Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.,
судей Гришиной Г.Н. и Семенова А.В.,
при секретаре Кузьминых Е.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 07 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе и дополнении к апелляционной жалобе Ломакина А.С. на решение Ленинского районного суда города Владимира от 22 ноября 2012 года, которым постановлено:
В иске Ломакину А.С. к Военному комиссариату Владимирской области об оспаривании установленного размера пенсии с **** и перерасчете пенсии - отказать.
Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения представителя Военного комиссариата Владимирской области Курникова Г.С., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ломакин А.С. обратился в суд с иском к военному комиссариату Владимирской области, в котором просил обязать произвести повышение разряда его должностного оклада согласно Приложению N 1 Постановления Правительства РФ от 05 декабря 2011 года N 992, произвести перерасчет выплачиваемой пенсии согласно ст. 22 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" 12 февраля 1993 года N 4468-1, исчислив ее размер с **** в сумме **** и обязать выплатить недополученную пенсию с **** в размере **** ежемесячно.
В обоснование иска указал, что является получателем пенсии в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" с выслугой лет 25 лет 10 месяцев. Уволен из рядов **** в **** году по болезни, является **** в отставке и имеет **** группу инвалидности по заболеванию, полученному в период прохождения военной службы.
Размер его пенсии, исчисленной с учетом должностного оклада, оклада по воинскому званию и надбавки за выслугу лет, с применением соответствующих коэффициентов, с **** должен составлять ****. Вместе с тем, размер пенсии, исчисленный ответчиком, на указанную дату составил ****.
Занижение размера пенсии произошло по причине неправильного установления ответчиком его должностного оклада в размере **** согласно **** тарифному разряду, что соответствует должности ****. Однако, он уволен с военной службы с вышестоящей должности ****, которое по штатному составу и рангу войсковых частей соответствует ****.
Также, ответчиком неправильно исчислена надбавка к пенсии, установленная ст. 22 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в размере 75 %, поскольку указанное процентное значение применено к расчетной величине, полученной с учетом первого понижающего коэффициента **** и без учета доплаты, полагающейся в размере 3% за каждый год службы свыше 20 лет.
В судебное заседание истец Ломакин А.С. не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика военного комиссариата Владимирской области Курников Г.С. исковые требования не признал, пояснив, что с 01 января 2012 года истцу произведен перерасчет выплачиваемой пенсии с учетом изменений пенсионного законодательства, регулирующего порядок ее выплаты. Занимаемая истцом на дату увольнения с военной службы должность не является типовой, в связи с чем, размер оклада истца по воинской должности определен военным комиссариатом по данным Главного финансово-экономического управления Министерства обороны РФ по **** тарифному разряду. При расчете пенсии истца применены все полагающиеся коэффициенты и надбавки. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Ломакин А.С. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которых основывал свои требования в суде первой инстанции. Считает, что судом ошибочно подтверждена законность исчисления размера его пенсии с учетом оклада по воинскому званию исходя из **** тарифного разряда. Полагает, что в случае отсутствия должности в нормативно-правовых актах Правительства РФ, с учетом которой должен быть определен оклад и установлен тарифный разряд, данные показатели должны быть установлены судом. Также настаивает на неправильном расчете пенсии с применением коэффициентов и надбавок.
В заседание суда апелляционной инстанции истец Ломакин А.С. не явился, о явке извещался по правилам ст. 113 ГПК РФ, представил в суд письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями Законами РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (ред. от 08 ноября 2011 года) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Федерального закона от 08 ноября 2011 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39, ч. 1); законодатель вправе определять механизм реализации данного конституционного права (ст. 39, ч. 2), в том числе устанавливать виды пенсий, основания приобретения права на них отдельными категориями граждан и правила исчисления их размеров.
Осуществляя предоставленные ему полномочия, федеральный законодатель в Законе Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" установил правовые основания и условия назначения, нормы, порядок пенсионного обеспечения и исчисления размера пенсий лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, распространив его на лиц рядового и начальствующего состава, уволенных с военной службы военнослужащих (ст. 1 Закона N 4468-1).
В соответствии с п. "б" ст. 22 указанного Закона, пенсия по инвалидности лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, устанавливается в следующих размерах: инвалидам вследствие заболевания, полученного в период военной службы, I и II групп - 75 процентов, III группы - 30 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона.
Согласно ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (в ред. от 08 ноября 2011 года) пенсии, назначаемые лицам, к числу которых относится истец, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.
Согласно п.п. 6 ч. 13 ст. 2 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания устанавливается в размере 40 процентов - при выслуге 25 лет и более.
В соответствии с Федеральным законом от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федеральным законом от 08 ноября 2011 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Постановлением Правительства РФ N 992 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту", с 01 января 2012 года был произведен перерасчет ранее назначенных пенсий исходя из вновь установленных размеров окладов по воинским должностям и окладам по воинским званиям, а также новых норм ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания.
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 05 декабря 2011 года N 992 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту" установлено, что в случае если размер пенсии, исчисленный с применением окладов, установленных вышеуказанным Постановлением, не достиг уровня пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01 января 2012 года, указанный уровень пенсионного обеспечения сохраняется до приобретения права на пенсию в большем размере.
Как установлено судом, Ломакин А.С. является военным пенсионером с **** и состоит на пенсионном обеспечении в военном комиссариате Владимирской области.
Пенсия истцу назначена исходя из выслуги лет в льготном исчислении - 25 лет (л.д. 25).
С **** истцу установлена **** группа инвалидности по заболеванию, полученному в период прохождения военной службы, в связи с чем, с указанного времени он получает пенсию по инвалидности.
Судом также установлено, что до **** размер пенсии истца составлял ****, включая ежемесячную доплату в размере ****, после указанной даты размер пенсии увеличился и составляет ****.
Таким образом, в связи с изменением правового регулирования вопросов о социальных гарантиях военнослужащих и пенсионеров из числа военнослужащих ухудшения имущественного положения истца не произошло, напротив, пенсия истца была увеличена, и ее размер значительно превышает размер ранее получаемой им пенсии.
Довод истца о том, что занимаемая им должность является нетиповой, в связи с чем, тарифный разряд для исчисления пенсии должен быть определен судом, является несостоятельным, основанным на ошибочном толковании положений пенсионного законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", с изменениями, внесенными Федеральным законом от 07 мая 2002 года N 49-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот", было предусмотрено приведение в соответствие воинских должностей к должностным окладам государственных служащих, введены понятия типовых воинских должностей, оклады по которым поручено установить Правительству Российской Федерации, и нетиповых воинских должностей, оклады по которым было поручено установить Министру обороны РФ, применительно к окладам по типовым воинским должностям, установленным Правительством РФ.
Во исполнение вышеназванного Федерального закона и Указов Президента Российской Федерации 04 марта 2002 года N 249 "О мерах по совершенствованию системы денежного довольствия военнослужащих" и от 01 июня 2002 года N 537 "О денежном довольствии военнослужащих", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2002 года N 462 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих" Министерству обороны Российской Федерации было поручено установить размеры окладов по нетиповым воинским должностям военнослужащих исходя из окладов типовых должностей военнослужащих.
Судом установлено, что порядок установления размеров окладов по нетиповым воинским должностям военнослужащих и военных пенсионеров определен директивой Министра обороны Российской Федерации 28.06.2002 N 180/3/390 и возложен на Главное финансово-экономическое управление Министерства обороны Российской Федерации (Департамент социальных гарантий Министерства обороны РФ).
Таким образом, суд не является органом, уполномоченным устанавливать размер окладов по нетиповым воинским должностям, поскольку вышеуказанными нормами указанные функции отнесены к компетенции Министерства обороны РФ.
Из материалов дела видно, что Ломакин А.С. на дату увольнения из рядов вооруженных сил занимал воинскую должность "****", воинское звание "****" (л.д. 25).
Данная должность является нетиповой воинской должностью и не включена в Постановление Правительства РФ от 26 июня 2002 года N 462 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих".
В связи с чем, размер оклада истца по занимаемой им воинской должности с отнесением ее к соответствующему тарифному разряду по штатным воинским должностям определяется Министерством обороны РФ, которым данные функции возложены на Главное финансово-экономическое управление Министерства обороны Российской Федерации.
Судом установлено, что с 01 июля 2002 года занимаемая истцом воинская должность отнесена Главным финансово-экономическим управлением Министерства обороны Российской Федерации к **** разряду по штатным воинским должностям. Впоследствии разряд не изменялся.
При таких обстоятельствах, учитывая, что оклад истца по занимаемой им нетиповой воинской должности установлен уполномоченным органом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для расчета пенсии истца по иным тарифным разрядам.
Суд первой инстанции проверил доводы сторон, в том числе правомерность и обоснованность начисления ответчиком пенсии истцу в соответствии с механизмом, введенным с 01 января 2012 года, и правильность исчисления ее размера, и пришел к обоснованному выводу о том, что нарушений пенсионных прав истца ответчиком не допущено.
Оспаривая размер начисленной пенсии, истец фактически настаивает на применении при ее исчислении положений ст. 14 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которые не регулируют порядок начисления и расчета пенсии по инвалидности, получаемой истцом.
Следовательно, данные нормы не подлежат применению к спорным правоотношениям.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Иные доводы, влекущие отмену решения, истец в апелляционной жалобе не привел.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Владимира от 22 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнительную жалобу Ломакина А.С. - без удовлетворения.
Председательствующий Судакова Р.Е.
Судьи Гришина Г.Н.
Семенов А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.