Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
Председательствующего Никулинской Н.Ф.,
и судей: Лукьяновой С.Б. и Андреева С.В.,
при секретаре Политовой О.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области Афанасьева А.П. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 18 октября 2012 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Кологривского района в интересах Вавилина Р.И., администрация Костромской области обязана предоставить Вавилину Р.И. из жилищного фонда Костромской области жилое помещение по договору социального найма благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям с учетом нормы предоставления на территории города Ш. Костромской области.
Заслушав доклад судьи Лукьяновой С.Б., выслушав объяснения представителя администрации Костромской области Пахомова В.В., прокурора Рыловой Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кологривского района Костромской области обратился в суд с иском в интересах Вавилина Р.И. к администрации Костромской области о внеочередном предоставлении изолированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области, благоустроенного, отвечающего санитарным и техническим требованиям. Требования мотивированы тем, что Вавилин И.Ю. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его родители А. и И. лишены родительских прав решением ... суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он воспитывался в "Учреждение", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в ГОУНПО "Учебное заведение", находился на полном государственном обеспечении, в период обучения проживал и был зарегистрирован до ДД.ММ.ГГГГ в общежитии в г. Костроме. ДД.ММ.ГГГГ в доме по адресу: "адрес" по месту жительства матери Вавилина Р.И. произошел пожар, в результате которого дом был уничтожен полностью, актом межведомственной комиссии дом признан непригодным для проживания. Постановлением главы Тодинского сельского поселения К. муниципального района N от ДД.ММ.ГГГГ Вавилин Р.И. был поставлен на очередь для получения жилой площади на территории Тодинского сельского поселения в размере, установленном законодательством, после выхода из интернатного учреждения. Постановлением главы Тодинского сельского поселения К. муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Вавилин Р.И. был признан нуждающимся и поставлен на учет для получения жилой площади на территории Костромской области. Вавилин Р.И. включен в списки детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. После окончания обучения с ДД.ММ.ГГГГ Вавилин Р.И. места регистрации не имеет, проживает в "адрес" у брата. Указал, что согласно п.п.24 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенция из федерального бюджета).
Полагает, что Вавилин Р.И., как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с нормами Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч.3 ст.40, п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, ст.6 Закона Костромской области N 348-ЗКО от 19.12.2005 года "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Костромской области", постановления администрации Костромской области от 01 августа 2008 г. N290-а "О приобретении жилых помещений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в Костромской области" должен быть обеспечен жилым помещением на территории Костромской области с момента окончания обучения.
В процессе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, просил обязать ответчика предоставить Вавилину Р.И. из жилищного фонда Костромской области жилое помещение на территории г. Ш. Костромской области.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечена администрация городского поселения город Кологрив Кологривского муниципального района.
По делу постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области Афанасьев А.П. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку при вынесении решения судом не применен закон, подлежащий применению.
Указывает, что после пожара в закрепленном за Вавилиным Р.И. жилом помещении, в соответствии с постановлением главы Кологривского муниципального района от 18.12.2007 г. N 230 именно органы местного самоуправления должны предоставить истцу жилое помещение на территории Тодинского сельского поселения по достижении совершеннолетия или по возвращении из государственного учреждения.
Считает, что судом неправильно определено место предоставления Вавилину Р.И. жилья, как указано в ст.8 Федерального закона N 159-ФЗ, определении Верховного Суда Российской Федерации от 12 декабря 2005 N 91-Г05-8, поскольку местом выявления Вавилина Р.И. является К. район Костромской области.
Обращает внимание, что у администрации отсутствуют полномочия по заключению с Вавилиным Р.И. договора социального найма, поскольку в соответствии с п.4 Порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 29.12.2009 N 438-а, органом, заключающим с такими гражданами договоры социального найма, является департамент имущественных и земельных отношений Костромской области. При предоставлении гражданам по договору социального найма жилого помещения из жилищного фонда Костромской области администрация принимает распоряжение о предоставлении жилого помещения из жилищного фонда Костромской области и поручает уполномоченному органу заключить договоры социального найма.
Из положений Закона Костромской области от 25 декабря 2006 года N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений из жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма", Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" следует, что жилые помещения предоставляются при наличии свободных изолированных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области, однако, таких помещений не имеется, поэтомудепартамент имущественных и земельных отношений не может заключить договор социального найма. Администрация полномочиями по приобретению жилых помещений не наделена, следовательно, приобрести жилое помещение она не может.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации Костромской области Пахомов В.В. доводы апелляционной жалобы поддержал, прокурор Рылова Т.В. полагала решение суда законным и обоснованным.
Вавилин Р.И., представители администрации городского поселения г. Кологрив и Кологривского района Костромской области г. Костромы, департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамента государственного имущества и культурного наследия Костромской области, департамента финансов Костромской области в суд не явились, что не препятствует рассмотрению дела, поскольку о времени и месте судебного заседания они извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая возникший спор, суд пришел к выводу о том, что Вавилин Р.И. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет, является лицом, нуждающимся в жилом помещении, а потому должен быть обеспечен жильем во внеочередном порядке, при этом обязанность по предоставлению жилья лежит на администрации Костромской области.
Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, основания для признания его неправильным отсутствуют.
Как видно из материалов дела, Вавилин Р.И. является лицом из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей. Его родители А. и И. решением ... суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав.
Постановлением главы самоуправления муниципального образования К. район от ДД.ММ.ГГГГ N Вавилин Р.И. направлен в "Учреждение" на полное государственное обеспечение, был зарегистрирован в детском доме с ДД.ММ.ГГГГпо ДД.ММ.ГГГГ
С ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ истец воспитывался в учреждении интернатного типа - "Учреждение", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в ГОУНПО "Учебное заведение", находился на полном государственном обеспечении.
На период обучения Вавилину Р.И. было предоставлено место в общежитии по адресу: "адрес", где он и был зарегистрирован до окончания обучения до ДД.ММ.ГГГГ г.
В соответствии с постановлением главы Кологривского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ N Вавилину Р.И. после выхода из интернатного учреждения должна быть предоставлена жилая площадь на территории Тодинского сельского поселения Кологривского муниципального района в размере, установленном законодательством.
Постановлением главы Тодинского сельского поселения Кологривского муниципального района N от ДД.ММ.ГГГГ Вавилин Р.И. был поставлен на очередь для получения жилой площади на территории Тодинского сельского поселения в размере, установленном законодательством, после выхода из интернатного учреждения.
Постановлением главы Тодинского сельского поселения К. муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Вавилин Р.И. был признан нуждающимся и поставлен на учет граждан в качестве нуждающихся для получения жилой площади на территории Костромской области.
В настоящее время Вавилин Р.И. включен в списки детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
После окончания обучения с ДД.ММ.ГГГГ Вавилин Р.И. места регистрации не имеет, проживал по адресу: "адрес" у брата, в указанном жилом повешении зарегистрирован не был, ДД.ММ.ГГГГ Вавилин Р.И. был призван в ряды Вооруженных Сил РФ Ш. отделом военного комиссариата КО, до настоящего времени проходит военную службу в Вооруженных Силах РФ.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ( в редакции, действовавшей на момент разрешения спора) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Согласно части 1 статьи 6 Закона Костромской области N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области.
Предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществляется по договорам социального найма в порядке, установленном Законом Костромской области от 25 декабря 2006 года N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" с учетом положений настоящей статьи.
Статьей 5 Закона Костромской области N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" определен порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору социального найма, предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Костромской области, предоставляемые по договорам социального найма, учитываются в составе казны Костромской области (часть 1), жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам на основании решения администрации Костромской области по представлению уполномоченного органа (часть 4).
Таким образом, действующим законодательством реализация полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в Костромской области возложена на органы государственной власти субъекта РФ, в связи с чем, суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения истцу на администрацию Костромской области.
Доводы апелляционной жалобы о том, что такая обязанность возложена на органы местного самоуправления, ошибочны, поскольку в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", данные органы соответствующими полномочиями в Костромской области не наделялись.
Ссылка в жалобе на то, что в жилищном фонде Костромской области свободных жилых помещений, также несостоятельна.
В силу части 4 статьи 6 Закона Костромской области N 348-ЗКО приобретение жилых помещений для граждан той категории, к которой относится истица, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, установленном администрацией Костромской области.
Порядок финансирования расходов на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, в Костромской области утвержден постановлением администрации Костромской области от 1 сентября 2008 года N 290-а.
Это свидетельствует о том, что законодательством Костромской области урегулированы вопросы приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому, как правильно указал суд, отсутствие свободных жилых помещений в жилищном фонде области не освобождает администрацию области от исполнения обязанности по предоставлению жилья истице и она (администрация) обязана предпринимать меры к приобретению жилого помещения.
Право истца на предоставление жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от наличия свободного жилья.
Делая вывод об отсутствии у Вавилина Р.И. закрепленного жилья, суд исходил из того, что Вавилин Р.И. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо на ином законом основании, в том числе на момент помещения его в детское учреждение, у него отсутствуют жилые помещения на праве собственности, по месту жительства регистрации не имеет.
Из справки администрации городского поселения г.К. муниципального района следует, что за Вавилиным Р.И. на территории городского поселения г.К. жилое помещение не закреплялось (л.д.45).
По делу видно, что на момент лишения родителей истца-А. и И. родительских прав и помещения его на полное государственное обеспечение в "Учреждение" истец с родителями проживал без регистрации в жилом помещении по адресу: "адрес", принадлежащим СПК "...". Из похозяйственной книги следует, что указанное жилое помещение предоставлялось отцу Вавилина Р.И. - И. (л.д.84). Указанное жилое помещение на момент разрешения спора утрачено.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об отсутствии у Вавилина Р.И. закрепленного жилого помещения.
По сведениям, имеющимся в материалах дела, иного недвижимого имущества в собственности Вавилина Р.И., в связи с чем судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что в данном случае истец не реализовал свое право на получение жилого помещения в порядке реализации мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Доводы апелляционной жалобы о неисполнимости решения суда в связи с тем, что у администрации Костромской области отсутствуют полномочия по заключению с гражданами договоров социального найма, не состоятельны.
В соответствии со статьей 57 (часть 4) Жилищного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований указанного Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
В силу статьи 63 (часть 1) Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
По смыслу указанных правовых норм в их взаимосвязи, основанием для возникновения права пользования жилым помещением по договору социального найма выступают два юридических факта - принятие решения о предоставлении жилого помещения и заключение договора социального найма жилого помещения, причем принятие решения о предоставлении жилого помещения порождает обязанность заключить договор социального найма.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона Костромской области от 25.12.2006г. N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам на основании решения администрации Костромской области.
Таким образом, администрация Костромской области полномочна принимать решения о предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области, к чему она правомерно обязана обжалуемым решением суда.
Делая вывод о месте предоставления жилья, суд указал, что Вавилин Р.И. должен быть обеспечен жилым помещением по месту его постоянного жительства на территории г. Ш. Костромской области.
Оснований не согласиться с указанным выводом у судебной коллеги не имеется.
По делу видно, что с момента приобретения истцом статуса ребенка-сироты, он с ... возраста постоянно проживает в г. Ш..
На территории К. района Вавилин Р.И. не имел регистрации по месту жительства. Данных о том, что он имел право пользования жилым помещением, где проживали его родители на момент их лишения родительских прав и которое было утрачено, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах суд обоснованно указал, что применительно к ст.20 ГК РФ местом жительства Вавилина Р.И. К. район не являлся, а жилое помещение должно быть предоставлено истцу на территории города Ш..
В связи с чем с доводами апелляционной жалобы о неправильном определении места предоставления истцу жилого помещения согласиться нельзя.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции, их необоснованность отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
В этой связи апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 18 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области Афанасьева А.П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.