Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе: председательствующего судьи: Белоусовой В.Б.,
судей: Бучневой О.А., Рожковой Т.В.,
при секретаре: Кулиной И.А.
Рассмотрела в судебном заседании 04 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе Шаршовой О.Ю. на решение Мучкапского районного суда Тамбовской области от 19 ноября 2012 года
по гражданскому делу по иску Шаршовой О.Ю. к Управлению инвестиций Тамбовской области, администрации Мучкапского района Тамбовской области о признании права участия в программе "Обеспечение жильем молодых семей" и получения социальной выплаты на улучшение жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Бучневой О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шаршова О.Ю. в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Ш.М., *** года рождения и Ш.С., *** года рождения, обратилась в суд с иском к Управлению инвестиций Тамбовской области, администрации Мучкапского района Тамбовской области о признании права участия в программе "Обеспечение жильем молодых семей" и получения социальной выплаты на улучшение жилищных условий, ссылаясь на то, что она со своими несовершеннолетними детьми с *** были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и участниками программы "Молодежи-доступное жилье". Данная программа прекратила свое существование в соответствии со сроками, в связи с чем в 2011 году она обратилась в администрацию Мучкапского района с просьбой признать ее семью участницей целевой муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы" в рамках областной целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Тамбовской области на 2011-2015 годы". 31.05.2011 г. было принято решение о признании ее и несовершеннолетних детей Ш.М. и Ш.С. участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей".
В мае 2012 года она обратилась с заявлением в Управление инвестиций Тамбовской области о выдаче свидетельства о праве получения социальной выплаты на улучшение жилищных условий как участнику программы. Ей было отказано по причине достижения предельного возраста (больше 35 лет), что по ее мнению, незаконно. Из содержания подпункта "а" п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья и их использования следует, что молодая семья должна соответствовать условию о возрасте 35 лет на день принятия решения о включении ее в список претендентов на получение социальной выплаты. Поскольку на момент принятия решения о включении в участие в подпрограмме ее семья отвечала всем предъявляемым требованиям для включения в список молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получении субсидии на приобретение жилья, считает исключение их из указанной программы незаконным и нарушающим права и законные интересы ее семьи в оказании как молодой семье-участнице подпрограммы государственной поддержки в улучшении жилищных условий путем предоставления социальных выплат.
Просила признать за ней и ее несовершеннолетними детьми Ш.М. и Ш.С. право на получение социальной выплаты на улучшение жилищных условий в соответствии с целевой муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы" в рамках областной целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Тамбовской области на 2011-2015 годы" как участников согласно постановлению N 566 от 31.05.2011 г. и обязать ответчиков выдать ее семье именное свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.
Решением Мучкапского районного суда Тамбовской области от 19 ноября 2012 года исковые требования Шаршовой О.Ю. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Шаршова О.Ю. просит указанное решение суда отменить.
Считает, что судом неполно исследованы доказательства по делу, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно разъяснены правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Указывает, что ее семья дважды постановлениями администрации Мучкапского района N 756 от 23.11.2009 г. и N 566 от 31.05.2011 г. была признана участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с 23.11.2009 г. была включена в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. Но до настоящего времени свидетельство семьи-претендента на получение социальных выплат не выдан, социальная выплата ни по одной из программ не была выплачена.
Проверив материалы дела, выслушав Шаршову О.Ю., поддержавшую жалобу, представителей администрации Мучкапского района Тамбовской области Володину Т.А. и представителя Управления инвестиций Тамбовской области Емельянову Н.В., возражавших против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г. N 675 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы", в рамках которой утверждена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы. В рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы утверждена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Приложением N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, в соответствии с подп. "а" п. 6 которых участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая, в том числе, следующему условию: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи-участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35лет.
Согласно п. 20, п. 21 указанных Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом РФ для участия в подпрограмме до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта РФ.
Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта РФ.
Судом первой инстанции установлено, что постановлением администрации Мучкапского района Тамбовской области N756 от 23.11.2009 г. "О признании участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" семья Шаршовой О.Ю., состоящая из нее и двух несовершеннолетних детей Ш.М., *** года рождения и Ш.С., *** года рождения, была признана участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. N285 "Об утверждении Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, постановлением администрации Тамбовской области от 15.09.2008 г. N1151 "Об утверждении Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках подпрограммы "Молодежи - доступное жилье" на 2007-2010 года областной целевой программы "Жилище" на 2007-2010 годы.
Постановлением администрации Мучкапского района N 267 от 13.04.2011 г. был утвержден сводный список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в 2011 году. В данном сводном списке семья Шаршовой О.Ю. не значится. Приказом Управления инвестиций Тамбовской области N 32-0 от 03.08.2011 г. был утвержден список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2011 году по Тамбовской области, в котором также семья Шаршовой О.Ю. отсутствует.
В связи с истечением срока действия федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, Шаршова О.Ю. с прежним составом семьи постановлением администрации Мучкапского района Тамбовской области N 566 от 31.05.2011 г. "О признании участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" была признана участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N1050 "О федеральной целевой программе "Жилище на 2011-2015 гг.", постановлением администрации Мучкапского района от 12.04.2011 г. N386 "Об утверждении целевой муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 гг.".
25.08.2011 г. постановлением администрации Мучкапского района N 754 был утвержден список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году. В данном списке семья Шаршовой О.Ю. также не указана. Приказом Управления инвестиций Тамбовской области N 19-0 от 23.05.2012 г. утвержден Список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2012 году по Тамбовской области, в котором Шаршовой О.Ю. не значится.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Шаршовой О.Ю., суд первой инстанции, правильно руководствуясь нормами действующего законодательства, обоснованно пришел к выводу о том, что правовых оснований для предоставления семье истца социальной выплаты не имеется, в связи с несоответствием возраста члена семьи условиям подпрограммы, так как Шаршовой О.Ю. исполнилось 36 лет, и отсутствием ее семьи в утвержденных списках молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2011 году и в 2012 году на дату их формирования.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции соответствующими установленным по делу обстоятельствам и основанными на правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы Шаршовой О.Ю. о том, что она в любом случае имеет право на предоставление социальной выплаты, так как на момент подачи ею заявлений на участие в подпрограмме условия подпрограммы были ею соблюдены, не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку основаны на ошибочном толковании законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В соответствии с п. 3, 4, 5, 8 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках областной подпрограммы "Молодежи - доступное жилье" областной целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Тамбовской области на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением администрации Тамбовской области от 31.12.2010 г. N1599, решение о признании молодой семьи участницей подпрограммы служит основанием для включения молодой семьи в список участников подпрограммы. Список участников подпрограммы формируется в той хронологической последовательности, в которой молодая семья подала в органы местного самоуправления документы, предусмотренные федеральной подпрограммой.
Молодые семьи - участники подпрограммы, желающие улучшить жилищные условия в планируемом году, представляют в орган местного самоуправления в срок до 01 августа года, предшествующего планируемому, соответствующее заявление, подписанное всеми совершеннолетними членами молодой семьи.
Из числа молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, с учетом средств муниципального бюджета, которые планируется выделить на предоставление социальных выплат в соответствующем году, органы местного самоуправления формируют список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
Список претендентов формируется и утверждается управлением инвестиций области в порядке, предусмотренном федеральной подпрограммой.
Из вышеизложенного следует, что для реализации права на предоставление социальной выплаты необходимо, помимо участия молодой семьи в указанной подпрограмме, наличие заявления на включение молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, а также утверждение этого списка Управлением инвестиций Тамбовской области.
Как следует из материалов дела и не отрицает сама Шаршова О.Ю., она не предоставляла в администрацию Мучкапского района Тамбовской области заявление на предоставление ее семье в 2011 и 2012 году социальной выплаты как участнику подпрограммы "Молодежи - доступное жилье". В связи с чем, в списках претендентов на получение социальной выплаты, сформированных администрацией Мучкапского района Тамбовской области и утвержденных управлением инвестиции Тамбовской области, ее семья не значилась.
Таким образом, законных оснований для предоставления семьи Шаршовой О.Ю. социальной выплаты при отсутствии ее в списках молодых семей-претендентов не имеется.
Судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции о том, что в настоящее время, несмотря на участие семьи истца в подпрограмме "Молодежи - доступное жилье", право на получение ею социальной выплаты утрачено, в связи с несоответствием условиям подпрограммы. В 2011 году Шаршовой О.Ю., *** года рождения, исполнилось 36 лет, а данное обстоятельство исключает возможность предоставления ей социальной выплаты.
При таком положении решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, обстоятельства, имеющие значение для дела правильно установлены судом, нормы материального и процессуального права нарушены не были. Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании действующего законодательства, были предметом исследования суда первой инстанции и обоснованно отклонены судом, оснований для их переоценки, предусмотренных ГПК РФ, судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мучкапского районного суда Тамбовской области от 19 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шаршовой О.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.