Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Зубковой Т.И.,
судей областного суда Алейниковой С.А.,
Тумакова А.А.,
при секретаре Атамамедовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тумакова А.А. 21 февраля 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Брянской области на решение Стародубского районного суда Брянской области от 12 декабря 2012 года по гражданскому делу по иску администрации Брянской области к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N8 по Брянской области о признании права государственной собственности на земельные участки (из числа земель колхоза "..."),
УСТАНОВИЛА:
Администрация Брянской области обратилась в суд с названным иском, мотивируя тем, что Ф.Е.А., О.Т.Т., Е.В.Д., М.И.М., Т.Х.П., Е.М.Я.. Е.М.П., .О.О.Е., Ш.Е.Н., Х.Н.Г. и другие (всего ... человек согласно иску) имели право на условную земельную долю по ... га у каждого из земель сельскохозяйственного назначения в границах колхоза "..." Стародубского района Брянской области, указанные граждане умерли. На день смерти указанных граждан с ними никто не проживал и не был зарегистрирован по месту жительства, в наследственные права никто не вступал. С момента приобретения прав на указанные условные земельные доли по настоящее время ни указанные лица, ни их правопреемники не распоряжались земельными долями и не использовали их в соответствии с целевым назначением более 3 лет. Указанное обстоятельство подтверждается датой смерти указанных граждан и отсутствием материального правопреемства после их смерти.
Кроме того, в "Земельной газете" ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано объявление с предложением собственникам невостребованных земельных долей, в том числе указанным гражданам, в течение 90 дней заявить о своем желании воспользоваться правами собственников невостребованных земельных долей. Заявлений от заинтересованных лиц в установленный законом срок не последовало. Указанные в исковом заявлении граждане не совершали действий, направленных на выделение в натуре причитающихся им земельных долей, а также иных распорядительных действий без выделения земельной доли в натуре, и в связи со смертью и отсутствием материального правопреемства, правомочия собственников указанных земельных долей (и других землепользователей на законных основаниях) не могут быть реализованы в будущем.
В соответствии с ч.5 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002 года N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого и первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки. Образование этого земельного участка осуществляется на основании соответствующего решения субъекта Российской Федерации. Субъект Российской Федерации вправе направить в суд заявление о признании права собственности субъекта Российской Федерации на этот земельный участок.
На основании постановления администрации Брянской области N от ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке были образованы ... земельных участков из ... невостребованных условных земельных долей в границах колхоза "..." "адрес".
В соответствии с ч. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" допускает переход права собственности на земельный участок, образованный в счет невостребованных земельных долей, в собственность РФ.
Истец просит:
1) изъять из долевой собственности образованные в счет ... невостребованных земельных долей земельные участки, расположенные:
"адрес", площадью ... кв.м, кадастровой стоимостью ... рублей, с кадастровым номером N;
"адрес", площадью ... кв.м, кадастровой стоимостью ... рублей, с кадастровым номером N;
"адрес", площадью ... кв.м, кадастровой стоимостью ... рублей, с кадастровым номером N;
"адрес", площадью ... кв.м, кадастровой стоимостью ... рублей, с кадастровым номером N;
"адрес", площадью ... кв.м, кадастровой стоимостью ... рублей, с кадастровым номером N;
"адрес", площадью ... кв.м, кадастровой стоимостью ... рублей, с кадастровым номером N;
"адрес", площадью ... кв.м, кадастровой стоимостью ... рублей, с кадастровым номером N;
"адрес", площадью ... кв.м, кадастровой стоимостью ... рублей, с кадастровым номером N;
"адрес" площадью ... кв.м, кадастровой стоимостью ... рублей, с кадастровым номером N;
"адрес", площадью ... кв.м, кадастровой стоимостью ... рублей, с кадастровым номером N;
"адрес" площадью ... кв.м, кадастровой стоимостью ... рублей, с кадастровым номером N;
"адрес", площадью ... кв.м, кадастровой стоимостью ... рублей, с кадастровым номером N;
"адрес", площадью ... кв.м, кадастровой стоимостью ... рублей, с кадастровым номером N;
"адрес", площадью ... кв.м, кадастровой стоимостью ... рублей, с кадастровым номером N;прекратить право долевой собственности граждан на земельные доли по ... кв.м у каждого из числа земель сельскохозяйственного назначения в границах колхоза "..." Стародубского района Брянской области;признать право государственной собственности Брянской области на указанные выше земельные участки.
Решением Стародубского районного суда Брянской области от 12 декабря 2012 года исковые требования администрации Брянской области оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель администрации Брянской области Беликова О.Г. просит отменить решение суда, указывая, что является необоснованным довод суда об изменении законодательства, поскольку в "Земельной газете" ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано объявление с предложением собственникам в течение 90 дней заявить о своем желании воспользоваться правами собственников невостребованных земельных долей. Заявлений от заинтересованных лиц в установленный законом срок не последовало.
Наследники с момента приобретения наследства не предпринимали никаких действий, связанных с распоряжением условной земельной долей и выделения в натуре причитающихся им земельных долей, а также распорядительных действий без выделения земельной доли в натуре. В результате указанных обстоятельств нарушаются государственные и общественные интересы в сфере экономической деятельности.
Земельные участки, образованные в счет невостребованных земельных долей, прошли государственный кадастровый учет, что является доказательством того, что выделения земельных участков в счет оспариваемых земельных долей, после смерти собственников не проводилось.
Считает, что указанные обстоятельства подлежат исследованию в судебном заседании.
Заслушав доклад по делу судьи облсуда Тумакова А.А., исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании Постановления Администрации Стародубского района от ДД.ММ.ГГГГ N были закреплены в собственность граждан земельные доли в границах колхоза "..." согласно приложенному Списку. Гражданам, указанным в иске, также были выделены в собственность земельные паи в размере ... га каждому.
Согласно постановлению Администрации Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ N "Об образовании земельных участков из земельных долей, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю, в границах колхоза "..." Стародубского района" в счет ... невостребованных земельных долей были образованы ... земельных участков.
В силу требований ч.5 ст. 13 ФЗ от 24.07.2002г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки; образование этого земельного участка осуществляется на основании соответствующего решения субъекта РФ; субъект РФ вправе направить в суд заявление о признании права собственности на этот земельный участок.
В соответствии со ст.6 указанного закона, земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть принудительно изъят у его собственника в судебном порядке в случае не использования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что действующая с 01.07.2011 года редакция ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не предусматривает право субъекта РФ на обращение в суд с заявлением о признании права собственности субъекта Российской Федерации на земельный участок, приходящийся на невостребованные земельные доли. Обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными, может только орган местного самоуправления.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда по следующим основаниям.
Федеральным законом от 29.12.2010 года N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения" в Федеральный закон от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" внесены изменения, в частности введена в действие статья 12.1, которой установлены новые правовые нормы, применяемые к невостребованным земельным долям. Указанные изменения вступили в силу с 1 июля 2011 года, что отражено в статье 8 данного Федерального закона.
В соответствии с требованиями п.8 ст. 12.1 Закона Федерального Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьёй порядке невостребованными, может только орган местного самоуправления.
Согласно ст.8 Федерального закона от 21 декабря 2010 года N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения", настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2011 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления в силу. Для ст. 12.1 указанного закона иных сроков вступления в силу законодателем не определено.
В силу ст. 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных Конституционных законов Федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
Законодательством было определено, что Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения" вступает в силу с 01 июля 2011 года, а, следовательно, и ст.12.1 вступила в силу с 01 июля 2011 года.
Иных сроков вступления данной статьи в силу законодателем не предусмотрено.
Настоящее исковое заявление истцом было направлено 12 ноября 2012 года (поступило в суд 14.11.2012 года), следовательно, администрация Брянской области не является надлежащим истцом по заявленным требованиям.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение судом постановлено в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела и оснований к отмене решения по доводам, изложенным в жалобе, не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Стародубского районного суда Брянской области от 12 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Т.И.Зубкова
Судьи областного суда: С.А. Алейникова
А.А.Тумаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.