судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе
председательствующего Ракуновой Л.И.,
судей Бекловой Ж.В., Цуркан Л.С.
при секретаре Корякиной О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства социальной защиты населения Московской области
на решение Балашихинского городского суда Московской области от 17 октября 2012 года
по делу по иску ФИО11 к Министерству социальной защиты населения Московской области о признании отказа незаконным, обязании выдать сертификат на региональный материнский (семейный) капитал,
заслушав доклад судьи Ракуновой Л.И.,
УСТАНОВИЛА:
ФИО12 обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Московской области и просила признать отказ ответчика незаконным и обязать выдать сертификат на региональный материнский (семейный) капитал.
Требования мотивировала тем, что после рождения второго ребенка обратилась к ответчику с заявлением о выдаче регионального материнского (семейного) капитала, однако получила отказ по причине отсутствия места жительства в Московской области. Считала отказ незаконным, поскольку у нее имеется регистрация в Московской области по месту пребывания, иного места жительства она не имеет.
В судебном заседании ФИО13 иск поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения МО в суд не явился, был извещен надлежащим образом, ранее в письменном отзыве иск не признал.
Решением Балашихинского городского суда Московской области исковые требования удовлетворены.
Не соглашаясь с решением суда, в апелляционной жалобе ответчик просит его отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда как постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 1 Закона Московской области от 12.01.2006 N 1/2006- 03 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" действие настоящего закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области.
Согласно ст. 21 настоящего Закона финансирование мер социальной поддержки, предоставляемых семье и детям в Московской области, установленных настоящим Законом, осуществляется за счет средств бюджета Московской области.
Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки устанавливаются Правительством Московской области.
В ст. 20.2 Закона указано, что право на предоставление регионального материнского (семейного) капитала (далее - материнский капитал) возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго и последующих детей, если ранее они не воспользовались правом на получение материнского капитала.
Согласно ст. 20.3 Закона лица, указанные в частях 1, 3-5 статьи 20.2 настоящего Закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 20.2 настоящего Закона, вправе обратиться в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, осуществляющий проведение единой государственной политики в сфере социальной защиты населения Московской области (далее - Уполномоченный орган) за получением сертификата на региональный материнский (семейный) капитал (далее - сертификат) в установленном им порядке.
Из установленных судом первой инстанции обстоятельств дела усматривается, что с 27.11.2007 года ФИО14 состоит в браке с ФИО15 (л.д.16).
От брака имеет двух детей ФИО17 28.11.2008 года рождения, и ФИО16 01.04.2011 года рождения (л.д.12, 14).
Из материалов дела следует, что истица с 18.01.2008г. по 06.05.2016г. имеет временную регистрацию в общежитии при в/ч 35690 на "адрес", где проходит службу ее супруг ФИО18. (л.д.17). Несовершеннолетние дети и супруг также имеют временную регистрацию по указанному адресу.
3
05.09.2012 года истице было отказано в получение сертификата на региональный материнский капитал по причине отсутствия места жительства на территории Московской области (л.д.19).
Разрешая спор, суд, дав правовую оценку установленным по делу фактическим обстоятельствам дела в совокупности с представленными сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательствами, пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку установлено, что с 30.09.2008г. ФИО19 вообще не имеет регистрации по месту жительства, в связи с чем не имеет возможности получить сертификат кроме как по месту пребывания.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции о признании за семьей истицы права на получение сертификата судебная коллегия также исходит из следующего.
Согласно абзацам 1 и 2 п.3 ст. 15 ФЗ от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
По смыслу приведенных норм регистрация военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей по адресам воинских частей приравнивается к регистрации по месту жительства; при этом в случае отсутствия служебных жилых помещений, жилых помещений маневренного фонда, общежитий, названные военнослужащие вправе получать денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений и, следовательно, самостоятельно определять жилое помещение по договору найма (поднайма). В таких случаях место фактического проживания указанных граждан и место их регистрации по адресам воинских частей не совпадают.
Материалами дела установлено, что истица зарегистрирована с семьей в общежитии как по месту пребывания, которое и следует признать местом ее жительства.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношением, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы не содержат аргументов, опровергающих правильность выводов суда первой инстанции, в решении по ним содержатся правильные и мотивированные ответы.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Балашихинского городского суда Московской области от 17 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальной защиты населения Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.