Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Пелевиной Н.В., Зиновьевой Г.Н.,
при секретаре Поповой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Карнацкой Е.К. на решение Чухломского районного суда Костромской области от 19 ноября 2012 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Карнацкой Е.К. к Государственному учреждению - Отдел Пенсионного фонда РФ по Чухломскому району Костромской области о перерасчете трудовой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой Г.Н., выслушав объяснения представителей ГУ-Отдел Пенсионного фонда РФ по Чухломскому району Костромской области по доверенности Сучковой Т.В. и Яковлевой В.Б., возражавших относительно удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карнацкая Е.К. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отдел Пенсионного фонда РФ по Чухломскому району Костромской области о признании незаконным отказа в начислении пенсии по старости из расчета по справке за 5 лет работы в Грузии до распада СССР за 1986 г.-1990 г. или исходя из среднемесячного заработка работника соответствующей квалификации и должности. В обоснование требований указала, что являлась супругой военнослужащего и проживала на территории Грузии, где в основном работала по специальности - старшим экономистом. В настоящее время получила вид на жительство в Российской Федерации. Её трудовой стаж на момент распада СССР составлял 22 года 9 месяцев, в настоящее время трудовой стаж составляет 41 год 8 месяцев. В 2012 году она обратилась в ГУ - Отдел Пенсионного фонда РФ по Чухломскому району Костромской области с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости, предоставив справку о заработной плате за 5 лет за советский период с 1986 г. по 1990 г. Однако при назначении пенсии указанная справка не была принята во внимание. Не были приняты во внимание при назначении пенсии и сведения о среднемесячной заработной плате работника соответствующей профессии и квалификации. На запрос ответчика о предоставлении указанных сведений по состоянию на 01.12.2001 г. был получен ответ Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Костромской области о том, что такими сведениями они не располагают. В результате размер пенсии был определен исходя из среднемесячной заработной платы в Российской Федерации за декабрь 2001 г. в размере 1671 руб., в соотношении с заработком по стране за аналогичный период (1671 руб.), с чем она не согласна. Ссылаясь на ст. 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 года, истица просила заявленные требования удовлетворить.
В ходе рассмотрения дела истица неоднократно уточняла исковые требования, в окончательном варианте просила обязать Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда РФ по Чухломскому району Костромской области произвести перерасчет ее трудовой пенсии по старости с учетом среднемесячного заработка за 60 месяцев в период с 1986 г. по 1990 г. и произвести доплату пенсии с 01 августа 2012 года.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Карнацкая Е.Г. просит решение суда отменить и принять новое решение, которым обязать Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда РФ по Чухломскому району Костромской области произвести перерасчет ее трудовой пенсии по старости с учетом среднемесячного заработка за 60 месяцев в период с 1986 г. по 1990 г. и произвести доплату с ДД.ММ.ГГГГ. В случае невозможности перерасчета трудовой пенсии по старости с учетом среднемесячного заработка за 60 месяцев в период с 1986 г. по 1990 г. просит обязать ответчика произвести перерасчет пенсии исходя из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации (старшего экономиста) и произвести доплату с ДД.ММ.ГГГГ. Указывает, что вынесенным решением нарушены ее права на пенсионное обеспечение. Считает, что она имеет право на перерасчет трудовой пенсии по старости в вышеуказанном порядке в соответствии с положениями ч. 3 ст. 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 года.
В возражениях на апелляционную жалобу начальник ГУ - Отдел Пенсионного фонда РФ по Чухломскому району Костромской области Балашова Г.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного решения.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права к возникшим правоотношениям, дал надлежащую правовую оценку всем представленным доказательствам и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Данный вывод судом мотивирован, соответствует требованиям действующего законодательства и оснований для признания его неправильным не имеется.
Как следует из материалов дела, Карнацкая Е.К. является гражданкой Республики Грузия, ее трудовая деятельность с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила на территории Грузинской ССР и современной Республики Грузия. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в должности старшего экономиста в Управлении бытового обслуживания населения г. Батуми, впоследствии переименованном в ООО "Батумкопсервис".
ДД.ММ.ГГГГ Карнацкой Е.К. выдан вид на жительство в Российской Федерации со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ она зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес"
ДД.ММ.ГГГГ Карнацкая Е.К. обратилась в ГУ - Отдел Пенсионного фонда РФ по Чухломскому району Костромской области за назначением трудовой пенсии по старости.
Из материалов дела усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГ Карнацкой Е.К. была назначена трудовая пенсия по старости с учетом заработка исходя из среднемесячной заработной платы в Российской Федерации за декабрь 2001 года в размере 1671 руб., в соотношении с заработком по стране за декабрь 2001 г. (1671 руб.). Размер пенсии установлен в сумме "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
Трудовые пенсии в Российской Федерации с 01 января 2002 года устанавливаются и выплачиваются в соответствии в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно ст. 30 указанного Федерального закона расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) с учетом среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
П. 2 ст. 1 названного Федерального закона предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Вышеприведенной правовой норме корреспондируют положения ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
К числу международных договоров относится Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 года, которое регулирует порядок назначения пенсии гражданам одного государства, переселившимся на территорию другого государства, и предусматривает иные по сравнению с предусмотренными нормами Федерального закона "О трудовых пенсиях" правила исчисления размера пенсии.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 данного Соглашения для граждан государства одной Стороны, переселившихся на территорию государства другой Стороны и работавших после переселения, размер пенсии исчисляется исходя из заработка (дохода), получаемого после переселения.
Для граждан государства одной Стороны, которые, переселившись на территорию государства другой Стороны, не работали или не имеют минимального стажа работы, требуемого для исчисления заработной платы при назначении пенсии в соответствии с законодательством государства Стороны, куда они переселились, размер пенсии исчисляется исходя из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, осуществляющего аналогичную деятельность до дня назначения пенсии государством той Стороны, на территорию которого они переселились.
В случае невозможности определения среднемесячного заработка в указанном порядке размер пенсии исчисляется исходя из среднемесячного заработка, сложившегося ко времени назначения пенсии на территории того государства, куда переселился гражданин.
В п. 12 распоряжения Правления Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" указано, что исчисление расчетного размера трудовой пенсии при применении Соглашения от 16 мая 1997 г. осуществляется из заработка (дохода), имевшего место в Российской Федерации, после переселения.
Для граждан, которые после переселения на территорию Российской Федерации не работали или не имеют минимального стажа работы, требуемого для исчисления заработной платы при назначении пенсии в соответствии с законодательством государства Стороны, куда они переселились, размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, занятого аналогичной деятельностью ко времени назначения пенсии тем государством, на территорию которого они переселились.
При невозможности определения среднемесячного заработка в указанном порядке размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка, сложившегося ко времени назначения пенсии на территории того государства, куда переселился гражданин.
В этом случае во внимание следует принимать сведения о заработке по аналогичной должности или о среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за декабрь 2001 года в размере 1671 руб., утвержденной Правительством Российской Федерации для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, и соотносить с заработком по стране за аналогичный период (1671 рубль).
Принимая решение, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями вышеприведенных нормативно-правовых актов и пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для принятия к зачету справки о среднемесячной заработной плате истицы за 60 месяцев работы в должности старшего экономиста Управления бытового обслуживания населения г. Батуми в период с 1986 г. по 1990 г. не имеется, поскольку Соглашением от 16 мая 1997 года не предусмотрено возможности исчисления расчетного размера трудовой пенсии граждан, прибывших в Российскую Федерацию из Грузии, с учетом заработка за периоды работы на территории Грузинской ССР.
Доводы апелляционной жалобы указанный вывод суда не опровергают, свидетельствуют лишь о несогласии с судебным решением и не могут являться основанием для его отмены.
Доводы о необходимости перерасчета назначенной истице трудовой пенсии по старости исходя из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации (старшего экономиста) были предметом рассмотрения суда первой инстанции, признаны судом несостоятельными по мотивам, изложенным в решении, оснований не согласиться с данными выводами суда не имеется.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чухломского районного суда Костромской области от 19 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Карнацкой Е.К. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.