Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Уварова В.В.,
судей Курохтина Ю.А., Бурашниковой Н.А.,
при секретаре Уваркиной О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 января 2013 года апелляционную жалобу администрации Уваровского района Тамбовской области на решение Уваровского районного суда Тамбовской области от 23 октября 2012 года по делу по иску Баклан Т.С., Баклан С.В. к Администрации Уваровского района Тамбовской области, муниципальному образованию Березовский сельсовет Уваровского района Тамбовской области, администрации города Уварово Тамбовской области о возмещении убытков от залива.
Заслушав доклад судьи Курохтина Ю.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
09 апреля 2012 года около 01-00 часа в результате разрушения гидротехнического сооружения (плотины) на территории Уваровского района произошло резкое поступление воды в ручей Подгорный г.Уварово Тамбовской области и подъем в нём уровня воды на 1,5 метра, вследствие чего вода вышла из русла и затопила 163 жилых дома в том числе жилой дом, принадлежащий истцам. Кроме того, в результате прорывной волны был поврежден мост через ручей Подгорный и автомобильная дорога на пересечении улиц Молодежная и Базарная.
Баклан Т.С. и Баклан С.В. обратились в суд с иском к администрации Уваровского района Тамбовской области, Муниципальному образованию Березовский сельсовет Уваровского района Тамбовской области, администрации города Уварово Тамбовской области о возмещении убытков от залива. В обоснование заявленных требований указывали, что они являются собственниками домовладения, расположенного по адресу: ***, пострадавшего от затопления паводковыми водами. Указанное чрезвычайное происшествие возникло вследствие того, что комиссиями по пропуску паводковых вод Уваровского района и Березовского сельсовета Уваровского района не было уделено должного внимания контролю за пропуском воды в прудах, расположенных на территории сельсовета и района в целом. При этом к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а так же то, что органы местного самоуправления муниципальных образований области должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, приемах и способах защиты населения, чего сделано не было.
Комиссией администрации городского округа г.Уварово был составлен акт обследования утраченного имущества, согласно которого сумма нанесенного истцам ущерба составила *** рублей без учета ущерба, причиненного наводнением дому. Согласно заключению эксперта от 20.06.2012 года стоимость восстановительного ремонта домовладения *** по *** составляет *** рублей.
Истцы просили суд взыскать с органов местного самоуправления: МО Березовский сельсовет Уваровского района, Администрации Уваровского района, администрации г.Уварово убытки в сумме *** рублей, а именно *** руб. - стоимость утраченного имущества, *** руб. - стоимость восстановительного ремонта дома и *** руб. - стоимость проведения экспертизы. Кроме того, Баклан Т.С. и Баклан С.В. просили взыскать компенсацию морального вреда в размере по *** рублей каждому.
В процессе рассмотрения дела Баклан Т.С. изменила свои исковые требования в части компенсации морального вреда, в итоге просила взыскать солидарно с ответчиков в ее пользу компенсацию морального вреда в размере *** рублей.
Решением Уваровского районного суда Тамбовкой области от 23 октября 2012 года в удовлетворении исковых требований Баклан Т.С., Баклан С.В. к администрации города Уварово Тамбовской области отказано. Исковые требования к администрации Уваровского района Тамбовской области, Муниципальному образования Березовский сельсовет Уваровского района Тамбовской области удовлетворены частично. Судом взыскано солидарно с ответчиков в пользу истцов: убытки в размере *** рублей; в возмещение морального вреда *** рублей; судебные расходы в размере *** копейки. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе администрация Уваровского района Тамбовской области указывает о своем несогласии с решением суда, считает его незаконным, не обоснованным, просит его отменить. Полагает, что при рассмотрении данного дела не была привлечена в качестве соответчика администрация Тамбовской области, которая должна была также контролировать органы местного самоуправления по исполнению распоряжения о подготовке к весеннему паводку 2012 года.
Кроме того, администрация Уваровского района не располагала сведениями о возможной угрозе возникновения ЧС, поскольку администрацией Березовского сельсовета данная информация в ЕДДС района не сообщалась, в связи с чем они не могли проинформировать и оповестить население об угрозе и факте возникновения чрезвычайной ситуации. Так же указывает, что судом не исследован факт эксплуатации плотины, прорыв которой послужил возникновению затопления домов, хозяйствующим субъектом. Согласно протоколу осмотра поврежденной плотины следует, что причиной произошедшей аварии является природное явление - весенний паводок. Таким образом, факта умышленного повреждение плотины не установлено. Также судом не устанавливалось возможная причина обрушения плотины, что имеет существенное значение для дела, т.к. именно безпроектное строительство повлекло размыв плотины. Выводы суда о том, что при должном внимании и понижении уровня воды в осенне-зимний период на гидротехническом сооружении (ГТС) возникновения чрезвычайной ситуации возможно было предотвратить не обоснованны, т.к. не доказано, что при наличии всех мер предупреждения чрезвычайной ситуации, плотина могла бы справиться с пропускным объемом воды. Таким образом, отсутствуют доказательства противоправного виновного поведения администрации Уваровского района, повлекшего возникновение аварийной ситуации на плотине.
Судом не установлено состояние ручья Подгорный на момент затопления в апреле 2012 года, несмотря на то, что в судебном заседании утверждалось, что русло ручья заросло многолетними деревьями и кустарниками, а также завалено бытовым мусором. Обязанность по содержанию данного ручья возложена на органы местного самоуправления, следовательно суд незаконно отказал в удовлетворении исковых требований истцов к администрации г.Уварово.
Кроме того, при удовлетворении указанных исковых требований в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с муниципального органа.
В возражении на апелляционную жалобу администрация города Уварово Тамбовской области считает решение Уваровского районного суда от 23.10.2012г. законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Проверив материалы дела, выслушав представителей администрации Уваровского района Тамбовской области Воронину О.А., Солопова В.И., представителя Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области Румянцева П. А., поддержавших жалобу, представителя администрации г.Уварово Тамбовской области Репина А.Б., истцов Баклан Т.С., Баклан С.В., их представителя Гомзову Н. А., начальника ГО и ЧС администрации г. Уварово Мясоедова А. В., считающих решение правильным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.п.8, 23 ч.1 ст.14, п.п.7, 21 ч.1 ст.15 и п.п.8, 28 ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающего общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и определяющего государственные гарантии его осуществления, к вопросам местного значения поселения, муниципального района и городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, муниципального района и городского округа; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения, муниципального района и городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Кроме того, к вопросам местного значения городского округа относятся организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Указанные полномочия органов местного самоуправления закреплены и в п.п.8, 23 ч.1 ст.7 Устава Уваровского района Тамбовской области, принятого решением Уваровского районного Совета народных депутатов от 30.06.2005 года N117 (том 1 л.д.226,227); п.п.9, 29 ст. 11 Устава городского округа города Уварово Тамбовской области, принятого решением Уваровского городского Совета народных депутатов от 30.06.2005 года N95 (том 2 л.д.4,5); п.9 ч.1 ст.6 Устава Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области, принятого решением Березовского сельского Совета народных депутатов от 28.06.2005 года N29 (том 1 л.д.245).
Согласно протокола заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Тамбовской области от 08.02.2012 года N1 "О подготовке к безаварийному пропуску весеннего половодья и снижении возможного ущерба для экономики и населения", председателям комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности городских округов и муниципальных районов рекомендовано: обеспечить необходимый контроль за складывающейся паводковой обстановкой на территории муниципальных образований в случае угрозы возникновения ЧС, а так же организовать взаимный обмен информацией между органами управления функциональных и территориальной подсистем РСЧС в соответствии с постановлением администрации области N257 от 20.03.2006 года; совместно с Верхнее-Донским управлением Ростехнадзора уточнить перечни бесхозных гидротехнических сооружений и назначить ответственных лиц по каждому из них с целью обеспечения безопасной эксплуатации; систематически информировать население через средства массовой информации о состоянии водоёмов и снежного покрова, довести до населения, руководителей учреждений и организаций информацию о зонах возможных затоплений (том 1 л.д.39-47).
На основании распоряжения аминистрации Тамбовской области от 09.02.2012 года N30-р "О подготовке к пропуску весеннего паводка в городах и сельской местности области в 2012 году, в целях своевременной подготовки гидротехнических сооружений на реках, прудах и водохранилищах в городах и сельской местности области к пропуску весеннего паводка в 2012 году, сохранения от затопления и разрушений паводковыми водами объектов коммунального назначения, жилых домов, коммуникаций, а также аккумулирования для водохозяйственных целей объемов воды в прудах и водохранилищах, главам городов, районов, главам администраций городов, районов области рекомендовано в недельный срок образовать городские и районные комиссии по организации пропуска весенних паводковых вод и ледохода, которым поручить, в том числе проверить состояние гидротехнических сооружений на затопляемых и подтопляемых территориях; осуществить комплекс неотложных мер по обеспечению в зимне-весенний период 2012 года защищенности опасных объектов и населения от наводнений, до 01 марта 2012 года выявить бесхозяйные гидротехнические сооружения прудов и водохранилищ, обеспечить их безопасное функционирование, предоставив информацию в Управление по охране окружающей среды и природопользованию области; разработать и осуществить мероприятия по подготовке безаварийного пропуска весеннего паводка на всех гидротехнических и искусственных дорожных сооружениях; при I необходимости понижения уровня воды в прудах и водохранилищах для приёма весенних паводковых вод сброс воды согласовывать с Управлением по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области (том 1 л.д.48-49).
Во исполнение указанного распоряжения, распоряжением Администрации Уваровского района Тамбовской области от 28.02.2012 года N30-р "О подготовке к пропуску весенних паводковых вод на территории Уваровского района", в целях своевременной подготовки гидротехнических сооружений на реках, прудах и водоемах в Уваровском районе к пропуску весенних паводковых вод 2012 года, утвержден список районной комиссии по пропуску весенних паводковых вод на территории Уваровского района. На указанную комиссию возложено руководство подготовкой к весеннему паводку и пропуску паводковых вод на территории района. Главам сельсоветов рекомендовано в трехдневный срок так же образовать паводковые сельские комиссии. При этом паводковым комиссиям поручено в том числе, провести проверки гидротехнических сооружений; определить и взять под контроль объекты, которым может угрожать затопление или повреждение паводковыми водами; принять меры к недопущению затопления; сельским паводковым комиссиям - усилить контроль за подготовкой к паводку прудов и водоёмов, которые требуют особой подготовки к пропуску паводковых вод в 2012 году, установленных приложением N2 к указанному распоряжению Администрации Уваровского района (том 1 л.д.197-198).
Распоряжением главы администрации Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области Румянцева П.А. от 29.02.2012 года N04-р "О подготовке к пропуску весенних паводковых вод на территории сельсовета" утвержден список сельской комиссии по пропуску весенних паводковых вод на территории сельсовета. На указанную комиссию возложено руководство подготовкой и пропуском весенних паводковых вод на территории сельсовета и поручено в том числе: проверить состояние плотин, гидротехнических сооружений; осуществить комплекс неотложных мер по обеспечению в зимне-осенний период 2012 года защищенности опасных объектов и населения от наводнений, в том числе до 03 марта 2012 года определить балансодержателей бесхозных гидротехнических сооружений и обеспечить их безопасное функционирование; совместно со специалистами по охране окружающей среды, ГО и ЧС района, ЗАО "Уваровская Нива" и ЗАО "Имени Карла Маркса" разработать и осуществить мероприятия по подготовке безаварийного пропуска весеннего паводка на всех прудах и искусственных дорожных сооружениях; создать аварийные бригады в ЗАО, других сельскохозяйственных организациях, осуществлять контроль над организацией и проведением работ по расчистке плотин, спусков по подготовке к пропуску весенних паводковых вод через гидротехнические сооружения. Указанным распоряжением так же установлено, что при необходимости понижения уровня воды в прудах для приема весенних паводковых вод сброс воды согласно наполнению прудов, а так же определить и взять под контроль объекты, которым может угрожать затопление или повреждение паводковыми водами, принять меры к недопущению затопления (том 1 л.д.159-162).
В соответствии со ст.3 ст.9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Судом первой инстанции правильно установлено, что собственник ГТС расположенного в 7 км западнее г.Уварово на ручье "Подгорный" (пруда Рыбинский), отсутствует, в связи с чем оно является бесхозяйным и суд обоснованно пришел к выводу о том, что администрацией Березовского сельсовета не выполнено мероприятий, установленных распоряжением Администрации Тамбовской области от 09.02.2012 года N30-р "О подготовке к пропуску весеннего паводка в городах и сельской местности области в 2012 году" и распоряжения Администрации Уваровского района Тамбовской области от 28.02.2012 года N30-р "О подготовке к пропуску весенних паводковых вод на территории Уваровского района", а именно не осуществлен комплекс неотложных мер по обеспечению в зимне-весенний период 2012 года защищенности опасных объектов и населения от наводнений, не выявлены бесхозяйные гидротехнические сооружения прудов, в частности ГТС расположенное в 7 км западнее г.Уварово на ручье "Подгорный", не обеспечено его безопасное функционирование, не разработаны и не осуществлены мероприятия по подготовке безаварийного пропуска весеннего паводка на указанном гидротехническом сооружении.
Доказательств надлежащего выполнения распоряжения администрации Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области от 29.02.2012 года N04-р "О подготовке к пропуску весенних паводковых вод на территории сельсовета", действующее в пределах данного поселения, в материалах дела не имеется. Так, не проведены работы по контролю указанного бесхозяйного гидротехнического сооружения, а так же не обеспечено его безопасное функционирование, поскольку именно указанными актами на комиссии по пропуску весенних паводковых вод на территории сельсовета возложена обязанность до 01 марта 2012 года выявить бесхозяйные гидротехнические сооружения прудов и водохранилищ, обеспечить их безопасное функционирование.
В соответствии с п. 14 ч.1 ст.40 Устава Уваровского района Тамбовской области, к полномочиям администрации района относится в том числе, организация и осуществление муниципального контроля на территории района (том I л.д.229).
Вывод суда первой инстанции о том, что администрацией Уваровского района не осуществлен надлежащий контроль поселения Березовского сельсовета, входящего в состав района, в области подготовки к пропуску весеннего паводка в сельской местности в 2012 году, а так же не выполнено распоряжение Администрации Тамбовской области от 09.02.2012 года N30-р "О подготовке к пропуску весеннего паводка в городах и сельской местности области в 2012 году", которым рекомендовано выявить все бесхозяйные гидротехнические сооружения прудов и водохранилищ на территории районов и межпоселенческих территориях, обеспечить их безопасное функционирование, основан на материалах дела и ничем не опровергнут.
При изложенных обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о том, что между действиями ответчиков администрации Уваровского района и администрации Березовского сельсовета Уваровского района, выражающимися в ненадлежащем осуществлении мероприятий по подготовке к пропуску весеннего паводка в 2012 году, обеспечению необходимого контроля за складывающейся паводковой обстановкой на территории Уваровского района и Березовского сельсовета Уваровского района в целом и причинённым ущербом истцам имеется причинно-следственная связь, поскольку именно бездействия указанных ответчиков послужили основанием для возникновения чрезвычайной ситуации и затопления домовладения, принадлежащего истцам. Поэтому оснований для отказа в удовлетворении требований истцов не имеется, их право нарушено и должно быть восстановлено.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции. Изложенные в апелляционной жалобе доводы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены постановленного решения.
Судом при рассмотрении дела правильно определены имеющие значение обстоятельства, нарушения норм процессуального закона не допущено, в связи с чем предусмотренных 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Уваровского районного суда Тамбовской области от 23 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Уваровского района Тамбовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.