Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе: председательствующего Платоновой И.В.,
судей Яковлевой Л.А., Косенко Л.А.
при секретаре Орловой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления благоустройства города и дорожного хозяйства администрации г.Рязани на решение Советского районного суда г.Рязани от 17 октября 2012 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Рязанской межрайонной природоохранной прокуратуры удовлетворить.
Запретить администрации муниципального образования - городской округ г. Рязани, Управлению благоустройства города и дорожного хозяйства города Рязани принимать и складировать на несанкционированной свалке в районе
" отходы с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию муниципального образования - городской округ г. Рязани, Управление благоустройства города и дорожного хозяйства администрации города Рязани, муниципальное предприятие города Рязани "Лесопарковое хозяйство" ликвидировать несанкционированную свалку в районе
" и произвести рекультивацию нарушенных земель в срок до 01 сентября 2013 года.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Яковлевой Л.А., объяснения представителя Управления благоустройства города и дорожного хозяйства администрации г.Рязани Задорожного И.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя администрации г. Рязани Черных В.М., полагавшего решение суда подлежит изменению, прокурора Артюшатской И.В., представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области Горелова Д.И., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рязанский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Рязани, Управлению благоустройства города и дорожного хозяйства администрации г.Рязани, МП города Рязани "Лесопарковое хозяйство" о ликвидации несанкционированной свалки и рекультивации нарушенных земель.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведения межрайонной природоохранной прокуратурой проверки по факту регулярных возгораний на свалке мусора, расположенной по адресу:
данные изъяты
" и проверок Министерства природопользования и экологии Рязанской области, Управления Росприродонадзора по Рязанской области, было установлено, что на обследованном участке несанкционированно размещены различные отходы, как свежепривезенные, так и складированные за многие годы бытовые отходы и мусор (пластиковые и стеклянные бутылки, полиэтиленовые пакеты, пищевые отходы, стекло и т.п.), строительные отходы (бетон от разборки зданий, кирпич, асфальтовые покрытия, стекловата и т.д.), древесные отходы, а также бытовые отходы в черных целлофановых пакетах. Среди этих отходов, согласно результатам отбора проб и их биотестирования, обнаружены отходы, относящиеся к 4 классу опасности; имеются значительные участки выгоревших отходов, наблюдается тление и задымление территории свалки. В результате лабораторных исследований было установлено, что в атмосферном воздухе на границе санитарно - защитной зоны свалки имеются превышения загрязняющих веществ в населенном пункте по содержанию азота диоксида - в 1,8 раза, фенолу - в 1,6 раза, углеводородам - в 1,3 раза, сероводороду - в 2,4 раза, углероду оксиду - в 1,2 раза. Указанная несанкционированная свалка с 2008 года увеличилась в размерах и располагается на площади примерно в 10 га. Решением Советского районного суда г.Рязани от 27.10.2008 г. приостановлена деятельность МП г.Рязани "Лесопарковое хозяйство", которое в 2007-2008 г.г. осуществляло деятельность по обращению с опасными отходами в виде их сбора с улиц г.Рязани, транспортировке и размещения на свалке, эксплуатируемой в районе Хамбушево, что также было установлено решением суда. По данному факту возбуждено исполнительное производство, которое до настоящего времени не окончено, решение суда реально не исполнено. Противоправная деятельность МП "Лесопарковое хозяйство" продолжается до настоящего времени, данная свалка постоянно горит, что установлено материалами проверки. Предоставленный в пользование Управлению благоустройству города и дорожного хозяйства для размещения площадки по приему и накоплению древесно-кустарниковых отходов на основании постановления администрации г.Рязани от 17.03.2011 г. с изменениями от 08.09.2011 г. земельный участок в натуре не выделен, межевые знаки либо ограждения названного участка отсутствуют. Вместе с тем, он расположен в границах вышеуказанной несанкционированной свалки; государственная собственность на остальной земельный участок, ориентировочной площадью
", на котором складируются отходы, не разграничена. Фактически данный участок используется МП "Лесопарковое хозяйство", которое ведет контроль за приемом отходов на данную площадку круглосуточно путем организации контрольно-пропускного пункта с отметкой в специальном журнале.
В нарушение требований Федерального Закона "Об охране окружающей природной среды", Федерального Закона "Об отходах производства и потребления", Устава муниципального образования - городской округ город Рязань, Рязанской области администрация г.Рязани не организует сбор и вывоз мусора на остальном земельном участке, ориентировочной площадью
". Остальные ответчики продолжают пополнять предоставленный им земельный участок бытовыми и промышленными отходами, на этом участке также возникают возгорания. Действиями ответчиков нарушены требования ст.ст.11, 12 ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которым запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, и захоронение отходов в границах населенных пунктов, а также требования ст.22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которым способы сбора, хранения, захоронения отходов должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. За вышеуказанные нарушения в отношении всех ответчиков были возбуждены административные дела по ст.8.2 КоАП РФ. Данная свалка является источником распространения крыс и насекомых, что значительно ухудшает эпидемиологическую обстановку в городе и вызывает обоснованные жалобы граждан в природоохранную прокуратуру и в различные контролирующие и властные структуры. Вышеприведенные обстоятельства, по мнению прокурора, свидетельствуют о причинении вреда состоянию атмосферного воздуха и созданию угрозы причинения вреда здоровью населения, которое проживает, либо может оказаться в зоне негативного влияния данной свалки. В связи с чем, просил суд обязать администрацию муниципального образования - городской округ Рязань, управление благоустройства города и дорожного хозяйства администрации города Рязани, МП г.Рязани "Лесопарковое хозяйство" ликвидировать несанкционированную свалку в районе Хамбушево около Ряжского шоссе города Рязани и произвести рекультивацию нарушенных земель.
В процессе рассмотрения дела прокурор исковые требования уточнил и просил суд запретить администрации муниципального образования - городской округ г.Рязани, управлению благоустройства г. Рязани, МП г. Рязани "Лесопарковое хозяйство" принимать и складировать на несанкционированной свалке в районе
" отходы с момента вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию муниципального образования - городской округ г.Рязани, управление благоустройства города и дорожного хозяйства администрации г.Рязани, МП г.Рязани "Лесопарковое хозяйство" ликвидировать несанкционированную свалку в районе
" и произвести рекультивацию нарушенных земель в срок до 1 сентября 2013 года.
Определением суда от 16.10.2012 г. производство по делу в части требований о запрещении МП г. Рязани "Лесопарковое хозяйство" принимать и складировать на несанкционированной свалке в районе
" отходы с момента вступления решения суда в законную силу, было прекращено в связи с частичным отказом прокурора от иска.
Суд удовлетворил исковые требования Рязанского межрайонного природоохранного прокурора, постановив указанное решение.
В апелляционной жалобе Управление благоустройства города и дорожного хозяйства администрации г.Рязани просит решение отменить и прекратить производство по делу, в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального и процессуального права, неправильным определением и недоказанностью обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Указывает на отсутствие у ответчиков фактических и юридических действий, нарушающих законодательство РФ, а также отсутствие в материалах дела надлежащих доказательств бесспорно подтверждающих доводы истца о размещении ответчиками на свалке в районе пос.
"
" каких-либо опасных отходов. Судом не была дана оценка действиям администрации г.Рязани по разрешению сложившейся неблагоприятной ситуации и пресечению противоправных действий третьих лиц, в результате которых образовалась спорная свалка, прекращению деятельности по приему и складированию древесно-кустарниковых отходов.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционного представления, судебная коллегия полагает, что решение суда отмене не подлежит по следующим основаниям.
В силу ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст.3 ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды и прочих.
В силу ст.7 ФЗ "Об охране окружающей среды", ст.ст.14, 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.8 ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Как следует из материалов дела на территории г.Рязани в районе
шоссе расположена несанкционированная свалка бытовых, строительных, древесных отходов и иного мусора на площади около
".
Часть земельного участка, площадью
" кв.м, находящегося в границах данной свалки, но не выделенного в натуре, постановлением администрации г.Рязани от 17.03.2011г. предоставлена в постоянное (бессрочное) пользование Управлению благоустройства города и дорожного хозяйства для размещения временной складской площадки, впоследствии переданной в пользование МП г.Рязани "Лесопарковое хозяйство" для размещения площадки приема и накопления древесно-кустарниковых отходов. На данном участке кроме размещения древесных отходов стали размещаться твердые бытовые, промышленные и строительные отходы, то есть данный участок стал использоваться как объект размещения отходов и увеличился в площади до 10 га.
Государственная собственность на этот земельный участок под размещение несанкционированной свалки отходов, расположенный вне границ земельного участка, предоставленного в бессрочное пользование Управлению благоустройства города и дорожного хозяйства, не разграничена, в связи с чем, распоряжение этим земельным участком осуществляется органом местного самоуправления - то есть администрацией г.Рязани на основании ч.10 ст.3 ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ, что не оспаривалось ответчиками.
В силу ст.12 ФЗ "Об отходах производства и потребления" запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов.
В судебном заседании бесспорно установлен и сторонами не оспаривался факт размещения несанкционированной свалки отходов в пределах границ муниципального образования - городского округа - города Рязани по вышеуказанному адресу.
Материалами дела установлено, что разрешительные документы - санитарно-эпидемиологическое заключение на земельный участок под данную свалку не выдавалось, при размещении данной свалки обнаружены ряд других нарушений требований СанПин 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", в частности, отсутствует водоснабжение, дождевая канализация, дренажная система, исследуемые пробы атмосферного воздуха превышают гигиенические нормативы и не соответствует требованиям СанПин 2.1.61032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест". Вследствие нарушения условий складирования происходит возгорание отходов, зафиксировано около 10 точек возгорания на протяжении 1 га свалки.
В ходе проведенных проверок органами госконтроля также было установлено, что на территории свалки размещены отходы, относящиеся к 4 классу опасности, о чем представлены протоколы результатов биотестирования проб отходов от 11.05.2010 г., от 21.11.2011 г.
Решением Советского районного суда г.Рязани от 27 октября 2008 года установлен факт осуществления МП г.Рязани "Лесопарковое хозяйство" деятельности по обращению с опасными отходами в виде их сбора, транспортировки и размещения на свалке, эксплуатируемой им в районе п.
"
", без получения разрешения уполномоченного органа исполнительной власти, необходимой лицензии, санитарно - эпидемиологического заключения, без разработки нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, в результате чего, деятельность МП г.Рязани "Лесопарковое хозяйство" была приостановлена.
Из акта проверки Управления Росприроднадзора по Рязанской области от 20.02.2012 г. следует, что в утвержденном проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещений МП "Лесопарковое хозяйство" (рег.
N от 13.04.2009 г.) не предусмотрено накопление древесно-кустарниковых отходов на участке в районе
", что было отмечено сотрудниками Управления во время рейдовой проверки и свидетельствует об использовании данного участка с нарушениями требований законодательства.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что размещение данной несанкционированной свалки представляет опасность для окружающей природной среды, создает угрозу жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Пунктом 24 части 1 статьи 9 Устава муниципального образования - городской округ город Рязань Рязанской области к вопросам местного значения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Таким образом, на администрацию г.Рязани в том числе в лице ее соответствующих структурных подразделений и муниципальных предприятий, в компетенцию которых входит выполнение задач, отнесенных к вопросам местного значения, возложена обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в пределах границ муниципального образования.
В судебном заседании бесспорно установлено, что ни администрация г.Рязани, ни правообладатель части земельного участка, на котором расположена свалка - Управление благоустройства города и дорожного хозяйства, являющееся структурным подразделением администрации с правом юридического лица, в задачи которого входит организация мероприятий по охране окружающей природной среды, совершенствование системы обращения с отходами, вышеуказанные обязанности надлежащим образом не исполняют.
Судом также установлено, что ненадлежащим образом исполняло свои обязанности и МП "Леспарковое хозяйство", допуская использование предоставленного ему до 09.10.2012г. земельного участка под свалку отходов.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для запрещения администрации г.Рязани и Управлению благоустройства города и дорожного хозяйства принимать и складировать отходы на данной свалке.
В силу ч.1 ст.51 ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу ст.22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст.11 ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии со ст.13 указанного закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Поскольку стороной ответчика не представлено бесспорных доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, подтверждающих факт уборки территории свалки в соответствии с требованиями законодательства, а также доказательств о реальном проведении на свалке каких-либо работ, направленных на ее ликвидацию, и последующее восстановление нарушенных земель, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Доводы апелляционной жалобы об осуществлении со стороны администрации г.Рязани на протяжении длительного времени комплекса мероприятий, направленных на разрешение сложившейся неблагоприятной ситуации и пресечение противоправных действий третьих лиц, в результате которых образовалась свалка, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили в решении правильную правовую оценку, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Другие доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами суда и направлены к иному толкованию материальных норм, примененных судом при рассмотрении дела, ошибочны и не могут служить поводом к отмене решения суда.
Решение суда отвечает требованиям ст.195 ГПК РФ о законности и обоснованности и оснований для его отмены не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Рязани от 17 октября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления благоустройства города и дорожного хозяйства администрации г.Рязани - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.