Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.,
судей Гришиной Г.Н. и Семенова А.В.,
при секретаре Киселевой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 12 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Киржачском районе Владимирской области на решение Киржачского районного суда Владимирской области от 20 ноября 2012 года, которым постановлено:
Исковые требования Бажина Валерия Павловича удовлетворить.
Включить Бажину Валерию Павловичу в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периоды:
- с **** по **** - прохождения службы в составе ****;
- с **** по **** в должности **** ****;
- с **** по ****, с **** по ****, с **** по ****, с **** по ****, с **** по ****, с **** по ****, с **** по ****, с **** по ****, с **** по ****, с **** по **** - прохождения курсов повышения квалификации;
- с **** по **** в должности **** ****.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Киржачском районе Владимирской области назначить Бажину Валерию Павловичу досрочную трудовую пенсию по старости с ****.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Киржачском районе Владимирской области в пользу Бажину Валерию Павловичу судебные расходы в размере **** рублей.
Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения представителя УПФ РФ (ГУ) в Киржачском районе Калиной О.Н., просившей об отмене решения, истца Бажина В.П. и его представителя Синицына Н.В., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бажин В.П. обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Киржачском районе Владимирской области о включении в специальный стаж времени прохождения службы в составе **** с **** по ****, периодов работы с **** по **** в должности **** ****, с **** по **** в должности **** ****, времени нахождения на курсах повышения квалификации с **** по ****, с **** по ****, с **** по ****, с **** по ****, с **** по ****, с **** по ****, с **** по ****, с **** по ****, с **** по ****, с **** по ****, а также о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с ****.
В обоснование иска указал, что имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, однако при обращении в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Киржачском районе Владимирской области за назначением такой пенсии, он получил отказ.
В судебном заседании истец Бажин В.П. поддержал заявленные требования.
Представители ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Киржачском районе Владимирской области Калина О.Н. и Репина О.В. исковые требования не признали, сослались на то, что в спорные периоды истец не занимался педагогической деятельностью, подлежащей включению в специальный стаж, в связи с чем, указанные истцом периоды не подлежат включению в специальный стаж.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Киржачском районе Владимирской области просит отменить указанное решение, считая его незаконным и необоснованным, при этом просит вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, находит решение суда законным и обоснованным.
Рассматривая требования Бажина В.П. в части включения в специальный стаж периода **** по призыву с **** по ****, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что на момент прохождения Бажиным В.П. службы действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, в то время как дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного обеспечения.
В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 этой же нормы Закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Принцип правовой определенности, в данном случае, состоит в возможности применения к спорным правоотношениям тех нормативных актов пенсионного законодательства, которые действовали в соответствующий период трудовой деятельности.
Анализ такого разъяснения позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на введение с 01.01.2002 г. нового правового регулирования, к периодам работы до указанной даты следует применять нормативные правовые акты, которые регулировали порядок исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет в каждом конкретном периоде.
В период прохождения Бажиным В.П. службы в ****, действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в соответствии с подп. "г" п. 1 которого, учителям и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются служба в составе ****.
На основании п. 4 указанного Положения, служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы учителей в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на получение пенсии за выслугу лет.
Из материалов дела видно, что решением комиссии ответчика по рассмотрению пенсионных вопросов от **** **** Бажину В.П. отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа, в который не было включено время прохождения службы в составе **** с **** по ****.
Из военного билета **** **** следует, что Бажин В.П. проходил **** с **** по **** (л.д. 17).
Стаж работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на получение пенсии за выслугу лет у Бажина В.П. составляет 22 года 04 месяца 14 дней, вместо требуемых 2/3 (16,8 лет), которые включены в специальный стаж ответчиком в добровольном порядке.
Таким образом, Бажин В.П., имея стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью более 16 лет 8 месяцев (2/3), имеет право на зачет указанного периода службы в армии в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о его праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило его в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не свидетельствуют о неправильности постановленного по делу решения и не может повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, поскольку иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Ссылка в жалобе на п. 3 Порядка зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в ****, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, утвержденного Приказом Министерства Просвещения СССР от 16.05.1985 г. N 94, которым включение в специальный стаж педагогических работников службы в армии поставлено в зависимость от занятия педагогической деятельностью до прохождения данной службы и по ее окончании, не влечет отмены решения суда первой инстанции, поскольку названный Порядок зачета времени работы и иных периодов в педагогический стаж является приложением к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения и вопросы исчисления специального стажа для назначения трудовой пенсии не регулирует.
Нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими в период прохождения Бажиным В.П. военной службы, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
Согласно пункту 1 названного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям и другим работникам просвещения служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности при единственном условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на получение пенсии за выслугу лет.
Рассматривая требования Бажина В.П. о включении в специальный стаж периодов работы с **** по **** в должности **** **** и **** по **** в должности **** ****, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в указанное время истец был занят работой, которая подлежит включению в специальный стаж.
Согласно пункту 3 вышеуказанных Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
В разделе "Наименование учреждений" утвержденного Списка приведены конкретные наименования учреждений образования, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В разделе "Наименование должностей" вышеуказанного Списка поименованы должности, занятие которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Бажин В.П. с **** по **** и с **** по **** работал в должности **** **** и в должности **** **** соответственно.
Судом также установлено, что школа, в которой Бажин В.П. начал работать с **** в различные периоды именовалась по разному, в том числе и как "****", и как "****". Однако, предмет деятельности, цели и задачи школы, организация и обеспечение образовательного процесса не изменялись на протяжении всего периода.
Следовательно, с **** Бажин В.П. работал в одном и то же учреждении образования - ****.
Занимаемая истцом должность "****" указана в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка.
Согласно пункту 1.1 раздела "Наименование учреждений" Списка к учреждениям, работа "директором" в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью, относятся "****".
Подпунктом "а" пункта 8 Правил, установлено, что в стаж работы засчитывается работа в должности **** учреждений, указанных в пунктах 1.1, 1.2 и 1.3 (кроме детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии) и пунктах 1.4 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, за период до 1 сентября 2000 года независимо от ведения преподавательской работы. Указанная работа за период, начиная с 1 сентября 2000 года, засчитывается в стаж работы при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год).
Таким образом, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, пришел к правильному выводу о включении спорных периодов работы в **** и в **** в специальный стаж Бажина В.П. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, поскольку в данное время истец был занят работой, предусмотренной Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Утверждение ответчика о незаконности решения суда первой инстанции в данной части не может быть принято во внимание, поскольку основано на ошибочном толковании положений пенсионного законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Приведенные в обоснование несогласия с решением суда в данной части доводы являлись предметом проверки суда первой инстанции и в решении им дана надлежащая оценка, оснований сомневаться в правильности которой судебная коллегия не находит, полагая их законными и обоснованными.
В периоды с **** по ****, с **** по ****, с **** по ****, с **** по ****, с **** по ****, с **** по ****, с **** по ****, с **** по ****, с **** по **** и с **** по **** Бажин В.П. находился на курсах повышения квалификации. Данное обстоятельство подтверждается справкой **** от **** (л.д. 41).
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516.
Согласно п. 4 указанных Правил, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 187 Трудового кодекса РФ определено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В материалах дела имеется справка работодателя о прохождении Бажиным В.П. курсов повышения квалификации в должности и учреждении, поименованных Списком, следовательно, данные периоды являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Учитывая изложенное, а также, то обстоятельство, что повышение квалификации является обязательным условием для дальнейшего выполнения педагогом своих профессиональных должностных обязанностей, суд правомерно включил вышеуказанные периоды в льготный стаж.
Данный вывод суда соответствует положениям законодательства, в связи с чем, доводы жалобы о том, что вышеуказанные периоды работы не подлежат зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отклоняются.
Учитывая, что на **** стаж педагогической деятельности Бажина В.П. составил более 25 лет, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с указанной даты.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киржачского районного суда Владимирской области от 20 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Киржачском районе Владимирской области - без удовлетворения.
Председательствующий Судакова Р.Е.
Судьи Гришина Г.Н.
Семенов А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.