Судья Степнов И.А. Дело N 33-469/2013
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Апелляционная судебная инстанция по гражданским деламБрянского областного суда в составе:
Председательствующего: Гоменок З.И.,
судей областного суда: Денисюка О.Н., Мариной Ж.В.,
с участием прокурора: Игнаткиной О.Ф.,
при секретаре: Мажуго Т.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гоменок З.И. "12" февраля 2013 года дело по апелляционному представлению Брянского природоохранного прокурора Брянской области на решение Брянского районного суда Брянской области от "18" декабря 2012 года по делу по заявлению Брянского природоохранного прокурора Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к Управлению лесами Брянской области, ИП ЛНВ о досрочном расторжении договора аренды и прекращении права пользования лесным участком,
УСТАНОВИЛА:
Брянский природоохранный прокурор обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, указывая, что при проведении проверки деятельности Управления лесами Брянской области Брянской природоохранной прокуратуройБрянской области выявлены нарушения действующего природоохранного законодательства. В результате проверки установлено, что между Управлением лесами Брянской области и ИП ЛНВ ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды лесного участка, расположенного на землях лесного фонда ГКУ "Брянское лесничество" в целях осуществления рекреационной деятельности. И арендодатель (Управление лесами Брянской области) и арендатор (ИП ЛНВ) не соблюдают нормы действующего природоохранного законодательства. ИП ЛНВ производит незаконную рубку леса, незаконный вывоз песка, намытого под иловые карты и подъездную дорогу, незаконно вывозит грунт, в свою очередь Управление лесами Брянской области не обеспечивает должного государственного лесного контроля и надзора.
Природоохранной прокуратурой Брянской области в отношении ГКУ "Брянское лесничество" и ИП ЛНВ вынесено предписание об устранении нарушений лесного законодательства и требований пожарной безопасности в лесах, однако предписание не исполнено, договор аренды не расторгнут, ИП ЛНВ продолжает нарушать действующее законодательство. В отношении начальника Управления лесами Брянской области так же вынесено предписание об устранении нарушений лесного законодательства с требованием принять безотлагательные меры к устранению нарушений федерального законодательства и расторгнуть договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ, однако предписание так же не исполнено.
Считает, что в результате несоблюдения ответчиками требований действующего природоохранного законодательства нарушаются законные права и интересы Российской Федерации по владению, пользованию и распоряжению лесным фондом, данные действия влекут незаконное уничтожение лесов, находящихся в федеральной собственности, не способствуют обеспечению РФ многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов, недр для удовлетворения потребностей общества в лесах, лесных ресурсах и недр, выполнению лесами средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций в интересах обеспечения конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
Просил суд:
- обязать Управление лесами Брянской области досрочно расторгнуть договор аренды, заключенный между Управлением лесами Брянской области и ИП ЛНВ ДД.ММ.ГГГГ,
- обязать ИП ЛНВ прекратить пользование лесным участком площадью 6,9 га, имеющего следующее месторасположение: Российская Федерация Брянская область, Брянский район, ГКУ Брянской области "Брянское лесничество" Стяжновское участковое лесничество, квартал 10, выдела 1,5 который является частью лесного участка из состава земель лесного фонда площадью 503959925,6 кв.м., условный кадастровый номер N32-32-02/014/2007-172.
Суд отказал в удовлетворении исковых требований Брянского природоохранного прокурора Брянской области.
В апелляционном представлении Брянский природоохранный прокурор Брянской области просит решение отменить как постановленное в нарушение норм материального и процессуального права.
Заслушав доклад по делу судьи облсуда Гоменок З.И., выслушав представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Судом установлено, что проведенной Брянской природоохранной прокуратурой Брянской области проверкой было установлено, что между Управлением лесами Брянской области и ИП ЛНВ ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды лесного участка, расположенного на землях лесного фонда ГКУ "Брянское лесничество" в целях осуществления рекреационной деятельности.
Проверкой установлено, что при использовании данного земельного участка нарушает нормы действующего законодательства: производится незаконная рубка леса, незаконный вывоз песка, намытого под иловые карты и подъездную дорогу, незаконный вывоз грунта.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления Брянскому природоохранному прокурору Брянской области, исходил и того, что заявителем не представлено никаких надлежащих доказательств нарушения сторонами существенных условий договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, а представленные заявителем доказательства не подтверждают нарушение природоохранного законодательства.
Такие выводы суда не основаны на нормах действующего законодательства и материалах дела.
Статьей 88 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 2 ст. 24 ЛК РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Аналогичное нормы определены ч. 3 ст. 51 настоящего Кодекса.
Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 года N 69 утвержден состав проекта освоения лесов и порядок разработки, пункт 2 раздела 1 которого гласит, что невыполнение гражданином, юридическим лицом, осуществляющими использование лесов, проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком.
Согласно п. 3.4.1 Договора арендатор (ИП ЛНВ) обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, настоящим договором и проектом освоения лесов.
Кроме того, пунктами 3.4.6, 3.4.18 данного договора определено, что арендатор обязан обеспечить охрану арендуемого участка от незаконных рубок в пределах установленных законом полномочий, лесных пожаров и других нарушений лесного законодательства, посредством незамедлительного, в течение суток, информирования арендодателя о выявленных нарушениях лесного законодательства.
Однако, как следует из постановления УУП МО МВД России "Брянский" об отказе в возбуждении уголовного дела от 30.07.2012 года в ходе проверки установлено, что ИП ЛНВ производит вывоз намытого песка в районе Ковшовского лесничества кВ. N 10 (л.д. 121).
В соответствии с постановлением Управления лесами Брянской области от 19.04.2012 года установлено, что ИП ЛНВ в марте 2012 года при организации работ по строительству противопожарного водоема в кВ.10 выд.5 Стяжновского участкового лесничества ГКУ Брянской области "Брянское лесничество" допустила выборку песка в кВ. 10 выд. 1, чем нарушила п. 3.4.1 Договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем ИП ЛНВ была привлечена к административной ответственности.
Отказывая в удовлетворении заявления прокурора, суд обосновывая свой вывод об отсутствии вины ЛНВ в данном правонарушении исходил из того, что данное постановление решением Арбитражного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ отменено. Однако, данное постановление отменено не за отсутствием состава административного правонарушения, а по процессуальным основаниям.
Вместе с тем, судом не принято во внимание, что факт допускаемых нарушений подтверждается актом проверки Брянского лесничества (л.д. 43-46) и предписанием управления лесами о прекращении деятельности, противоречащей условиям проекта освоения лесов на арендуемый лесной участок (л.д. 47-48) и др. доказательствами. Данные акты не оспорены, доказательств, опровергающих данные акты и выявленные нарушения, ответчицей ЛНВ суду не представлено.
Из заявления и.о. директора ГКУ Брянской области "Брянское лесничество" ФВВ следует, что в квартале N 10 выд. 1 Стяжновского участкового лесничества обнаружено самовольное снятие почвы на площади 14975 м 2, так же произведен расчет ущерба, причиненного в результате самовольного снятия почвы (л.д. 135-137).
Согласно закона "О недрах", собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право пользоваться недрами в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ. На территории Брянской области данный порядок определен постановлением администрации Брянской области N 627 от 08.08.2007 года "О порядке добычи общераспространенных полезных ископаемых собственниками, владельцами земельных участков на территории Брянской области". Информацией Комитета природопользования и охраны окружающей среды, лицензирование отдельных видов деятельности Брянской области сообщено, что ИП ЛНВ по вопросу получения заключения об отсутствии (или наличии) запасов общераспространенных полезных ископаемых на территории ГКУ Брянской области "Брянское лесничество" Стяжновское участковое лесничество кВ.10 не обращалась, соответствующего заключения не получала.
Кроме того, из заявления ВРИ директора ГКУ Брянской области "Брянское лесничество" ФВВ и протокола о лесонарушении следует, что на арендуемом участке допущена самовольная рубка сырорастущих деревьев в большом количестве, чем причинен значительный ущерб.
По материалам данных нарушений возбуждено уголовное дело.
Судебная коллегия, исследовав представленные по делу доказательства, приходит к выводу, что арендатором были допущены нарушения условий договора аренды лесного участка п. 3.4.1, согласно которого арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, настоящим договором и проектом освоения лесов, а также нарушения лесного законодательства.
Согласно п. 3.4.6 договора арендатор обязан обеспечить охрану арендуемого участка от незаконных рубок в пределах установленных законом полномочий, лесных пожаров и других нарушений лесного законодательства посредством незамедлительного в течение суток информирования арендодателя о выявленных нарушениях лесного законодательства.
Как следует из представленных доказательств, данные условия договора ЛНВ не соблюдались.
Вышеуказанные нарушения закона стали следствием ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами Управления лесами Брянской области в части обеспечения должного государственного лесного контроля и надзора.
Пунктами 1.2, 2.1 Положения об Управлении лесами Брянской области, утвержденного Постановлением администрации Брянской области N 197 от 03.03.2010 года, определено, что целью Управления является обеспечение рационального, непрерывного и не истощительного использования лесов на участках лесного фонда находящихся на территории Брянской области, основываясь на принципах устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия экосистем, повышении экологического и ресурсного потенциала лесов в интересах Российской Федерации и Брянской области.
Таким образом, факт нарушения действующего законодательства Управлением лесами Брянской области установлен материалами дела.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении заявления Брянского природоохранного прокурора Брянской области.
С учетом изложенного судебная коллегия не может согласиться с решением суда, поэтому считает подлежащим отмене.
Руководствуясь изложенным и ст. 328 ГПК РФ, апелляционная судебная инстанция
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Брянского районного суда Брянской области от "18" декабря 2012 года отменить, принять новое решение.
Заявление Брянского природоохранного прокурора Брянской области удовлетворить.
Обязать Управление лесами Брянской области досрочно расторгнуть договор аренды, заключенный между Управлением лесами Брянской области и ИП ЛНВ ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ИП ЛНВ прекратить пользование лесным участком площадью 6,9 га, имеющего следующее месторасположение: Российская Федерация Брянская область, Брянский район, ГКУ Брянской области "Брянское лесничество" Стяжновское участковое лесничество, квартал 10, выдела 1,5 который является частью лесного участка из состава земель лесного фонда площадью 503959925,6 кв.м., условный кадастровый номер N32-32-02/014/2007-172.
Председательствующий: З.И. ГОМЕНОК
Судьи облсуда: Ж.В. МАРИНА
О.Н.ДЕНИСЮК
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.