Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.,
судей Гришиной Г.Н. и Семенова А.В.,
при секретаре Киселевой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 31 января 2013 года дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Коврове Владимирской области на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 28 ноября 2012 года, которым постановлено:
Исковые требования Тихомирова О.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Коврове Владимирской области о признании права на пенсионное обеспечение по выслуге лет, удовлетворить.
Признать за Тихомировым О.В. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью.
Обязать ГУ "Управление пенсионного фонда РФ в городе Коврове" включить в специальный стаж для назначения трудовой пенсии Тихомирову О.В., **** г. рождения, период прохождения службы в **** с **** по ****, период работы с **** по **** в должности **** ****, период работы с **** по **** в должности **** в ****, назначить выплату пенсии с ****.
Взыскать с ГУ "Управление Пенсионного фонда РФ в городе Коврове" в пользу Тихомирова О.В. расходы по госпошлине в размере **** р. (**** рублей).
Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения представителя УПФ РФ (ГУ) Лозьяновой М.А., просившей об отмене решения в обжалуемой части, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тихомиров О.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Коврове Владимирской области о признании за ним права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, включении в специальный стаж времени прохождения службы в **** с **** по ****, периодов работы с **** по **** в должности **** **** и с **** по **** в должности **** в ****, а также назначении досрочной трудовой пенсии по старости с ****.
В обоснование иска указал, что имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, однако при обращении в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Коврове Владимирской области за назначением такой пенсии, он получил отказ.
В судебном заседании истец Тихомиров О.В. поддержал заявленные требования.
Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Коврове Владимирской области Лозьянова М.А. исковые требования не признала, ссылаясь на то, что в спорные периоды истец не занимался педагогической деятельностью, подлежащей включению в специальный стаж. Пояснила, что вопрос о включении в специальный стаж истца периода прохождения им службы в **** не являлся предметом рассмотрения комиссии Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Коврове Владимирской области по назначению досрочной трудовой пенсии по старости. Указала на то, что действующим пенсионным законодательством включение службы в **** в специальный стаж не предусмотрено.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Коврове Владимирской области просит отменить указанное решение в части удовлетворения требований Тихомирова О.В. о включении в специальный стаж периода прохождения им службы в **** с **** по ****, периода работы с **** по **** в должности **** в ****, а также в части признания за истцом права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и назначения ему такой пенсии с ****, считая его в этой части незаконным и необоснованным, при этом просит вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В заседание суда апелляционной инстанции истец Тихомиров О.В. не явился, о явке извещался по правилам ст. 113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представил, просьб об отложении слушания дела не заявлял, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца.
Судебная коллегия, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения.
Решение суда в части удовлетворения требования Тихомирова О.В. о включении в специальный стаж периода работы с **** по **** в должности **** ****, лицами, участвующими в деле, не обжалуется.
Оснований для проверки решения суда первой инстанции в полном объеме с учетом положений ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия не находит. Таким образом, решение в этой части подлежит оставлению без изменения.
При рассмотрении дела судом первой инстанции определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен материальный закон и постановлено обоснованное решение.
В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 этой же нормы Закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Принцип правовой определенности, в данном случае, состоит в возможности применения к спорным правоотношениям тех нормативных актов пенсионного законодательства, которые действовали в соответствующий период трудовой деятельности.
Анализ такого разъяснения позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на введение с 01.01.2002 г. нового правового регулирования, к периодам работы до указанной даты следует применять нормативные правовые акты, которые регулировали порядок исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет в каждом конкретном периоде.
Из материалов дела видно, что решением комиссии по рассмотрению пенсионных вопросов от **** **** Тихомирову О.В. отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа. В специальный стаж не были включены:
- период работы с **** по **** в должности **** **** и период работы с **** по **** в должности **** в **** со ссылкой на то, что Списком должностей и учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, "****" и "****" не поименованы.
Удовлетворяя исковые требования в оспариваемой части, суд руководствовался нормативными актами, действовавшими в спорный период - постановлением СМ СССР от 17 декабря 1959 года "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".
Данным Постановлением были утверждены: перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".
В соответствии с подп. "г" п. 1 и абз. 2 п. 2 Положения, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР и работа по специальности в школах.
На основании п. 4 указанного Положения, служба в составе Вооруженных Сил СССР и работа по специальности в школах засчитывались в стаж работы учителей в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на получение пенсии за выслугу лет.
Работа в должности руководителя кружка в школе относится к педагогической работе в соответствии с п.п. "а" п. 87 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденного приказом Минпроса СССР N 94 от 16 мая 1985 года.
Таким образом, работа истицы в должности **** в **** относится к работе по специальности и подлежит зачету в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в соответствии с п. 2 Положения от 17.12.1959 г. N 1397.
Как видно из трудовой книжки истца, в период с **** по **** Тихомиров О.В. проходил службу в **** (л.д.8).
Из военного билета **** **** видно, что Тихомиров О.В. проходил военную службу по **** с **** по **** (л.д. 15).
С **** по **** 1 года (решение **** от **** с учетом уточняющей справки) Тихомиров О.В. работал ****.
Стаж работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на получение пенсии за выслугу лет у Тихомирова О.В. составляет 23 года 08 месяцев 12 дней, вместо требуемых 2/3 (16,8 лет), которые включены в специальный стаж ответчиком в добровольном порядке (л.д. 20).
Таким образом, Тихомиров О.В., имея стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью более 16 лет 8 месяцев (2/3), имеет право на зачет указанных периодов службы в **** и работы в должности **** в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о его праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило его в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не свидетельствуют о неправильности постановленного по делу решения и не может повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, поскольку иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Следовательно, довод жалобы об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления Тихомирова О.В. о включении в специальный стаж спорных периодов основан на ошибочном толковании и применении норм материального права.
На момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии по старости **** стаж педагогической деятельности Тихомирова О.В. составил более 25 лет (27 лет 03 месяца), следовательно, Тихомиров О.В. имеет право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и на ее назначение с указанной даты.
Довод апелляционной жалобы о том, что требование истца о включении спорного периода прохождения службы в **** не подлежит рассмотрению в рамках заявленного Тихомировым О.В. иска, поскольку данный период не рассматривался пенсионным фондом, как подлежащий включению или исключению из специального стажа Тихомирова О.В., и соответственно пенсионный фонд не принимал решения об отказе истцу во включении данного периода в специальный стаж, не является основанием к отмене оспариваемого судебного акта.
Статьей 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определен порядок назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовых пенсий.
Пунктом 1 указанной нормы предусмотрено, что назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.
При этом п. 2 ст. 18 установлено, что перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Минтруда РФ N 17, Пенсионного фонда РФ N 19пб от 27 февраля 2002 года утверждены Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в соответствии с п. 11 которого, при приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:
проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам;
сличает подлинники представленных документов с их копиями, фиксирует выявленные расхождения;
регистрирует заявления граждан и выдает расписку-уведомление, в которой указывается дата приема заявления, перечень недостающих документов и сроки их представления;
истребует от юридических и физических лиц документы, необходимые для назначения пенсии, перерасчета размера пенсии, перевода с одной пенсии на другую и выплаты пенсии;
оформляет выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
При этом п. 12 названных Правил определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:
дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов;
проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;
принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения;
принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов.
Учитывая, что при обращении за назначением досрочной трудовой пенсии по старости Тихомировым О.В. наряду с другими документами была представлена и трудовая книжка, подтверждающая период прохождения им службы в ****, то в силу вышеприведенных норм пенсионному фонду следовало сослаться на норму права, в соответствии с которой истец вновь должен был обратиться к нему с заявлением о включении службы в **** в специальный стаж.
При этом ответчик также не учел, что фактически отказал истцу в установлении пенсии на основании совокупности всех представленных документов с учетом периода службы в ****, не включив его в специальный стаж.
Таким образом, довод жалобы о необходимости повторного обращения истца к ответчику с заявлением о включении периода службы в **** в специальный стаж работы лишь по тому основанию, что в решении пенсионного фонда отсутствует суждение об отказе во включении указанного периода, нельзя признать правильным, поскольку такое требование основано на неправильном применении норм материального права и ограничивает реализацию права гражданина на пенсионное обеспечение.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ковровского городского суда Владимирской области от 28 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Коврове - без удовлетворения.
Председательствующий Судакова Р.Е.
Судьи Гришина Г.Н.
Семенов А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.