Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Забелиной О.А.
судей Хомяковой М.Е., Корневой М.А.
при секретаре Михеевой Т.А.,
в открытом судебном заседании в г.Орле рассматривала гражданское дело по иску Деминовой Алеси Владимировны к Рябша Наталье Петровне о восстановлении границы земельного участка, об истребовании части земельного участка из чужого незаконного владения, о переносе ограждения (забора) и о взыскании денежной компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе Рябша Натальи Петровны на решение Мценского районного суда Орловской области от 19 ноября 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования Деминовой Алеси Владимировны удовлетворить частично.
Восстановить границу земельного участка между домовладениями N и Nа по "адрес" в соответствии с результатами межевания и регистрации право собственности на земельные участки.
Обязать Рябшу Наталью Петровну в течение 10 дней по вступлении решения в законную силу перенести забор в сторону (вглубь) своего земельного участка, в том числе демонтировав кирпичный забор, от точки 2 (правого угла жилой пристройки истца) на 0,63 м, от точки 3 (левого угла жилой пристройки истца) на 0,58 м, от точки 4 (правого угла гаража ответчика) на 0,46 м и от точки 5 (левого угла гаража ответчика) на 0,50 м согласно схеме кадастрового инженера ФИО6.
Взыскать с Рябша Натальи Петровны в пользу Деминовой Алеси Владимировны расходы на представителя в размере "..." рублей, возврат госпошлины "..." рублей, а всего "..." рублей.
В остальной части иска отказать за необоснованностью".
Заслушав доклад судьи Хомяковой М.Е., выслушав объяснения ответчицы Рябша Н.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда,
УСТАНОВИЛА:
Деминова А.В. обратилась в суд с иском к Рябша Н.П. о восстановлении границы земельного участка с кадастровым номером "...", общей площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", истребовании части земельного участка из чужого незаконного владения, обязании Рябша Н.П. перенести установленное ею ограждение из кирпича (забора) путем его демонтажа, взыскании с ответчика в ее пользу денежную сумму в размере "..." рублей в счет компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указывала, что она является собственником земельного участка, расположенного на нем жилого дома и построек по адресу: "адрес". Собственником смежного земельного участка является Рябша Н.П., которая нарушила общую границу земельных участков и установила кирпичный забор на части земельного участка, принадлежащего истице.
По сведениям кадастрового инженера Рябша Н.П. самовольно заняла 5,28 м чужого земельного участка и возвращать его в добровольном порядке не желает.
По изложенным основаниям, с учетом уточненных требований, Деминова А.В. просила восстановить границы земельного участка, общей площадью 575-+ 8 кв.м, по адресу: "адрес" в соответствии со схемой кадастрового инженера, а именно: установить забор, разделяющий участки от точки 2 (правого угла жилой пристройки) - на 0,63 м, от точки 3 (левого угла жилой пристройки) - на 0,58 м, от точки 4 (правого угла гаража) - 0,46 м и от точки 5 (левого угла гаража) - 0,50 м вглубь земельного участка, принадлежащего Рябша Н.П.; обязать ответчицу перенести возведенное ею ограждение из кирпича (забор) путем демонтажа; взыскать с ответчицы в ее пользу в счет компенсации морального вреда денежные средства в размере "..." рублей и расходы по оплате услуг представителя в сумме "..." рублей.
В судебном заседании представитель истицы ФИО8 требования поддержала.
Ответчица Рябша Н.П. возражала против удовлетворения иска.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе Рябша Н.П. ставит вопрос об отмене обжалуемого решения по мотивам его незаконности и необоснованности.
Указывает на то, что с 2007 года она является собственником дома и земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" и с этого момента границы земельного участка она не меняла и не нарушала.
Утверждает о том, что забор был поставлен с согласия ФИО1, продавшего дом с землей истице, которая в настоящее время оспаривает границы участков.
Не согласна с выводами суда о том, что смежная граница ею нарушена, так как эксперт ФИО6 в судебном заседании показал, что ограждение установлено правильно по плану.
Деминова А.В. при покупке дома по установке забора претензий не предъявляла, своими действиями закрыла проход к приусадебному участку.
Обращает внимание на, что получает небольшую пенсию и не имеет средств, чтобы перенести забор.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в порядке ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами, материалами дела и требованиями закона.
Согласно ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Защита нарушенного права может осуществляться в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ст. 12 ГК РФ).
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст.38 Федерального закона N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (пункт 7). При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (пункт 9).
В соответствии со ст. 39 указанного Закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с заинтересованными лицами.
Согласно ч. 1 ст. 40 указанного Закона результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей (часть 2 статьи 40).
Возможность восстановления нарушенного права на земельный участок предусмотрена п. 1 ст. 60 ЗК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Деминовой А.В. на праве собственности принадлежит земельный участок, общей площадью 575,15 кв.м., с кадастровым номером "...", расположенный по адресу: "адрес". Право собственности истицей зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 23.07.2012 на основании договора купли-продажи земельного участка с жилым домом от 27.06.2012 (л.д. 7).
Согласно указанному договору Деминова А.В. купила у ФИО1 принадлежащий ему на праве собственности земельный участок с жилым домом по адресу: "адрес" (л.д. 6).
25.07.2005 ФИО1 было зарегистрировано право собственности на земельный данный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которое возникло у него 27.01.2005 на основании договора купли-продажи земельного участка с жилым домом у ФИО2 (л.д.24).
Материалами дела подтверждается, что земельный участок ФИО2 в 2003 году прошел процедуру межевания с установлением границ в отношении данного участка (л.д. 68-85).
Согласно материалам межевого дела границы земельного участка истицы были согласованы предыдущими собственниками смежных земельных участков, в том числе с собственницей соседнего земельного участка N ФИО3, личная подпись которой имеется в акте согласования границ земельного участка 18.08.2003 (л.д. 74).
На основании договора купли-продажи 26.04.2007 (л.д.92) наследник ФИО3, ФИО4, продал Рябша Н.П. земельный участок, общей площадью 956 кв.м., с кадастровым номером "..." с жилым домом, расположенным по адресу: "адрес".
Согласно землеустроительному делу в 2006 году земельный участок был отмежеван по заказу ФИО4 (л.д. 43-66), из акта согласования границ земельного участка усматривается, что 01.06.2006 границы земельного участка были согласованы со всеми заинтересованными лицами по фактическому пользованию (л.д. 53).
С целью проверки доводов истицы о нарушении ответчицей смежной границы, судом был осуществлен осмотр спорной территории домовладений истицы и ответчицы, в ходе которого кадастровый инженер ФИО6 произвел замеры земельных участков сторон и установил наличие расхождений фактических границ с данными межевания по точке 2 ( правого угла жилой пристройки) на 63 сантиметра, по точке 3 ( начала кирпичного забора) на 57 см, по точке 4 (конца кирпичного забора) на 46 см, по точке 5 (гараж ответчицы) на 50 сантиметров. Реально существующая граница и забор, установленный ответчицей Рябша Н.П. не соответствуют результатам межевания.
Факт нарушения ответчицей смежной границы подтвердили в судебном заседании свидетели ФИО1 и ФИО5.
Кроме того, из технического паспорта жилого "адрес" следует, что от жилого дома до соседнего земельного участка имеется расстояние для обслуживания строения и прохода к приусадебному участку (л.л. 10).
Из схемы размещения земельного участка с кадастровым номером 57:27:0010218:4, расположенного по адресу: "адрес", составленной кадастровым инженером ФИО6, усматривается, что граница земельных участков Деминовой А.В. и Рябша Н.П. изначально была в виде кривой линии (л.д. 22), эта же граница и была согласована предыдущими собственниками.
Из технической документации, хранящейся в ОГУП ОЦ "Недвижимость" по состоянию на 1959 год следует, что граница между земельными участками N и Nа по "адрес" предполагалась в виде прямой линии (л.д.115), впоследствии по состоянию на 1983 год изменилась, ввиду того, что строение (Лит "1") домовладения N построено на земельном участке Nа по "адрес" (л.д. 118).
В связи с тем, что часть сарая домовладения N построена на земле домовладения Nа граница была установлена по сложившимся границам согласно акта от 06 февраля 1970 года и решением горисполкома (л.д. 23, 25).
Как следует из технического паспорта домовладения N по "адрес" по состоянию на 2006 год установленная граница не изменилась и проходит также по кривой линии.
При таких обстоятельствах, суд, разрешая спор по существу, суд пришел к обоснованному выводу о том, что установленная в соответствии с требованиями законодательства смежная граница домовладений N и Nа была нарушена ответчицей путем смещения ее в сторону земельного участка истицы и установкой кирпичного забора.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части взыскания денежной компенсации морального вреда, суд правильно исходил из того, что действиями ответчицы нарушены имущественные права истицы, закон, предусматривающий в данном случае компенсацию морального вреда отсутствует, поэтому иск в указанной части удовлетворению не подлежит.
Доказательств причинения вреда действиями, нарушающими личные и неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, Деминовой А.В. не представлены.
Также не вызывает сомнений вывод суда о взыскании с ответчицы судебных расходов, поскольку он сделан на правильном применении положений ст.ст.98,100 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что забор установлен с разрешения бывшего собственника домовладения ФИО1 как голословные судебной коллегией отклоняются.
Доводы апелляционной жалобы о том, в ходе судебного заседания специалист подтвердил правильность установки забора судебной коллегией во внимание не принимаются, поскольку опровергаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда и не содержат оснований для отмены обжалуемого решения.
Таким образом, судебная коллегия считает, что с учетом изложенного решение постановлено судом на основании правильного определения юридически значимых обстоятельств, без нарушения норм материального и процессуального права, поэтому является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мценского районного суда Орловской области от 19 ноября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Рябша Натальи Петровны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.