Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Болонкиной И.В., Зиновьевой О.Н.,
при секретаре Лбовой Ю.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Банькова Олега Владимировича на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 26 октября 2012 года, которым в удовлетворении исковых требований Банькова Олега Владимировича к военному комиссариату Костромской области о признании незаконным отказа в возобновлении выплаты пенсии отказано.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., выслушав Банькова О.В. и его представителя Бакина А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя военного комиссариата Костромской области Полянцевой О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Баньков О.В. обратился в суд с иском к военному комиссариату Костромской области о признании незаконным отказа военного комиссара Костромской области в возобновлении выплаты пенсии, возложении обязанности на военного комиссара Костромской области возобновить выплату пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. Требования мотивировал тем, что он является пенсионером по линии Министерства обороны РФ. В 2005 году он был уволен из Вооруженных сил РФ в связи с организационно-штатными мероприятиями, после увольнения с военной службы в установленные законом сроки встал на воинский учет в военном комиссариате г. Костромы и ему была назначена пенсия. В 2007 году военный комиссариат г. Костромы снял его с воинского учета и направил его личное дело в г. Могилев Республики Беларусь и перестал выплачивать ему пенсию. В марте 2012 года он обратился с заявлением о направлении его личного дела в отдел военного комиссариата Костромской области по г. Костроме. В мае 2012 года, когда личное дело поступило в г. Кострому, он написал заявление о возобновлении пенсии. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N военным комиссаром Костромской области ему отказано в назначении пенсии со ссылкой на необходимость для лиц, прибывших из стран СНГ, обязательного предоставления копии паспорта с отметкой регистрации на территории России и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства. Не согласен с данным решением, так как в г. Костроме проживает с 1983 года, никуда не выезжал.
В ходе рассмотрения дела Баньков О.В. уточнил исковые требования и просил признать требования военного комиссара Костромской области о предоставлении отметки в паспорте о снятии с регистрационного учета в Республике Беларусь по адресу: "адрес", для возобновления ему выплаты пенсии незаконными и обязать военного комиссара Костромской области возобновить ему выплату пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
По делу постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Баньков О.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. Ссылаясь на ст. 56 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", согласно которой выплата пенсии производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка РФ, указывает, что в судебном заседании установлено, что он постоянно проживает в г. Костроме с 1983 года, на постоянное место жительства за этот период времени никуда не выезжал, пенсия должна ему выплачиваться в г. Костроме и при отсутствии регистрации. Пункт 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 2 июня 2011 года N11-П устанавливает, что выплата назначенных в соответствии с указанным законом пенсий лицам, проходившим военную службу и не имеющим регистрации по месту пребывания в пределах территории Российской Федерации, должна осуществляться по месту их фактического проживания, которое устанавливается на основании их личного заявления. Кроме того, при принятии решения суд руководствовался неустановленным ведомственным документом Методическими рекомендациями Главного управления военного бюджета и финансирования МО РФ без номера и даты. Но даже данный документ предписывает, что назначение пенсий лицам, прибывшим на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из стран СНГ, осуществляется по поступившим из этих государств пенсионным делам. Личное дело истца в мае 2012 года прибыло в военный комиссариат г. Костромы, с этого времени он состоит на учете в г. Костроме, но пенсию не получает ни в Беларуси, ни в г. Костроме.
Проверив материалы дела, изучив материалы личного дела Банькова О.В. N, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит необходимым решение суда отменить по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку судом неправильно применены нормы материального права, и полагает возможным в соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принять по делу новое решение.
Разрешая спор по существу, суд исходил из того, что Банькову О.В. обоснованно отказано в назначении пенсии, поскольку им в военный комиссариат был представлен не полный пакет документов. Истец до настоящего времени продолжает сохранять регистрацию в Республике Беларусь, что является основанием для отказа ему в возобновлении выплаты пенсии.
С данными выводами суда согласиться нельзя, поскольку судом оставлен без внимания, исследования и оценки ряд существенных для правильного разрешения дела обстоятельств, без учета которых решение нельзя признать законным и обоснованным по следующим основаниям.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности. Названный Закон предусматривает для них право на пенсию при увольнении со службы ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, но лишь при определенных условиях, в частности соответствующей выслуге лет, а при увольнении по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, - выслуге и общем трудовом стаже в установленных данным Законом размерах. К таким условиям относится, кроме того, наличие у лица воинского или специального звания как неотъемлемого элемента статуса военнослужащего или лица, служащего в правоохранительных органах.
Согласно статье 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 настоящего Закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи. Порядок выплаты пенсий определяется соглашениями, заключаемыми между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Сберегательным банком Российской Федерации.
При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.
В силу части 4 статьи Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Российская Федерация и Республика Беларусь являются участниками Соглашений стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", от 15 мая 1992 года "О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств".
В преамбуле Соглашения от 13 марта 1992 года говорится, что правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения. Статья 1 Соглашения предусматривает, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Гражданам государств - участников Соглашения пенсия назначается по месту жительства (п. 1 ст. 6).
В силу ст. 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии предусматривается в соответствии с законодательством государства-участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.
Как видно из материалов дела, Баньков О.В. является гражданином Российской Федерации, что подтверждается паспортомN, выданным Отделением УФМС России по Костромской области в "адрес" ДД.ММ.ГГГГ
До ДД.ММ.ГГГГ Баньков О.В. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес".
Баньков О.В. с ДД.ММ.ГГГГ имеет регистрацию (прописку) по адресу: "адрес". ДД.ММ.ГГГГ Баньковым О.В. получен вид на жительство в Республике Беларусь, срок действия которого истекает ДД.ММ.ГГГГ
Согласно паспорту гражданина Российской Федерации Баньков О.В. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес".
Согласно выписке из приказа командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ Баньков О.В. уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.
С ДД.ММ.ГГГГ Банькову О.В. на основании заявления о назначении пенсии, поданного в военный комиссариат г. Костромы, была назначена пенсия, которая выплачивалась ему до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ личное дело Банькова О.В. было направлено военным комиссариатом Костромской области в Могилевский областной военкомат Республики Беларусь. Выплата пенсии истцу была прекращена в связи со снятием Банькова О.В. с регистрационного учета по адресу: "адрес"76, и регистрацией его по адресу: "адрес".
С ДД.ММ.ГГГГ выплата пенсии Банькову О.В. производилась в Республике Беларусь и была прекращена с ДД.ММ.ГГГГ в связи с отзывом (извещение к разрешению на выплату пенсии N ОАО "Сберегательный банк "БеларусБанк" лист N личного дела Банькова О.В.).
Представителем ответчика в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции и заседании судебной коллегии не оспаривалось, что в мае 2012 г. личное дело Банькова О.В. передано в военный комиссариат Костромской области, а ДД.ММ.ГГГГ Баньков О.В. обратился с заявлением о назначении пенсии.
При указанных обстоятельствах, учитывая приведенные выше требования норм международных договоров, а равно положения Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", у суда отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении исковых требований Банькова О.В. к военному комиссариату Костромской области о назначении (возобновлении) выплаты пенсии, а поэтому решение суда подлежит отмене.
Доводы представителя ответчика о том, что Баньков О.В. не имеет права на получение пенсии в военном комиссариате Костромской области, так как им не представлены сведения о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства в Республике Беларусь, противоречат требованиям статьи 56 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и не могут быть приняты во внимание. Тот факт, что Баньковым О.В. не был представлен листок убытия из Республики Беларусь, не имеет юридического значения, поскольку в перечне документов, необходимых для установления пенсии, листок убытия с прежнего места жительства не поименован. По смыслу вышеуказанного Соглашения от 13.03.1992 года бывшие военнослужащие имеют право получать пенсию на территории любого из государств-участников Соглашения. Условием назначения им пенсии в Российской Федерации является наличие регистрации по месту жительства на территории России и прекращение выплаты пенсии по прежнему месту жительства. Оба этих условия в данном случае присутствуют.
Доводы представителя ответчика о том, что сохранение Баньковым О.В. вида на жительство и регистрации в Республике Беларусь позволит ему получать одновременно две пенсии - российскую и белорусскую, основаны на предположениях и поэтому не состоятельны.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, нормы материального права судебная коллегия полагает возможным принять по делу новое решение, которым возложить на военный комиссариат Костромской области обязанность назначить Банькову О.В. пенсию с момента обращения за ней, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьями 88, 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные истцом при рассмотрении дела, в сумме 200 рублей (л.д. 3).
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 26 октября 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым возложить на военный комиссариат Костромской области обязанность назначить Банькову Олегу Владимировичу пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с военного комиссариата Костромской области с пользу Банькова Олега Владимировича судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме "данные изъяты" рублей.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.