Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Ульянкина Д.В.
судей Орловой Е.А., Старцевой С.А.
при секретаре Постникове Н.С.
в открытом судебном заседании в г. Орле рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда "адрес" от "дата", которым постановлено:
"Исковые требования Г.Т.В. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в "адрес" и "адрес" о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с постоянным проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, назначении пенсии - удовлетворить.
Признать за Г.Т.В. право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с учётом снижения общеустановленного пенсионного возраста на 3(три) года.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить Г.Т.В. выплату пенсии с "дата"".
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Орловой Е.А., выслушав объяснения представителя ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области К.Н.Л., поддержавшей апелляционную жалобу, возражения на жалобу Г.Т.В. и ее представителя Г.В.И., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Г.Т.В. обратилась в суд с иском к ГУ Управлению пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста по причине проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
В обоснование исковых требований указывала, что с даты рождения "дата" по настоящее время она постоянно проживает в "адрес", территория которой с 26.04.1986 по настоящее время относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Полагая, что проживание в этом населенном пункте даёт ей право на уменьшение возраста выхода на пенсию на 2 года, Г.Т.В. обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области за назначением досрочной пенсии с момента достижения необходимого возраста.
В удовлетворении данного заявления ответчиком ей было отказано по причине отсутствия регистрации на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в период с 10.05.2004 по 29.06.2012.
В ходе рассмотрения гражданского дела истица уточнила исковые требования, окончательно просила суд признать за ней право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 3 года в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом и обязать ответчика назначить ей пенсию с "дата", то есть, с момента обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии.
Представитель ответчика ГУ УПФРФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области К.Л.Н. исковые требования не признала, ссылаясь на отсутствие регистрации истицы в "адрес".
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Указывает на то, что Г.Т.В. не имеет права на назначение пенсии по старости досрочно со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дату обращения за назначением пенсии ("дата"), поскольку период её проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 10.05.2004 по 29.06.2012 не подтвержден регистрацией по месту жительства, а регистрация в "адрес" в период с 26.04.1986 по 12.05.1988 не дает истице права на снижение общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину.
Полагает, что факт постоянного проживания в период с 26.04.1986 по 30.06.1986, подтвержденный по месту жительства в "адрес", дает право истице на досрочное назначение пенсии в возрасте 54 лет.
Кроме того, ссылается на то, что у суда не было оснований для назначения истице пенсии по старости с "дата", поскольку такое право у неё может возникнуть только после вступления в законную силу решения суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 N1244-1 (с последующими изменениями и дополнениями) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона (граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом), пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В силу абзаца 3 ст. 7 названного Закона РФ, границы зон территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки, с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
В примечании к ст. 35 Закона РФ от 15.05.1991 N1244-1 указано, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
В Перечнях населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утв. постановлением Правительства РСФСР от 28.12.1991 N 237-Р, действовавшим до 01.02.1998, и постановлением Правительства РФ 18.12.1997 N 1582, утв. Правительством РФ, действующим с 01.02.1998, "адрес" указана как зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно ст. 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации имеет целью обеспечение необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, основанием обращения истицы с вышеуказанными требованиями в суд явился отказ ответчика назначить ей пенсию досрочно в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом по причине отсутствия регистрации её на данной территории в спорный период.
Суд проверил доводы Г.Т.В. и пришёл к правильному выводу об их обоснованности.
Как установлено материалами дела, истица с 23.04.1976 по 12.05.1988 была зарегистрирована, а с 10.05.2004 по настоящее время фактически постоянно проживает без регистрации по адресу: "адрес", однако в период с 27.09.1991 по настоящее время зарегистрирована по адресу: "адрес" (л.д. 5, 7).
Период проживания истицы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в "адрес" на дату обращения к ответчику, подтвержденный регистрацией, составлял 2 года 16 дней: с 26.04.1986 по 12.05.1988.
Указанные обстоятельства подтверждаются копией справки администрации "..." сельского поселения Орловского района Орловской области от 29.06.2012, копией домовой книги N 1 д. "...", из которой следует, что Г.Т.В. с 23.04.1976 по 12.05.1988 была зарегистрирована и постоянно проживала в "адрес" (л.д. 5,51-55).
Факт проживания истицы в период с 10.05.2004 по настоящее время в "адрес" подтверждаются также копией вышеуказанной справки администрации "..." сельского поселения Орловского района Орловской области, справкой, копиями похозяйственных книг N 31, N 33 "..." сельского поселения, где в числе членов хозяйства Г.В.С., проживающей в "адрес", Орловского района, с 2002 г. по 2006 г. и с 2008 г. по 2012 г. значится её дочь Г.Т.В. (л.д.9-11, 48-50);
Из медицинской амбулаторной карты истицы и справки "..." фельдшерско-акушерского пункта БУЗ Орловской области ""..." ЦРБ" следует, что истица в период с 2002 г. по настоящее время неоднократно обращалась за медицинской помощью в ФАП "...", который находится на территории "..." сельского поселения в "адрес" (л.д. 14-18);
Копией личной карточки формы Т-2 работника ООО ""..."" Г.Т.В. с 23.03.2004 подтверждается, что местом её регистрации является "адрес", а местом фактического проживания - "адрес" (л.д. 34-35).
Постоянное проживание истицы в спорный период и по настоящее время в "адрес" и ее непроживание по адресу регистрации подтверждены также показаниями свидетелей С.О.В., Ж.В.И., С.Т.Е., М.Т.В., Ч.Т.Н., Г.В.В., допрошенных в судебном заседании.
В связи с изложенным, суд правильно пришел к выводу о том, что истица имеет право на назначение пенсии по старости досрочно с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года в соответствии со ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, повергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
При этом судом правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ дана оценка всем представленным доказательствам по делу в совокупности, которые согласуются друг с другом и не находятся в противоречии.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных п. 4, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно смыслу действующего пенсионного законодательства, если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган, либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Указанные разъяснения содержатся в п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 30 от 11.12.2012 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".
Принимая во внимание, что право на получение пенсии по старости у истицы возникло по достижении ею возраста 52 лет, т.е. с "дата", однако с заявлением о назначении трудовой пенсии истица обратилась "дата", суд первой инстанции правомерно обязал ответчика назначить Г.Т.В. трудовую пенсию с указанной даты.
В силу изложенного довод апелляционной жалобы ответчика о том, что отказ Г.Т.В. ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе в назначении пенсии досрочно не был признан судом необоснованным, а поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости истцу должно быть признано с момента вступления решения суда в законную силу, судебная коллегия считает несостоятельным, так как закон не связывает дату назначения пенсии истицы с обязательным признанием отказа ответчика в назначении ей пенсии в судебном порядке.
Поскольку закон РФ "О социальной защите граждан, повергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не содержит норм о том, что факт проживания в зоне с льготно-экономическим статусом может быть подтвержден только регистрацией по месту жительства, довод апелляционной жалобы о том, что период проживания истицы в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 10.05.2004 по 29.06.2012 не подтвержден регистрацией, а потому не может давать ей права на снижение общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину, является несостоятельным, основанным на неправильном толковании норм материального права.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия находит решение суда законным, а доводы апелляционной жалобы ответчика - необоснованными.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заводского районного суда г. Орла от 23 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловской районе Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.