Апелляционное определение СК по гражданским делам Брянского областного суда от 19 февраля 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего ПЕТРАКОВОЙ Н.В.
судей областного суда СИДОРЕНКОВОЙ Е.В. ДЕНИСЮКА О.Н.
при секретаре ГИНЬКИНОЙ О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Петраковой Н.П. 19 февраля 2013 года дело по апелляционным жалобам ФИО1 на решение Дятьковского городского суда Брянской области от 16 августа 2012 года и дополнительное решение Дятьковского городского суда Брянской области от 22 ноября 2012 года по делу по иску ФИО1 к МУП г. Дятьково водопроводно-канализационного хозяйства (ВХК) о приобретении, замене и монтаже водосчетчика, с последующей бесплатной пломбировкой, признании незаконными действий по пломбировке приборов учета, понуждении заключения с потребителями договоров водоснабжения с указанием бесплатной пломбировки приборов учета, возврате 310 руб., взыскании компенсации морального вреда, признании незаконным расчета стоимости работ по приемке в эксплуатацию водосчетчика,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к МУП г. Дятьково водопроводно-канализационного хозяйства (ВХК) о приобретении, замене и монтаже водосчетчика, с последующей бесплатной пломбировкой, признании незаконными действий по пломбировке приборов учета, понуждении заключения с потребителями договоров водоснабжения с указанием бесплатной пломбировки приборов учета, возврате 310 руб., взыскании компенсации морального вреда, признании незаконным расчета стоимости работ по приемке в эксплуатацию водосчетчика. В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что проживает в частном домовладении N по "адрес". 02.09.2004 г. работником МУП г. Дятьково в его домовладении был установлен водосчетчик. В октябре 2011 года он получил от ответчика предупреждение о необходимости поверки или замены водосчетчика в срок до 20.11.2011 г., после чего он самостоятельно произвел замену водосчетчика и обратился к ответчику с просьбой принять водосчетчик в эксплуатацию и поставить на учет с последующим ведением отчетности, на что ему со стороны ответчика был дан ответ о необходимости оформления заявки на приемку водосчетчика, оплате данного вида работ согласно утвержденных на предприятии расценок. Полагая, что ответчик ненадлежащим образом исполняет свои обязанности как эксплуатирующая организация, ФИО1 обратился в суд за защитой нарушенного права и просил удовлетворить заявленные им требования в полном объеме.
Решением Дятьковского городского суда Брянской области от 16 августа 2012 года и дополнительным решением Дятьковского городского суда Брянской области от 22 ноября 2012 года исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
В апелляционных жалобах ФИО1 просит отменить основное и дополнительное решение городского суда, указывая на вышеизложенные обстоятельства, неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Петраковой Н.П., выслушав объяснения ФИО1, поддержавшего доводы жалоб, проверив материалы дела, изучив доводы жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 проживает в частном домовладении N по "адрес". 02.09.2004 г. между муниципальным унитарным предприятием водопроводно-канализационного хозяйства г. Дятьково и ФИО1 был заключен договор N на предоставление услуг по водоснабжению и канализации для абонентов, проживающих в частном жилом фонде. Согласно условий договора учет количества израсходованной питьевой воды производится согласно показаниям прибора учета воды, установленного в домовладении истца. В октябре 2011 года в адрес истца ответчиком было направлено предупреждение о необходимости произвести поверку или замену водосчетчика в срок до 20.11.2011 г.
Рассматривая по существу заявленные истцом требования, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание письмо Министерства экономики Российской Федерации за N 7-308 от 26 марта 1999 года где указано, что на федеральном уровне определен порядок только по установлению ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения, поэтому официально утвержденных перечней других услуг, оказываемых жилищно-коммунальными организациями на платной и бесплатной основе не существует. Плата может взиматься за услуги, затраты по которым не включены в оплату жилья и коммунальных услуг, носящие непостоянный характер и выполнение которых не входит в должностные обязанности работников жилищно-коммунального хозяйства.
Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", установлено, что федеральный законодатель, определяя способы государственного регулирования энергосбережения, в том числе путем установления: требований к обороту отдельных товаров, функциональное назначение которых предполагает использование энергетических ресурсов; обязанностей по учету используемых энергетических ресурсов; требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений; обязанности проведения энергетического обследования; требований к энергетическому паспорту; обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (статья 9), одновременно относит установление принципов, общих стандартов, предъявляемых к энергосбережению, в том числе требований предъявляемых к оплате потребителем услуг горячего и холодного водоснабжения и канализации по показаниям приборов учета, прав и обязанностей исполнителей и потребителей при приборном учете потребления холодной и горячей воды; требований, предъявляемых к выбору типов приборов учета холодной и горячей воды для установки в квартирах жилых зданий, а также устанавливаемых на водопроводных вводах в жилые дома, к полномочиям федеральных органов государственной власти.
Согласно статье 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены названным выше Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
В соответствии с пунктами 7-8 ст. 13 вышеназванного ФЗ собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену. Действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
В силу п. 9 ст. 13 этого же Закона с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
До 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 статьи 13 названного выше Федерального закона обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 данной статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 данной статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 данной статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, от 27 августа 2012 года) утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которыми урегулированы отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.
Этим же Постановлением регламентированы весьма обстоятельно права и обязанности потребителя. Указано, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки.
С учетом изложенного, исследовав обстоятельства дела, оценив доводы участников процесса в их совокупности, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции как основанными на материалах дела и не противоречащих требованиям закона.
Доводы апелляционных жалоб не опровергают правомерность постановленного по делу решения, поскольку направлены на иную, нежели у суда, оценку фактических обстоятельств дела и подлежащих применению к возникшим правоотношениям норм материального и процессуального права.
Оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобах не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дятьковского городского суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительное решение Дятьковского городского суда Брянской области от 22 ноября 2012 года оставить без изменения, а доводы жалоб ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий ПЕТРАКОВА Н.П.
Судьи областного суда СИДОРЕНКОВА Е.В.
ДЕНИСЮК О.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.