукичева А.В. обучалась в ПУ N г. Брянска (лд.19-20).
Согласно справке ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" от ДД.ММ.ГГГГ за Лукичевой А.В. на территории Стародубского района квартир и индивидуальных домовладений не значится (л.д.8).
Из уведомления Стародубского отдела Управления Росреестра по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ЕГРП отсутствуют сведения об объектах недвижимого имущества у Лукичевой А.В. (л.д.7).
"..." сельской администрацией Стародубского района Брянской области постановлением N от ДД.ММ.ГГГГ Лукичева А.В. принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д.25).
Администрацией города Стародуба постановлением N от ДД.ММ.ГГГГ Лукичева А.В. принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как ребенка, оставшегося без попечения родителей (л.д.24).
Согласно ответу комитета по делам семьи, охране материнства и детства, демографии администрации Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ N, по Лукичева А.В. состоит в областном сводном списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилья, под номером N (л.д.13).
В настоящее время в соответствии с договором краткосрочного найма жилого помещения на коммерческой основе N от ДД.ММ.ГГГГ Лукичева А.В. является нанимателем жилого помещения - комнаты N, расположенной по адресу "адрес", которая является ее местом жительства (л.д.9).
Кроме того, на основании акта оценки технического состояния при "..." сельской администрации жилое помещение по адресу "адрес" признано непригодным для постоянного проживания (л.д.29).
В силу статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей на момент рассмотрения дела судом первой инстанции) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела судом первой инстанции), вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки и попечительства, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Приведенные положения части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем, реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.
В соответствии с Законом Брянской области N124-3 от 01.01.2012 года "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа", решение вопроса об обеспечении жилыми помещениями указанной категории лиц отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Учитывая, что Лукичева А.В. имеет право на внеочередное предоставление жилой площади, однако до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма ей не предоставлено, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований и обязал ответчика предоставить Лукичевой А.В. жилое помещение по договору социального найма вне очереди.
Судебная коллегия считает, что решение судом постановлено в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела и оснований к отмене решения по доводам, изложенным в жалобе, не усматривает.
Однако судебная коллегия считает необходимым отметить, что в решении суд ссылается на Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, утвержденный Постановлением администрации Брянской области от 9 ноября 2007 г. N889.
При этом Постановлением администрации Брянской области от 02.04.2012 N299, вступившим в силу с момента его официального опубликования (опубликован в информационном бюллетене "Официальная Брянщина" 16.04.2012), данный документ утратил силу в связи с принятием Закона Брянской области от 2 марта 2012 года N11-З "О порядке предоставления органами местного самоуправления жилых помещений по договорам социального найма лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа".
Указанный Закон Брянской области действовал на момент рассмотрения дела судом первой инстанции.
В соответствии с ч. 1 названного Закона, право на обеспечение жилым помещением в соответствии с настоящим Законом имеют:
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение, но утраченное или признанное в установленном порядке непригодным для проживания в связи с наличием любого из следующих обстоятельств: в результате стихийного бедствия, сноса дома, разрушения (угроза разрушения, аварийное состояние) дома или его части;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение площадью ниже установленной настоящим Законом единой учетной нормы.
Согласно п. 2, 4 ч. 3 Закона от 2 марта 2012 года N11-З жилые помещения в соответствии с настоящим Законом предоставляются по договорам социального найма. Приобретаемые жилые помещения должны отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
При этом, в силу п. 2 ч. 2 Закона, норма предоставления в Брянской области жилых помещений лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, устанавливается соответствующим муниципальным образованием.
Таким образом, суду надлежало при вынесении решения ссылаться на Закона Брянской области от 2 марта 2012 года N11-З "О порядке предоставления органами местного самоуправления жилых помещений по договорам социального найма лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа", в связи с чем судебная коллегия считает необходимым исключить из мотивировочной части решения ссылку суда на Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, утвержденный Постановлением администрации Брянской области от 9 ноября 2007 г. N889.
Иные доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, сомневаться в правильности которой у судебной коллегии не имеется оснований.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Стародубского районного суда Брянской области от 24 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исключить из мотивировочной части решения суда ссылку на Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, утвержденный Постановлением администрации Брянской области от 9 ноября 2007 г. N889.
Председательствующий Л.В. Янишевская
Судьи областного суда Ж.В.Марина
А.А.Тумаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.