Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Терещенко А.А.,
судей Вороновой М.Н., Нарыжной Е.В.,
при секретаре Гришечкине П.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 января 2013 года апелляционную жалобу Шпагина А.В на решение Серпуховского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу по заявлению Шпагина "данные изъяты" о признании незаконными действий (бездействия) Администрации сельского поселения ""данные изъяты"" Серпуховского муниципального района Московской области.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения представителя Шпагина А.В. - Походяевой О.Н.,
УСТАНОВИЛА:
Шпагин А.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации сельского поселения "данные изъяты" Серпуховского муниципального района Московской области, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ N, в рассмотрении его ходатайства о переводе земельного участка с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" кв.м, разрешенное использование - для ведения сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, в районе "адрес", из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности; просил суд обязать Администрацию сельского поселения "данные изъяты" Серпуховского муниципального района Московской области направить в Правительство Московской области ходатайство о переводе вышеуказанного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.
В обоснование заявленных требований Шпагин А.В. указал, что ему принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N в районе д. "адрес" Серпуховского района МО. Указанный участок расположен в непосредственной близости (50 метров) от действующего полигона ТБО, в связи с чем данный участок никогда не использовался для нужд сельского хозяйства. На сегодняшний день участок находится в запущенном состоянии, непригоден как для сельскохозяйственного производства, так и для индивидуального жилищного строительства. Желая изменить категорию земельного участка, он обратился в Администрацию сельского поселения Липицкое с соответствующим ходатайством, в рассмотрении которого письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация отказала, немотивированно сославшись на нецелесообразность перевода земельного участка из категории земель "для сельскохозяйственного назначения" в "земли промышленности".
По утверждению заявителя, решение органа местного самоуправления является незаконным и необоснованным, нарушает его права и интересы как собственника земельного участка.
В судебном заседании представители Шпагина А.В. поддержали заявленные требования, пояснили, что оспариваемый отказ органа местного самоуправления тем более незаконен, так как вынесен некомпетентным органом; настаивали, что именно Администрация сельского поселения "данные изъяты" обязана направить ходатайство об изменении категории земельного участка в Правительство МО.
Представитель Администрации сельского поселения "данные изъяты" Серпуховского муниципального района МО просил в удовлетворении заявления отказать, указав, что обращение Шпагина А.В. было рассмотрено в установленный законом срок, рассмотрение ходатайства и направление его в Правительство МО не входит в компетенцию администрации сельского поселения.
Представитель привлеченной судом к участию в деле Администрации Серпуховского муниципального района МО полагал заявление Шпагина А.В. не подлежащим удовлетворению, пояснил, что ходатайство о переводе земельного участка из одной категории в другую готовит Глава администрации Серпуховского муниципального района и направляет его в Правительство Московской области.
Решением Серпуховского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ требования Шпагина А.В. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Шпагин А.В. просит об отмене данного решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает 7 категорий земель в зависимости от целевого назначения, в том числе земли сельскохозяйственного назначения и земли промышленности.
Согласно абз. 1 пп. 4 п. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель, находящихся в частной собственности, из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В силу п.2.1 ч.2 ст.2 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23\96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а также принимают решения о переводе земель или земельных участков в составе таких земель, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.
При этом согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона Правительство Московской области принимает правовые акты о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.
Следовательно, принятие решения о переводе земель или земельных участков в составе таких земель, находящихся в частной собственности, из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию относится к компетенции Правительства Московской области.
По смыслу ч. 4 ст. 5 Закона N 23\96-ОЗ решение о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую принимается Правительством Московской области или соответствующим органом местного самоуправления на основании ходатайства гражданина или юридического лица и документов, предусмотренных частями 5,6 настоящей статьи. Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство на имя Губернатора Московской области или главы соответствующего муниципального образования Московской области.
К ходатайству прилагаются:
1) копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц, или выписка из государственного реестра муниципальных образований;
2) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на испрашиваемый земельный участок;
3) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
4) кадастровый паспорт земельного участка или кадастровая выписка о земельном участке.
В отношении сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения представляется отчет оценщика об определении кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", за исключением случаев отнесения земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения;
5) согласие правообладателя земельного участка на отнесение земельного участка к определенной категории или на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую, за исключением случаев перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением границы населенных пунктов;
В состав документов, необходимых для принятия решения о переводе земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, включаются документы, указанные в части 5 настоящей статьи, а также:
1) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на испрашиваемый земельный участок, заверенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
4) согласование центрального исполнительного органа государственной власти Московской области в сфере архитектуры и градостроительной деятельности;
5) согласование центрального исполнительного органа государственной власти Московской области в области государственной охраны объектов культурного наследия Московской области (при необходимости);
6) согласование центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, осуществляющего исполнительно-распорядительную деятельность в агропромышленном комплексе;
7) акт на списание мелиоративных систем их собственником, балансодержателем (для мелиорированных сельскохозяйственных угодий).
Суд установил, что Шпагин А.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился к Главе Администрации сельского поселения "данные изъяты" Серпуховского муниципального района Московской области с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" кв.м, разрешенное использование - для ведения сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, в районе д. "адрес" из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, а именно: для использования под производственно-складской комплекс с автобазой.
ДД.ММ.ГГГГ заявителю был дан ответ за подписью Главы сельского поселения "данные изъяты", в котором сообщалось, что администрация сельского поселения считает, что переводить земельный участок с кадастровым номером N из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности нецелесообразно (л.д. 9).
В рамках настоящего дела заявитель Шпагин А.В. оспаривал только этот ответ, полагая, что со стороны администрации поселения имел место отказ в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка из одной категории в другую.
По смыслу ст. 258 ГПК РФ суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительным при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя.
Как было указано выше, в компетенцию администрации сельского поселения "данные изъяты" Серпуховского муниципального района Московской области не входит разрешение вопросов о переводе земельных участков, расположенных на территории сельского поселения "данные изъяты" Серпуховского муниципального района Московской области, из категории "земли сельхозначения" в другую категорию.
В этой связи ответ (по существу - субъективное мнение) Администрации сельского поселения "данные изъяты" на обращение Шпагина А.В. от ДД.ММ.ГГГГ не нарушает права и свободы заявителя, не создает препятствия к осуществлению им прав и свобод; на Шпагина А.В. данным ответом не возложена незаконно какая-либо обязанность, он не привлечен незаконно к ответственности.
Законом не возложена обязанность на администрацию сельского поселения по направлению в Правительство Московской области поступившего от гражданина ходатайства о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отклонил заявленные Шпагиным А.В. требования.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.
Доводы апелляционной жалобы Шпагина А.В. не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку сводятся к иной, нежели у суда, оценке фактических обстоятельств дела и иному толкованию подлежащих применению к возникшим правоотношениям норм материального права.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Серпуховского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Шпагина А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.