Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Веремьевой И.Ю.,
судей Болонкиной И.В., Зиновьевой О.Н.,
с участием прокурора Рыловой Т.В.,
при секретаре Поповой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы администрации городского округа город Шарья Климова В.В. на решение Шарьинского районного суда Костромской области от 09 ноября 2012 года, которым удовлетворены исковые требования Шарьинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа город Шарья о возложении обязанности произвести работы по обустройству тротуара вдоль участков дороги по ул. Свердлова в г. Шарье.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., выслушав возражения прокурора Рыловой Т.В. относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шарьинский межрайонный прокурор обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с иском к администрации городского округа город Шарья о возложении обязанности в срок до 01 июня 2013 года произвести работы по обустройству тротуара вдоль участков дороги, располагающихся по адресу: г. Шарья, ул. Свердлова от дома N8 до дома N26, от дома N28 до дома N58. Требования мотивировал тем, что прокуратурой совместно с госинспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России "Шарьинский" в 2012 году проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности администрации городского округа город Шарья, выразившиеся в ненадлежащем содержание автомобильных дорог местного значения, а именно: в нарушение требований, установленных ГОСТ Р 52766-2007, утвержденным приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 года N270-ст, на участке дороги от дома N8 до дома N26, от дома N28 до дома N58 по ул. Свердлова г. Шарьи отсутствуют тротуары и пешеходная дорожка. Согласно ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к числу объектов муниципальной собственности относятся автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N131-ФЗ и п. 6 ст. 13, ч. 3 ст. 15 Федерального закона N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" уполномоченные органы местного самоуправления должны обеспечить осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, которая включает в себя работу по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс мероприятий по поддержанию технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Согласно п. 4 ст. 6 ФЗ от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" полномочия органа местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. На основании п. 5 ч. 1 ст. 7 Устава городского округа город Шарья дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, включая создание и обеспечение функционирования парковок, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа город Шарья. Непринятие администрацией городского округа город Шарья мер, направленных на обеспечение надлежащего технического состояния автомобильных дорог, приводит к снижению уровня безопасности дорожного движения и ухудшению аварийной ситуации на дорогах, что создает угрозу жизни и здоровья граждан.
В ходе рассмотрения дела прокурор исковые требования уточнил, просил установить срок производства работ по обустройству тротуара вдоль участков дороги, располагающихся по адресу: г. Шарья, ул. Свердлова от дома N8 до дома N26, от дома N28 до дома N58, в срок до 01 сентября 2013 года.
Решением Шарьинского районного суда Костромской области от 09 ноября 2012 года администрация городского округа город Шарья обязана в срок до 01 сентября 2013 года произвести работы по обустройству тротуара вдоль участков дороги, располагающихся по адресу: г. Шарья, ул. Свердлова от дома N 8 до дома N 26, от дома N 28 до дома N 58, в срок до 01 сентября 2013 года.
В апелляционной жалобе глава администрации городского округа город Шарья просит отменить вынесенное судом решение, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Ссылаясь на положения ст. 15 Федерального закона от 27.12.2002 г. N184-ФЗ "О техническом регулировании", согласно которым национальный стандарт и предварительный национальный стандарт применяются на добровольной основе, полагает, что национальный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р 52766-2007), исходя из требований которого, суд удовлетворит иск, может применяться органами местного самоуправления только на добровольной основе. Указывает, что в соответствии с п. 4.5.1 "Тротуары и пешеходные дорожки" ГОСТ Р 52766-2007 тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, вместе с тем, автомобильные дороги городского округа являются отдельными автомобильными дорогами общего пользования местного значения, расположенными в его границах, т.е. они не проходят через населенные пункты. Следовательно требования п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 предусмотрены в отношении дорог федерального, регионального и межмуниципального значения, проходящих через населенные пункты.
В возражениях относительно апелляционной жалобы заместитель Шарьинского межрайонного прокурора Кочкина А.Н. считает решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Конституция Российской Федерации гарантирует право на жизнь и охрану здоровья граждан.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 г. N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" задачами настоящего ФЗ являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Под безопасностью дорожного движения законодатель принимает состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий (ст. 2 ФЗ N196-ФЗ).
Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения закреплены в статье 3 Федерального закона "О безопасности дорожного движения". К ним относятся: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 6 указанного Закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Статей 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения, среди прочих, отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Пунктом 5 ст. 3 ФЗ от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ определяется, что элементы обустройства автомобильных дорог - это сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
В силу п. 7 ст. 3 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 9 ст. 6 названного Закона к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Из материалов дела усматривается, что предметом спора является объект транспортной инфраструктуры - автомобильная дорога протяженностью от дома N8 до дома N26, от дома N28 до дома N58 г. по ул. Свердлова в г. Шарье.
Согласно Реестру автомобильных дорог городского округа город Шарья улица Свердлова расположена на территории г. Шарьи.
Ответчиком в ходе судебного разбирательства не оспаривалось, что данная дорога является автомобильной дорогой общего пользования местного значения, отнесена к юрисдикционному ведению органа местного самоуправления - администрации городского округа город Шарья.
Согласно положениям ст. 12 ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Из совокупности требований, содержащихся в статьях 17 и 18 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", следует, что ремонт и содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными данной статьей; капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог установлены Национальным Стандартом РФ ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования". В соответствии с пунктом 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах 1-3 категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
Из акта от 04 октября 2012 г., составленного помощником Шарьинского межрайонного прокурора ФИО7 с участием государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России "Шарьинский" ФИО8, усматривается, что на протяжении автодороги по ул. Свердлова в г. Шарье от дома N8 до дома N26, от дома N28 до дома N58 г. отсутствуют тротуары или пешеходные дорожки.
Таким образом, по делу установлены факты нарушения безопасности дорожного движения на спорном участке автодороги местного значения, удостоверенные актом осмотра, и несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик данной дороги требованиям вышеназванного ГОСТ Р 52766-2007, что является законным основанием для производства ремонта автодороги в соответствии с требованиями данного стандарта.
В этой связи заявленные прокурором требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку в соответствии со ст. 24 ФЗ "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
В связи с изложенным судебная коллегия находит выводы суда, которые приведены в решении, по существу правильными, так как они соответствует установленным обстоятельствам и требованиям закона.
При этом судебная коллегия находит несостоятельной ссылку заявителя апелляционной жалобы на добровольный характер применения ГОСТ Р 52766-2007, что исключает возможность его применения ответчиком.
В соответствии со ст. 1 ФЗ "О техническом регулировании" от 27.12.2002 г. N184-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг.
В соответствии с частью 4 статьи 16.1 указанного закона применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в пункте 1 настоящей статьи перечень документов в области стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
Таким образом, отказ от применения соответствующих стандартов и (или) сводов правил влечет необходимость подтверждения выполнения требований технического регламента применением иных документов, нежели эти стандарты и (или) своды правил. То есть произвольное нежелание исполнять такой стандарт без ссылки на иной технический документ, содержащий альтернативные либо отличающиеся от него технические нормы и правила, не допускается.
Статьей 6 ФЗ "О техническом регулировании" установлено, что технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессами проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Как указывалось выше, одной из задач ФЗ "О безопасности дорожного движения" является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Из содержания ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (раздел 1 "Область применения") следует, что установленные им правила обустройства автомобильных дорог общего пользования направлены на повышение удобства и безопасности дорожного движения, поэтому соответствуют целям защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Поскольку ответчиком не представлено ссылок на иные технические регламенты, опровергающих требования ГОСТ Р 52766-2007, то применение и исполнение положений названного ГОСТа является обязательным, так как данные положения направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества физических и юридических лиц.
Довод апелляционной жалобы о том, что требования ГОСТ Р 52766-2007 распространяются только на автомобильные дороги общего пользования федерального, регионального и межмуниципального значения и не могут применяться в отношении автомобильных дорог общего пользования в границах городского округа, не может быть принят судебной коллегией как основанный на неправильном толковании действующего законодательства.
При разрешении спора судом первой инстанции было учтено, что на исполнительно-распорядительные органы муниципального образования возлагается обеспечение осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Примененный судом стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог без разграничения, что следует из его содержания.
Кроме того, доказательств того, что спорная автодорога не находится во владении муниципального образования, администрацией городского округа город Шарья не представлено.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шарьинского районного суда Костромской области от 09 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации городского округа город Шарья Климова В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.