судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Лепёхиной Н.В.,
судей Малыка В.Н., Нагайцевой Л.А.,
при секретаре Бахолдиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - администрации Добровского района Липецкой области на решение Липецкого районного суда Липецкой области от 12 декабря 2011 года, которым постановлено:
Признать незаконным распоряжение главы администрации Добровского района Липецкой области от 20.07.2011г. N 516-р в части установления Чурсину Серафиму Михайловичу ежемесячной доплаты к пенсии в размере 75 % месячного денежного содержания - 25 758 руб.
Обязать Отдел социальной защиты населения администрации Добровского района Липецкой области произвести перерасчет с 18.07.2011г. установленной Чурсину Серафиму Михайловичу ежемесячной доплаты к государственной пенсии, исходя из 75 % его месячного денежного содержания на день увольнения в размере 43 645 руб. 50 коп., что составляет 25 377 руб. 73 коп. с учетом суммы назначенной ему государственной пенсии в размере 7 356 руб. 39 коп.
Заслушав доклад судьи Лепёхиной Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чурсин С.М. обратился в суд с иском к Отделу социальной защиты населения администрации Добровского района Липецкой области о перерасчете пенсии, указывая, что занимал должность муниципальной службы. 18 июля 2011 года ему назначена ежемесячная доплата к государственной пенсии без учета входившего в состав денежного содержания ежемесячного поощрения в сумме 17 887 руб. 50 коп. и с применением к ежемесячному денежному содержанию, из которого исчислена доплата к пенсии, коэффициента 0,8. Примененный ответчиком расчет доплаты к пенсии истец считает незаконным, противоречащим федеральному законодательству о государственном пенсионном обеспечении. Просил признать незаконным распоряжение главы администрации Добровского района Липецкой области N 516-р от 20 июля 2011 года в части установления ему размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии исходя из его месячного денежного содержания в размере 25 758 руб. и обязать Отдел социальной защиты населения администрации Добровского района Липецкой области произвести с 18 июля 2011 года перерасчет установленной ему ежемесячной доплаты к государственной пенсии исходя из 75 % его месячного денежного содержания на день увольнения в размере 43 645 руб. 50 коп., что за вычетом суммы назначенной ему государственной пенсии - 7 356 руб. 39 коп. составляет 25 377 руб. 73 коп.
Представители ответчика - Отдела социальной защиты населения администрации Добровского района Липецкой области по доверенностям Решетникова А.П. и Бочарникова Е.В. исковые требования не признали, объяснив, что ежемесячная доплата к государственной пенсии назначена Чурсину С.М. в соответствии с Законом Липецкой области N 207-ОЗ от 5 декабря 2008 года, которым не предусмотрено включение в состав месячного денежного содержания ежемесячного денежного поощрения и установлено исчисление доплаты к пенсии из 0,8 денежного содержания.
Представитель администрации Добровского муниципального района Липецкой области, привлеченной к участию в деле в качестве соответчика, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе ответчик - администрация Добровского района Липецкой области просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Выслушав представителя ответчика - Отдела социальной защиты населения администрации Добровского района Липецкой области по доверенности Решетникову А.П., поддержавшую жалобу, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя исковые требования, суд сослался на положения пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", в котором одним из принципов построения и функционирования системы государственной службы указан принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы, а также на статью 5 Федерального закона N 25-ФЗ от 2 марта 2007 года "О муниципальной службе в Российской Федерации", предусматривающую, что взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивается, в частности, посредством соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.
Из приведенных правовых положений суд сделал вывод, что субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления не предоставлена полная свобода усмотрения в установлении принципов и условий пенсионного обеспечения государственных (муниципальных) служащих, которые должны соотноситься с основными условиями государственного пенсионного обеспечения государственных служащих.
Между тем, взаимосвязь видов службы и соотносительность основных условий пенсионного обеспечения не означает тождественность правового регулирования денежного содержания и социальных гарантий государственных служащих, финансируемых из федерального бюджета, и лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в Липецкой области, финансируемых за счет бюджета Липецкой области.
Суд не учел, что пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлено, что условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Поскольку финансирование пенсионных выплат муниципальным служащим и лицам, замещавшим муниципальные должности, осуществляется бюджетом Липецкой области, законодатель Липецкой области вправе самостоятельно установить порядок пенсионного обеспечения указанной категории лиц за счет собственных бюджетных средств, соответствующий возможностям бюджета области, что не противоречит пункту "ж" части 1 статьи 72 и части 6 статьи 76 Конституции Российской Федерации, так как специальный закон, регулирующий вопросы пенсионного обеспечения муниципальных служащих и лиц, замещавших муниципальные должности субъектов Российской Федерации, отсутствует.
Доплата к пенсии, установленная законодательством Липецкой области, не относится к выплатам по государственному пенсионному обеспечению, а является дополнительной к установленным федеральным пенсиям мерой социальной поддержки муниципальных служащих области и лиц, замещавших муниципальные должности.
Таким образом, вывод суда о необходимости при определении размера месячного денежного содержания, учитываемого при определении размера пенсионных выплат лицам, замещавшим муниципальные должности области или должности муниципальной службы, применять положения федерального законодательства, основан на неверном толковании законодательства о муниципальной службе и пенсионном обеспечении.
Как предусмотрено статьей 8 Закона Липецкой области от 2 июля 2007 года N 68-ОЗ "О правовом регулировании вопросов муниципальной службы Липецкой области", порядок установления, осуществления, приостановления и возобновления пенсионных выплат выборным должностным лицам местного самоуправления, замещавшим должности с 28 августа 1995 года до 12 января 1998 года; лицам, замещавшим муниципальные должности Липецкой области категории "А" с 12 января 1998 года до 1 июня 2007 года; лицам, замещавшим должности муниципальной службы категории "Б" и "В" до 7 июля 2007 года и уволенным в связи с ликвидацией, сокращением должностей в органах местного самоуправления области, муниципальных органах; лицам, замещающим муниципальные должности (депутаты, замещающие должности на постоянной основе), а также лицам, замещающим должности муниципальной службы, определяется в соответствии с Законом Липецкой области "О пенсионном обеспечении лиц, замещающих муниципальные должности Липецкой области и должности муниципальной службы Липецкой области".
Частью 1 статьи 4 Закона Липецкой области от 05 декабря 2008 года N 207-ОЗ "О пенсионном обеспечении лиц, замещающих муниципальные должности Липецкой области и должности муниципальной службы Липецкой области" предусмотрено, что размер месячного денежного содержания, исходя из которого исчисляются пенсионные выплаты, не должен превышать 0,8 месячного денежного содержания по замещавшейся муниципальной должности области или должности муниципальной службы.
В силу части 2 приведенной статьи в состав месячного денежного содержания, учитываемого при определении размера пенсионных выплат лицам, замещавшим муниципальные должности области или должности муниципальной службы, включаются:
должностной оклад;
ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационный разряд;
ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы;
ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет;
ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Чурсин С.М. с 05 мая 2005 года по 01 февраля 2011 года являлся заместителем главы администрации Добровского района Липецкой области (л.д. 18-19, 24-29).
Распоряжением главы администрации Добровского района Липецкой области от 31 января 2011 года N 3-р л/с заместителя главы администрации района Чурсин С.М. уволен по собственному желанию (л.д. 21).
Протоколом комиссии администрации Добровского муниципального района Липецкой области по исчислению общего и муниципального стажа работы от 01 февраля 2011 года Чурсину С.М. установлен общий муниципальный стаж работы для получения права на установление ежемесячной доплаты к государственной пенсии 25 лет 3 месяца 25 дней (л.д. 6, 23).
С 07 июля 2011 года Чурсин С.М. получает государственную пенсию по инвалидности в сумме 7 356 руб. 39 коп.
18 июля 2011 года Чурсин С.М. обратился в администрацию Добровского района Липецкой области с заявлением об установлении ему ежемесячной доплаты к государственной пенсии (л.д. 17).
Распоряжением главы администрации Добровского муниципального района Липецкой области от 20 июля 2011 года N 516-р Чурсину С.М. с 18 июля 2011 года установлена ежемесячная доплата к пенсии в сумме 8 098 руб. 41 коп. (л.д. 30).
Как следует из справки о размере месячного денежного содержания Чурсина С.М., учитываемого для установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии, в состав денежного содержания истца включены: должностной оклад - 7 155 руб.; надбавки к должностному окладу: за квалификационный разряд - 2 146 руб. 50 коп., за особые условия муниципальной службы - 13 594 руб. 50 коп., за выслугу лет - 2 146 руб. 50 коп., за работу со сведениями, составляющими государственную тайну - 715 руб. 50 коп., всего 25 758 руб. (л.д. 20).
Ежемесячное денежное поощрение в сумме 17 887 руб. 50 коп. правомерно не включено ответчиком в состав ежемесячного денежного содержания Чурсина С.М., учитываемого для назначения ежемесячной доплаты к пенсии, поскольку эта выплата не предусмотрена частью 2 статьи 4 Закона Липецкой области от 05 декабря 2008 года N 207-ОЗ "О пенсионном обеспечении лиц, замещающих муниципальные должности Липецкой области и должности муниципальной службы Липецкой области".
При определении размера ежемесячной доплаты к пенсии ответчик правильно исходил из установленного частью 1 статьи 4 Закона Липецкой области от 05 декабря 2008 года N 207-ОЗ ограничения месячного денежного содержания, исходя из которого исчисляются пенсионные выплаты, коэффициентом 0,8. С учетом суммы назначенной истцу государственной пенсии - 7 356 руб. 39 коп. ежемесячная доплата к пенсии Чурсина С.М. верно исчислена ответчиком в размере 8 098 руб. 41 коп.: 25 758 руб. х 0,8 х 75 % - 7 356 руб. 39 коп. Поэтому оснований для признания незаконным распоряжения главы администрации Добровского района Липецкой области от 20 июля 2011 г. N 516-р в части установления Чурсину С.М. ежемесячной доплаты к пенсии исходя из ежемесячного денежного содержания 25 758 руб. и возложения на орган социальной защиты населения обязаности по перерасчету истцу с 18 июля 2011 года доплаты к пенсии, исчисленной судом в сумме 25 377 руб. 73 коп., не имелось.
Ссылка суда на неправильное применение ответчиком коэффициента 0,8 к сумме ежемесячного денежного содержания противоречит части 1 статьи 4 Закона Липецкой области от 05 декабря 2008 года N 207-ОЗ, которая прямо устанавливает указанное ограничение. Кроме этого коэффициента, применяемого к ежемесячному денежному содержанию, учитываемому для исчисления доплаты к пенсии, частью 1 статьи 5 названного Федерального закона установлено ограничение размера доплаты к пенсии: сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 75 процентов месячного денежного содержания по замещаемой должности.
Поскольку юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены полно и правильно, однако допущена ошибка в применении норм материального права, судебная коллегия полагает, отменив решение суда, постановить по делу новое решение об отказе Чурсину С.М. в иске.
Руководствуясь статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Липецкого районного суда Липецкой области от 12 декабря 2011 года отменить, постановить новое решение, которым Чурсину Серафиму Михайловичу в удовлетворении исковых требований о признании незаконым распоряжения главы администрации Добровского района Липецкой области N 516-р от 20 июля 2011 года и перерасчете ежемесячной доплаты к пенсии отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.