Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Левковой Г. И.,
судей Косенко Л. А., Смирновой А. А.,
при секретаре Гущиной И. А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства социальной защиты населения Рязанской области на решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 01 ноября 2012 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Рязанского района Рязанской области в интересах
Носовой Г.А. к Министерству социальной защиты населения Рязанской области об обязании обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение удовлетворить.
Обязать Министерство социальной защиты населения Рязанской области обеспечить
Носову Г.А. и ее сопровождающее лицо
Носова Л.И. путевками на санаторно-курортное лечение за 2012 год согласно рекомендованному профилю лечения по медицинскому заключению в течение 45 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Левковой Г.И., возражения против доводов апелляционной жалобы Носовой Г. А., прокурора Маточенковой Т. Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Рязанского района Рязанской области в интересах Носовой Г.А. обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Рязанской области об обязании обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение.
В обоснование требований указал, что Носова Г.А. является инвалидом 2 группы, и на основании Федерального закона N 178-ФЗ от 17.07.1999 "О государственной социальной помощи" имеет право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого, включено, в том числе, и обеспечение санаторно-курортным лечением.
10.01.2012 г. Носова Г.А. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей санаторно-курортной путевки, однако до настоящего времени санаторно-курортная путевка ей не предоставлена.
Просил обязать ответчика предоставить Носовой Г.А. путевку на санаторно-курортное лечение в срок до 31.12.2012 г.
В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил требования, и просил обязать Министерство социальной защиты населения Рязанской области обеспечить Носову Г.А. и ее сопровождающее лицо Носова Л.Н. путевками на санаторно-курортное лечение в срок до 31.12.2012 г.
Определением суда от 15.10.2012 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство труда и социальной защиты РФ.
По решению суда исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Министерство социальной защиты населения Рязанской области просит решение суда отменить, постановить новее решение об отказе Носовой Г.А. в удовлетворении требований. При этом ссылается на нарушение судом норм материального права. По мнению аппелятора, предоставление путевки Носовой Г.А. во внеочередном порядке, нарушит права других инвалидов.
В возражениях на апелляционную жалобу Носова Г. А. просит решение оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе, инвалиды на основании п. 8 ч.1 ст. 6.2 указанного Закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 6.2 данного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Согласно пункту 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
Постановлением Правительства Рязанской области от 31.12.2009 N 384 "О предоставлении отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Рязанской области, санаторно-курортного лечения, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно" (в редакции Постановления Правительства Рязанской области от 26.07.2012 N 205) утвержден Порядок предоставления отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Рязанской области, санаторно-курортного лечения.
В соответствии с настоящим Порядком, путевками на санаторно-курортное лечение обеспечиваются граждане, имеющие место жительства в Рязанской области, из числа лиц, указанных в статьях 6.1 и 6.7 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон), а также приравненных законодательством Российской Федерации в части предоставления мер социальной поддержки к гражданам, указанным в статье 6.1 Федерального закона, включенные в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний (далее - граждане).
Граждане, имеющие I группу инвалидности, дети-инвалиды, а также граждане, признанные в установленном порядке до 1 января 2010 г. инвалидами II и III групп с III степенью ограничения способности к трудовой деятельности, которым предоставляется государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг по I группе инвалидности до очередного переосвидетельствования, имеют право на получение второй санаторно-курортной путевки для сопровождающего их лица (пункт 2).
На основании ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
Как следует из материалов дела, Носова Г.А. является инвалидом 2 группы по общему заболеванию с третьей группой ограничения способности к трудовой деятельности, бессрочно.
10 января 2012 года Носова Г.А. обратилась в Министерство социальной защиты населения Рязанской области с заявлением о предоставлении ей, и, сопровождающему ее лицу - Носову Г.А., санаторно-курортной путевки по профилю ее болезни с заявлением, приложив к заявлению медицинскую справку
N для получения путевки, выданную Вышгородской амбулаторией Центральной районной больницы, 11.11.2011 г., согласно которой, ей рекомендовано санаторно-курортное лечение в весенне-летний период на курортах Черноморского побережья. Впоследствии ею была предоставлена справка
N от 28.05.2012 г, согласно которой, ей рекомендовано санаторно-курортное лечение в летний период на курортах Черноморского побережья.
04.06.2012 г. в МСЗН Рязанской области за предоставлением санаторно-курортного лечения обратился Савушкин М.Н. в качестве лица, сопровождающего Носову Г.А., с приложением справки от 23.03.2012 г.
N о рекомендованном лечении на курортах Черноморского побережья в летний период.
Однако, санаторно-курортное лечение истице в летний период 2012 г. предоставлено не было из-за значительного числа граждан, имеющих право на данный вид льгот, и недостаточности финансирования средств на указанные цели.
Согласно представленным в суд справкам для получения путевки
N от 12.10.2012 г. и
N от 12.10.2012 г. на Носову Г.А. и сопровождающее лицо Носова Л.Н. им рекомендовано санаторно-курортное лечение, независимо от сезона, на курортах Черноморского побережья Кавказа, в Минводах.
Установив, что на момент рассмотрения дела, путевка на санаторно-курортное лечение Носовой Г.А. и сопровождающему ее лицу Носова Л.Н. предоставлена не была, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Рязанского района Рязанской области.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не приняты во внимание объективные причины предоставления санаторно-курортных путевок в порядке очередности, не могут являться основанием для отмены решения суда.
Федеральный закон "О государственной социальной помощи", и, принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты во взаимосвязи с другими положениями федерального законодательства, в целях адресного использования бюджетных средств, предназначенных для социальной поддержки нуждающихся в ней граждан, закрепляют механизм реализации права на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, включая право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, определяет источник финансирования соответствующих мер, а также порядок обращения гражданина за получением путевки на санаторно-курортное лечение и выдачи такой путевки.
Установление хронологических границ периода предоставления мер социальной поддержки, выступает необходимым элементом названного механизма, а положения части 2 статьи 6.3 данного Федерального закона, определяющие такие границы, направлены на обеспечение его эффективного функционирования.
Как на момент рассмотрения дела судом первой инстанции, так и апелляционной инстанции, Носова Г.А. санаторно-курортной путевкой не обеспечена. Таким образом, Министерством социальной защиты населения Рязанской области не исполнен индивидуальный план реабилитации инвалида, что является нарушением требований ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", согласно которой, индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Принимая решение, суд первой инстанции объективно исследовал материалы дела, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Собранным по делу доказательствам судом дана надлежащая оценка. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют позицию ответчика при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которой в решении суда дана надлежащая оценка, выводы суда подробно и убедительно мотивированы. Апелляционная жалоба не содержит указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, которые, в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, могли бы послужить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 01 ноября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства социальной защиты населения Рязанской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.