судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Ясинской И.И.,
судей Курчевской С.В., Трофимовой М.В.,
при секретаре Байдаковой Ю.С.,
заслушав в открытом заседании по докладу судьи Ясинской И.И.,
гражданское дело по иску Б.С.И. к Министерству обороны РФ, Военному комиссариату Воронежской области о признании права на получение пенсии, обязании осуществить пересмотр размера пенсионного обеспечения, взыскании недоначисленной и невыплаченной пенсии,
по апелляционной жалобе
Б.С.И.,
на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 01 октября 2012 года,
(судья Клочкова Е.В.)
УСТАНОВИЛА:
Б.С.И. обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ, Военному комиссариату Воронежской области и МО РФ о признании права на получение пенсии в размере 100% суммы денежного довольствия для исчисления пенсии, возложении обязанности осуществить пересмотр размера пенсионного обеспечения из 100 % денежного довольствия военнослужащего, предусмотренного для исчисления пенсии, путем исключения понижающего коэффициента равного 54%, предусмотренного ч. 2 ст. 43 Закона РФ N 4468-1 в редакции от 08.11.2011 года для лиц, имеющих право на пенсию с 01.01.2012 года, взыскании недоначисленной и невыплаченной пенсии в размере 261400, 22 руб. ( л.д. 3-9).
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 01 октября 2012 года в удовлетворении исковых требований отказано ( л.д. 42-44 ).
В апелляционной жалобе Б.С.И. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного ( л.д. 51-54).
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Б.С.И., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Б.С.И. является пенсионером Министерства обороны РФ. Пенсионное обеспечение Б.С.И. производится Военным комиссариатом ВО. Пенсия назначена и выплачивается истцу с 14.12.1987 года. Размер пенсии истца до 01.01.2012 года составлял 8868,90 рублей. С 01.01.2012 года размер пенсии составляет 19300, 68 рублей.
Разрешая спор по существу и отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, проанализировав положения законов, пришел к выводу о том, что исчисление размера пенсий с применением положений ФЗ РФ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в части размеров составляющих денежного довольствия военнослужащих без учета изменений самого порядка исчисления размера пенсий, о котором заявляется истцом, законодательством не предусмотрено.
Указанная позиция суда первой инстанции является правильной по следующим основаниям.
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12.11.2009 в числе приоритетных задач экономического и социального развития государства отмечалась необходимость принятия до 2012 года специального законодательного акта о денежном довольствии военнослужащих, позволяющего создать основы для принципиально новой системы оплаты воинского труда и материального стимулирования, тем самым существенно повысить уровень жизни военнослужащих.
Во исполнение решения Президента РФ о необходимости существенного повышения денежного довольствия военнослужащих с 2012 года осуществлена реформа денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.
В рамках указанной реформы ФЗ РФ N 309-ФЗ от 08.11.2011 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (ст. 2) внесены изменения в содержание Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". В рамках указанной реформы ФЗ РФ N 309-ФЗ от 08.11.2011 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (ст. 2) внесены изменения в содержание Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Указанные изменения коснулись, в частности, положений ст. 43 вышеназванного Закона, не претерпевавшей ранее существенных изменений, предусматривающей в ранее действовавшей редакции, что пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Согласно ФЗ РФ N 309-ФЗ от 08.11.2011 ст. 43 Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993 дополнена частью второй, следующего содержания: Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.
Таким образом, реформа коснулась порядка исчисления размера пенсионного обеспечения в процентном соотношении к составляющим денежного довольствия.
Размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (должностные оклады), и единые размеры окладов по воинским званиям на основании ч. ч. 4, 5 ст. 2 ФЗ РФ "О денежном довольствии военнослужащих" устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с данным Законом Правительство РФ издало Постановление от 05.12.2011 N 992 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту", которым установило размеры окладов по типовым воинским должностям в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, подлежащим замещению военнослужащими, проходящими военную службу по контракту; размеры окладов по типовым воинским должностям в Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации и Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, подлежащим замещению военнослужащими, проходящими военную службу по контракту; размеры окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, увеличив размер типовых окладов по сравнению с существовавшими ранее.
Положения ФЗ РФ N 309-ФЗ от 08.11.2011 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", ФЗ РФ от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Закона РФ N 4468-1 12.02.1993 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Постановления Правительства РФ от 05.12.2011 N 992 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту" возможно рассматривать и применять к спорным правоотношениям лишь в их нормативном единстве, как составные части реформы денежного довольствия военнослужащих.
Правила исчисления пенсий, применяемые с 01.01.2012 в соответствии с п. п. "б" п. 1 ст. 2 ФЗ РФ от 08.11.2011 N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и ФЗ РФ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривают механизм поэтапного ежегодного повышения величины денежного довольствия, учитываемой при исчислении пенсии лицам, проходившим военную службу, и членам их семей, и направлены на увеличение размеров таких пенсий.
С учетом изложенного, у судебной коллегии не имеется оснований для вывода о неправильном применении судом норм материального права при разрешении настоящего спора.
Не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы истца о снижении уровня его пенсионного обеспечения, поскольку уровень пенсионного обеспечения истца и сам размер выплачиваемой истцу пенсии вырос.
Поскольку вышеуказанные законодательные акты в их взаимосвязи и единстве составляют правовую основу проводимой государством реформы денежного довольствия военнослужащих, применение их к спорным правоотношениям в той части, на которой настаивает истец, т.е. в отрыве друг от друга, невозможно.
Таким образом, судом не было допущено неправильного толкования или применения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 330 ГПК РФ влекут отмену решения суда первой инстанции, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, а обжалуемое решение - оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Воронежа от 01 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б.С.И. - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.