Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.,
судей Огудиной Л.В. и Семёнова А.В.
при секретаре Савельевой Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 22 января 2013 года дело по апелляционной жалобе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областной противотуберкулезный диспансер" на решение Октябрьского районного суда города Владимира от 7 ноября 2012 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора г. Владимира удовлетворить.
Обязать ГБУЗ ВО "Областной противотуберкулезный диспансер" устранить нарушения Федерального закона N99-ФЗ от 04.05.2011 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" путем получения лицензии на фармацевтическую деятельность в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ГБУЗ ВО "Областной противотуберкулезный диспансер" госпошлину в доход местного бюджета **** рублей.
Заслушав доклад судьи Семёнова А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Владимира обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ ВО "Областной противотуберкулезный диспансер" об устранении нарушений Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" путем получения лицензии на фармацевтическую деятельность.
В обоснование требований прокурор указал, что в силу действующего законодательства отдельными видами деятельности юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения - лицензии. К такому виду деятельности относится фармацевтическая деятельность.
Ответчик при осуществлении медицинской деятельности, которая в соответствии с учредительными документами юридического лица является его основным видом деятельности, осуществляет хранение лекарственных средств и препаратов для медицинского применения. Действующее положение о лицензировании фармацевтической деятельности предусматривает в соответствующем перечне данный вид работ, услуг. Таким образом, ответчик осуществляет фармацевтическую деятельность. В нарушение Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" данная деятельность осуществляется ответчиком без лицензии.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Владимира Скорлупин А.Ю. требований поддержал, просил их удовлетворить. Суду пояснил, что в ходе прокурорской проверки установлено, что ответчик осуществляет фармацевтическую деятельность, связанную с хранением лекарственных средств и препаратов для медицинского применения, оказывает медицинскую помощь с применением лекарственных средств и препаратов для медицинского применения без соответствующей лицензии на фармацевтическую деятельность.
Представители ответчика Потемкина А.В. и Волченков Г.В. иск не признали, просили в удовлетворении требований отказать. Суду пояснили, что в соответствии с законом фармацевтической деятельностью является оптовая и розничная торговля лекарственными средствами и препаратами. Хранение, перевозка, отпуск, изготовление лекарственных препаратов, для отнесения к фармацевтической деятельности должны быть связаны с оптовой или розничной торговлей. ГБУЗ ВО "Областной противотуберкулезный диспансер" в соответствии с учредительными документами является медицинской организацией, которая не имеет структурных подразделений, осуществляющих оптовую или розничную торговлю лекарственными средствами и препаратами, находится в черте г. Владимира. Осуществление медицинской деятельности предполагает хранение определенного запаса медикаментов, что регламентировано правилами их хранения и не может рассматриваться как фармацевтическая деятельность. Для выполнения заявленных требований необходимо внесение соответствующих изменений в учредительные документы, которые в настоящее время не предусматривают возможность осуществления фармацевтической деятельности.
Представитель третьего лица Департамента здравоохранения администрации Владимирской области Кузин И.С. согласился с заявленными требованиями.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене решения, как постановленного с нарушением норм материального права.
На жалобу представлены письменные возражения прокурора.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон и третьего лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке предусмотрены статьей 330 ГПК РФ. Одним из таких оснований является неправильное применение судом норм материального права, в том числе неправильное истолкование закона. При рассмотрении дела судом были допущены такие нарушения.
При рассмотрении данного дела суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела и определил закон, регулирующий спорные правоотношения и подлежащий применению в данном случае.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что в силу п.47 ст.12 Федерального закона N99-ФЗ от 04.05.2011 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность в Российской Федерации подлежит обязательному лицензированию и осуществление указанной деятельности без соответствующей лицензии не допускается.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком осуществляется фармацевтическая деятельность, связанная с хранением лекарственных средств и препаратов для медицинского применения, оказывается доврачебная, амбулаторно-поликлиническая, специализированная, стационарная медицинская помощь с применением средств и препаратов для медицинского применения.
Данный вывод суда первой инстанции, по мнению судебной коллегии, основан на неверном истолковании действующего законодательства.
Действующее законодательство под фармацевтической деятельностью понимает деятельность, включающую в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов (ст. 4, Федерального закона от 12.04.2010 N61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств").Конструкция данной нормы позволяет сделать вывод об отнесении к фармацевтической деятельности только оптовой торговли лекарственными средствами, включая их хранение и перевозку, а также розничной торговли лекарственными препаратами, включая их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Указанной статьей определены понятия организации оптовой торговли лекарственными средствами, под которой понимается организация, осуществляющая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку в соответствии с требованиями данного Федерального закона, и понятие аптечной организации, под которой понимается организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями данного Федерального закона.
Хранение лекарственных средств как один из элементов обращения лекарственных средств, в силу ст.58 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" осуществляется производителями лекарственных средств, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, медицинскими организациями, ветеринарными организациями и иными организациями, осуществляющими обращение лекарственных средств.
Правила хранения лекарственных средств для медицинского применения в соответствии с ч. 2 ст.58 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N706н.
В соответствии с п.1 Правил, они регламентируют условия хранения указанных лекарственных средств и распространяются на производителей лекарственных средств, организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, медицинские и иные организации, осуществляющие деятельность при обращении лекарственных средств, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность (далее соответственно - организации, индивидуальные предприниматели).
Системный анализ указанных норм позволяет сделать вывод, что хранение лекарственных средств для медицинского применения осуществляется не только субъектами фармацевтической деятельности, но и иными лицами - производителями лекарственных средств, медицинскими и иными организациями, осуществляющими деятельность при обращении лекарственных средств, индивидуальными предпринимателями при наличии лицензии на фармацевтическую деятельность или лицензии на медицинскую деятельность.
Субъектами фармацевтической деятельности в соответствии с п.1 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 являются организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, ветеринарные аптечные организации, а также медицинские организации и их обособленные подразделения (центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики, амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации (далее соответственно - медицинские организации, обособленные подразделения медицинских организаций), ветеринарные организации, и индивидуальные предприниматели.
Таким образом, медицинские организации являются субъектами фармацевтической деятельности в случае нахождения их самих или их структурных подразделений в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, или при наличии у медицинской организации структурного подразделения, осуществляющего розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения - аптечной организации.
Как следует из материалов дела местом нахождения учреждения и его структурных подразделений в соответствии с п.1.4 Устава является г. Владимир, на момент вынесения решения суда, учредительные документы ответчика не предусматривают осуществление им или его структурными подразделениями фармацевтической деятельности.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что хранение ответчиком лекарственных средств и препаратов для медицинского применения, оказание им доврачебной, амбулаторно-поликлинической, специализированной, стационарной медицинская помощи с применением лекарственных средств и препаратов для медицинского применения при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, не связанные с осуществлением оптовой или розничной торговли лекарственными средствами, фармацевтической деятельностью не являются и отдельного лицензирования не требуют.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований противоречит действующему законодательству, что в силу ч.2 ст.330 ГПК РФ влечет отмену судебного решения.
В соответствии с п.2 ст.328 ГПК РФ судебная коллегия принимает новое решение об отказе прокурору г. Владимира в иске к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области "Областной противотуберкулезный диспансер".
В соответствии со ст. 102 ГПК РФ понесенные ответчиком в связи с рассмотрением дела издержки, подлежат возмещению за счет средств соответствующего бюджета. В данном случае государственная пошлина в сумме **** рублей, уплаченная при подаче апелляционной жалобы, подлежит возмещению ответчику за счет средств местного бюджета МО г. Владимир.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 7 ноября 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Прокурору г. Владимира в иске к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области "Областной противотуберкулезный диспансер" отказать.
Возместить государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области "Областной противотуберкулезный диспансер" государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме **** (****) рублей за счет средств местного бюджета МО г. Владимир.
Председательствующий: Р.Е. Судакова
Судьи: Л.В. Огудина
А.В. Семёнов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.