судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Лепехиной Н.В.,
судей Орловой О.А. и Федосовой Н.Н.,
при секретаре Лагуте К.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по кассационной жалобе истца Цыганок Т.В. на решение Правобережного районного суда города Липецка от 29 ноября 2011 года, которым постановлено:
"В иске Цыганок Т.В. к военному комиссариату Липецкой области, военному комиссариату Астраханской области и Министерству обороны Российской Федерации о признании право на надбавку к пенсии и взыскании недополученной пенсии отказать."
Заслушав доклад судьи Орловой О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Цыганок Т.В. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Липецкой области о перерасчете пенсии, взыскании недополученной пенсии, ссылаясь на то, что с 25.03.2007 года является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, пенсия ей была назначена военным комиссариатом Астраханской области. 07.05.2007 года ей было выдано удостоверение "Ветеран боевых действий". В 2008 году по семейным обстоятельствам она переехала в Липецкую область. Военный комиссариат Липецкой области назначил надбавку в размере 32% от минимального размера социальной пенсии, предусмотренной законом Российской Федерации от 12.02.1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" с 21.03.2011 года и выплатил доплату за 12 предыдущих месяцев. В выплате доплаты за период с 07.05.2007 года по 20.03.2010 года отказал, поскольку она при назначении пенсии Липецким областным военным комиссариатом не заявила об имеющейся у неё льготе, а в личном деле отсутствовали данные об ее участии в боевых действиях. Полагала данный отказ незаконным, просила обязать ответчика произвести перерасчет пенсии, взыскать недополученную пенсию за период с 07.05.2007 года по 20.03.2010 года.
В процессе рассмотрения дела суд привлек в качестве соответчиков Военный комиссариат Астраханской области и Министерство обороны Российской Федерации.
В судебном заседании истец Цыганок Т.В. поддержала заявленные исковые требования, ссылаясь на те же доводы.
Представитель ответчика военного комиссариата Липецкой области Шарова P.M. исковые требования не признала, ссылаясь на то, что предоставление выплаты 32% "Ветерану боевых действий" носит заявительный характер. Истица, получив такое удостоверение, не обращалась в пенсионный отдел с заявлением о начислении и выплате ей надбавки в связи с тем, что она является "Ветераном боевых действий". Отсутствовали такие данные и в пенсионном деле истца. Просила в иске отказать.
Представители ответчиков военного комиссариата Астраханской области и Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика военного комиссариата Астраханской области в письменном заявлении иск не признал, заявил о пропуске истцом срока исковой давности. Указал, что при обращении Цыганок Т.В. с заявлением о назначении пенсии она не имела удостоверения, подтверждающего статус "Ветерана боевых действий". 24.04.2007 года на момент поступления от истца документов на выдачу удостоверения "Ветерана боевых действий" в военный комиссариат Астраханской области Цыганок Т.В. пенсионером Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области не являлась, поэтому эти документы не были приобщены к пенсионному делу. Просил в иске отказать.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В кассационной жалобе истец Цыганок Т.В. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Заслушав представителя истца Цыганок А.П. и истца Цыганок Т.В., поддержавших жалобу, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Согласно ст. 3 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнослужащие, призванные на военные сборы, и принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
На лиц, принимавших участие в боевых действиях, распространяется действие ст. 16 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно ч. 1 ст. 16 Закона "О ветеранах" ветеранам боевых действий предоставляются льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии за выслугу лет, назначаемые в соответствии с данным законом ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", повышаются на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
В соответствии со ст. 46 вышеназванного закона минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере базовой части трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") и пересматривается одновременно с увеличением размера базовой части трудовой пенсии по старости (пункт 6 статьи 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") исходя из этого увеличения.
Судом установлено, что Цыганок Т.В. 24.03.2007 года была уволена в запас по достижению предельного возраста на основании приказа командира войсковой части от 16.03.2007 года, исключена из списков личного состава, с 25.03.2007 года военным комиссариатом Астраханской области ей назначена пенсия за выслугу лет, что подтверждается пенсионным удостоверением.
После назначения пенсии 19 апреля 2007 года Цыганок Т.В. обратилась к Военному комиссару г.Астрахань с заявлением о выдаче ей удостоверения ветерана боевых действий ( л.д. 62). Это заявление с приложенными к нему документами поступило для рассмотрения в военный комиссариат Астраханской области 24.04.2007 года согласно письму военного комиссара Астраханской области ( л.д. 61)
07.05.2007 года Цыганок Т.В. военным комиссариатом г. Астрахани выдано удостоверение "Ветеран боевых действий" на основании решения комиссии военного комиссариата Астраханской области.
В 2008 году переехала жить в Липецкую область. С мая 2008 года истец получает пенсию через военный комиссариат Липецкой области.
Цыганок Т.В. обратилась в военный комиссариат Липецкой области с заявлением о повышении пенсии в связи с наличием у нее звания "Ветеран боевых действий" 21.03.2011 года, с указанной даты размер пенсии был ей пересчитан в соответствии со ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", ей было произведено повышение пенсии на 32%, но при этом доплата была произведена единовременно за период с 21.03.2010 года по 21.03.2011 года, т.е. за год предшествующий дню обращения.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 года выдача удостоверения ветерана боевых действий единого образца лицам, выполняющим задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, либо выполнявшим в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона осуществляется федеральным органам исполнительной власти, направлявшим указанных лиц для выполнения задач в районах вооруженных конфликтов и контртеррористических операций.
В силу Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в вооруженных силах РФ, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.03.2004 года N77, основанием для выдачи удостоверений является документально подтвержденный факт выполнения лицами задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликтов, либо факт выполнения ими задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона.
Судом установлено, что Цыганок Т.В. в период с 17.01.2007 года по 15.02.2007 года находилась в служебной командировке в войсковой части н. п. Ханкала Чеченской Республики в составе ОГВ (С), в период выполнения этой воинской частью задач в составе Объединенной группировки войск (сил) участвовала в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона. На основании чего, Цыганок Т.В. присвоено звание "Ветеран боевых действий" и 07.05.2007 года выдано удостоверение.
Таким образом, суд обоснованно указал, что у истца имелись законные основания для получения надбавки к пенсии в размере 32% с момента выдачи удостоверения.
При этом судебная коллегия считает правильным вывод суда о том, что оснований для взыскания с ответчика -военного комиссариата Липецкой области в пользу истицы недоплаченной суммы пенсии в размере 32% от базовой части пенсии с 07.05.2007 года по 20.03.2010 года включительно не имелось.
На основании ст. 51 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы (органы социальной защиты населения) вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса. Указанные лица вправе не представлять необходимые для назначения пенсий документы, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный частью 4 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 года N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. В этих случаях пенсионный орган (орган социальной защиты населения) запрашивает необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 54 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления.
В случаях, если к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявителю разъясняется, какие документы он должен представить дополнительно. При представлении им этих документов до истечения трех месяцев со дня получения указанного разъяснения днем обращения за пенсией считается день подачи заявления или дата отправления документов по почте, указанные в части первой настоящей статьи.( в ред. Федерального закона от 01.07.2011 года N 169-ФЗ)
Согласно ст. 55 указанного Закона (в ред. Федерального закона от 10.12.2010 N 354-ФЗ) перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, производится:
а) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения;
б) со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.
В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
Согласно ст. 58 Закона сумма пенсии, начисленная пенсионеру из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, но не востребованная им своевременно, выплачивается за прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за ее получением.
Сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Аналогичные нормы для решения вопроса о выплате надбавки к пенсии действовали и в предыдущей редакции указанного закона на момент обращения истца с заявлением в военный комиссариат Липецкой области и при назначении ей пенсии в 2007 году военным комиссариатом Астраханской области.
Судом проверялись доводы истца о том, что ей не было разъяснено при назначении пенсии в военном комиссариате Астраханской области о необходимости предоставления удостоверения о присвоении звания "Ветеран боевых действий".
Как установлено судом из представленных доказательств - пенсионного дела истца, показаний свидетеля Коваленко С.Е., на момент назначения истцу пенсии она не имела удостоверения "Ветеран боевых действий " и, соответственно, не имела права на надбавку к пенсии 32 %. Вопрос о выдаче ей удостоверения был рассмотрен более чем через месяц после назначения ей пенсии, так как и с заявлением о выдаче удостоверения истец обратилась уже после назначения ей пенсии 19.04.2007 года, а пенсия ей была назначена с 25.03.2007 года, как указывалось выше.
Суд правильно установил, что на момент назначения пенсий истец не могла представить удостоверение "Ветеран боевых действий", так как вопрос о присвоении ей этого звания на момент назначения пенсии решен не был, соответственно, и оснований у органа, назначающего пенсию, давать разъяснения по этому вопросу не имелось.
Как следует из удостоверения "Ветеран боевых действий", выданных истцу, в нем имеется ссылка на причитающиеся ей льготы.
При этом, судом установлено, что после получения удостоверения "Ветеран боевых действий" в военном комиссариате г.Астрахани, истец копию его в пенсионный отдел военного комиссариата Астраханской области для приобщения к материалам пенсионного дела не представляла, как и не обращалась с заявлением о начислении ей надбавки к пенсии после получения указанного удостоверения, поэтому в пенсионном деле Цыганок Т.В. до 21.03.2011 года не имелось сведений о том, что истица является "Ветераном боевых действий".
Таким образом, у пенсионных органов, учитывая заявительный характер назначения и выплаты пенсии и доплат, не имелось оснований для назначения и выплаты истцу надбавки к пенсии в размере 32% с 07.05.2007 года по 20.03.2010 года.
Вывод суда о том, что вина ответчиков в невыплате истице надбавки к пенсии с 07.05.2007 года по 20.03.2010 года отсутствует, является правильным, исходя из представленных доказательств по делу.
Как верно установил суд, Цыганок Т.В. имела право на получение надбавки к пенсии, как ветеран боевых действий, в соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации N4468-1 от 12.02.1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" лишь с момента обращения за выплатой такой надбавки в Липецкий областной военный комиссариат, то есть с 21.03.2011 года.
Доводы жалобы о том, что работниками военного комиссариата г.Астрахани ей не были разъяснены ее права на получение надбавки, а также не представлены соответствующие документы в отдел социальной защиты для произведения перерасчета пенсии, не являются основанием для отмены судебного решения, так как на момент назначения пенсии истец не имела удостоверения "Ветеран боевых действий", поэтому обязанности у военного комиссариата Астраханской области разъяснять истцу какие - либо права о надбавке к пенсии, не имелось. А после получения указанного удостоверения истец могла узнать о причитающихся ей льготах из самого удостоверения, где имеется ссылка на норму права о предоставлении прав и льгот на основании выданного удостоверения.
Кроме того, в памятке к пенсионному удостоверению в разделе "отметка о праве на льготы" имеется письменное разъяснение о том, что о всех изменениях, влияющих на размер выплачиваемой пенсии ?.пенсионер обязан своевременно сообщить в ? военный комиссариат. По всем вопросам, связанным с исчислением и выплатой пенсии, пенсионеру следует обращаться в военный комиссариат.
Истец, как установлено судом, после получения удостоверения "Ветеран боевых действий" обратилась с заявлением о перерасчете пенсии с предоставлением соответствующих документов в Липецкий военный комиссариат только в марте 2011 года.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что выводы суда об отказе истцу в иске соответствуют обстоятельствам дела, представленным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Доводы жалобы истца не опровергают выводы суда, они направлены на иную оценку доказательств и основаны на неверном толковании норм права, поэтому не могут повлечь отмену решения суда.
Руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Правобережного районного суда города Липецка от 29 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу истца Цыганок Т.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.