судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Циркуновой О.М.
судей Старцевой С.А., Ларионовой С.В.
при секретаре Аксютич А.А.
в открытом судебном заседании в г. Орле рассмотрела гражданское дело по иску Кондуровой "..." к ГУ УПФ РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на получение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС,
по апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 20 декабря 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования Кондуровой "..." к ГУ УПФ РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на получение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, удовлетворить.
Признать за Кондуровой "..." право на получение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии со ст. 34 Закона РФ "О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 (два) года.
Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить Кондуровой "..." выплату пенсии с "..."
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Ларионовой С.В., объяснения представителя ГУ УПФ РФ в г. Орле по доверенности Ковалевой Н.Л., поддержавшей жалобу, возражения Кондуровой Н.Н., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Кондурова Е.В. обратилась в суд к ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на назначение пенсии по возрасту досрочно в связи со снижением общеустановленного пенсионного возраста на два года.
В обоснование заявленных требований указывала, что с 20.01.1990 постоянно проживает по адресу: Орловская область, Орловский р-н, Образцовское с/п, п. Зареченский, "..." который относился к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС до 01.02.1998.
6 сентября 2012 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии. Однако в назначении пенсии с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста ей было отказано в связи с тем, что период проживания с 20.01.1990 по 06.05.1990 не подтвержден регистрацией.
Считая отказ ответчика незаконным, поскольку, несмотря на отсутствие у неё регистрации в указанный период, она со своей семьей постоянно проживала по указанному адресу, первоначально просила суд признать решение ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области N27-5410 от 17.09.2012 незаконным и необоснованным, признать за ней право на назначении досрочной трудовой пенсии по стрости в соответствии со ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на два года, обязать ответчика назначить пенсию с момента обращения в пенсионный орган.
Уточнив исковые требования, просила суд признать за ней право на получение льготной пенсии с учётом снижения пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на два года, обязать ответчика назначить и производить выплату пенсии с момента возникновения права, т.е. с "..."
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области исковые требования не признала, поскольку факт проживания истицы в период с 20.01.1990 по 06.05.1990 в пос.Зареченском Орловского района Орловской области не подтвержден регистраций.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области просит отменить решение суда и в удовлетворении исковых требований отказать, мотивируя тем, что у суда не было законных оснований для удовлетворения требований Кондуровой Н.Н., поскольку период ее проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом не подтвержден регистрацией по месту жительства.
Полагает, что пенсия не может быть назначена истице с "...", так как право на назначение пенсии может возникнуть у Кондуровой Н.Н., только с момента вступления решения суда в законную силу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного решения.
В соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В примечании к ст. 35 приведенного Закона РФ указано, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
В соответствии со ст.1 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в ред. Федеральных законов от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации имеет целью обеспечение необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 20) и международными актами о правах человека, каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ допускается только на основании закона.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст.10 ФЗ от 15.12.2001 N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244- 1 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" применяются: до 01.02.1998 Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.91 N237-Р и с 01.02.1998 - Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 N1582. В перечне, действовавшем до 01.02.1998, указан населенный пункт Зареченский Орловского района Орловской области.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Кондурова Н.Н. ссылалась на то, что постоянно проживает в пос. Зареченский Орловского района Орловской области с января 1990 года.
Данное обстоятельство подтверждается: копией паспорта Кондуровой Н.Н., справкой администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области N 2237 от 28.05.2012, из которой следует, что Кондурова Н.Н. постоянно проживает по адресу: Орловская область, Орловский район, п. Зареченский, "..." зарегистрирована по указанному адресу с 07.05.1990, поквартирной карточкой, где также указаны супруг истицы - "..."., сыновья - "..." года рождения (л.д. 10, 31).
Согласно ордеру N 67 от 08.02.1990, выданному исполкомом Орловского районного Совета народных депутатов на основании решения исполкома Советского районного Совета народных депутатов от 11.01.1990 N11, Кондурову И.А. на семью из четырёх человек (он, жена - Кондурова Н.Н., сыновья Кондуров К.И., Кондуров А.И.) предоставлено право на занятие квартиры "..." в п. Зареченский (л.д. 19).
В соответствии со справкой администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области N 3702 от 29.11.2012, квартира "..." в п. Зареченский Орловского района Орловской области в настоящее время имеет адрес: Орловская область, Орловский район, п. Зареченский, ул. "..."
Факт проживания истицы в п. Зареченский Орловского района, Орловской области также подтвердили допрошенные в суде первой инстанции свидетели "..."
Установив изложенные обстоятельства, свидетельствующие о том, что истица с 20.01.1990 по настоящее время постоянно проживает в п. Зареченский, Орловского района Орловской области, который относился к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом до 01.02.1998, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании за Кондуровой Н.Н. права на снижение пенсионного возраста для назначения пенсии по старости, установленного ст. 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" на два года.
По указанным основаниям довод жалобы о том, что у суда не было законных оснований для удовлетворения требований Кондуровой Н.Н., поскольку проживание ее в зоне с льготным социально-экономическим статусом в спорный период не подтверждено регистрацией по месту жительства, не влечет отмену решения суда.
В соответствии с п.п. 1,2 ст. 19 ФЗ N 173 от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Учитывая, что с "..." у истицы возникло право на получение пенсии, а в силу ч.1 ст. 19 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии), вывод суда о назначении пенсии в соответствии с требованиями истца со снижением пенсионного возраста на два года, т.е. с "...", является обоснованным, а довод апелляционной жалобы ответчика о том, что у суда не было оснований для назначения Кондуровой Н.Н. льготной пенсии с указанной даты, является несостоятельным.
Других доводов апелляционная жалоба ответчика не содержит.
Таким образом, суд при разрешении спора в полном объеме установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применил нормы материального права, в связи, с чем оснований для отмены решения по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заводского районного суда г. Орла от 20 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий - судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.