Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Чербаевой Л.В.,
судей: Ледовских И.В., Рожковой Т.В.
при секретаре: Старовойт Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Устенко Э.И. к администрации г. Тамбова, администрации Тамбовской области, Управлению социального развития Тамбовской области об обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета,
по апелляционной жалобе представителя Устенко Э.И. - Юрч Т.П. на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 17 октября 2012 года,
заслушав доклад судьи Ледовских И.В.,
УСТАНОВИЛА:
Устенко Э.И. обратился в суд с иском к администрации г. Тамбова, администрации Тамбовской области, Управлению социального развития Тамбовской области об обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" от 12.01.1995 года N 5-ФЗ. В обоснование иска указал, что является инвалидом 2 группы, своего жилья не имеет, проживает в квартире, принадлежащей на праве собственности Юрч Т.П.. Постановлением администрации г. Тамбова от 11.06.2010г. N5057 принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и признан малоимущим. Вместе с тем, полагает, что как несовершеннолетний узник фашистских концлагерей приравнен в правах к инвалидам ВОВ, а потому имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст.14, ст.23.2 Федерального закона "О ветеранах", поскольку на него распространяется положение п.8 ст.154 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 года.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 17 октября 2012 года в удовлетворении исковых требований Устенко Э.И. - отказано.
Не согласившись с данным решением представителем по доверенности Устенко Э.И. - Юрч Т.П. принесена апелляционная жалоба, в которой ставит вопрос о его отмене ввиду неправильного применения судом норм материального и процессуального права. Указывает о том, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Не учел факт обращения Устенко Э.И. в 2010 году и 2012 году в администрацию г.Тамбова именно в целях реализации права обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета и в порядке, установленном для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей статьей 14 Федерального закона "О ветеранах" и п.8 ст.154 Федерального закона N 122-ФЗ, а не в соответствии с Указом Президента РФ N 714 от 07.05.2008 года, на который ссылаются ответчики. Вместе с тем, Устенко Э.И. не претендует на исполнение Указа Президента РФ N 714 от 07.07.2008 года по отношению к нему. Суд не дал оценку мнению представителя Администрации Тамбовской области относительно определения надлежащего ответчика по настоящему иску. В соответствии с установленным порядком исполнительным органом государственной власти области, уполномоченным на осуществление функций по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий и главным распорядителем средств федерального бюджета, предоставленных Тамбовской области в виде субвенций, является Управление социального развития Тамбовской области. Автор жалобы обращает также свое внимание на то, что другие меры социальной поддержки для инвалидов ВОВ, предусмотренные ст.14 Федерального закона "О ветеранах", Устенко Э.И. предоставляются. Им не реализована только льгота по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Государство не может произвольно изменять уже признанный им статус и уменьшать обусловленный этим статусом объем социальных гарантий.
В возражениях не апелляционную жалобу Администрация Тамбовской области считает законным и обоснованным обжалуемое решение суда, просит оставить его без изменения, жалобу без удовлетворения. Указывает о том, что администрация области не является органом исполнительной власти области, ведающим вопросами социальной поддержки населения, не рассматривает вопросы, касающиеся предоставления жилой площади гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, и не отказывала истцу в предоставлении мер социальной поддержки. Ссылаясь на статью 5 Закона Тамбовской области от 25 ноября 2005 года N391-З "О системе исполнительных органов государственной власти Тамбовской области" утверждает, что органом исполнительной власти области, ведающим вопросами социальной направленности, является управление социального развития Тамбовской области, одной из основных задач которого является обеспечение социальной поддержки отдельных категорий граждан в соответствии с п. 2.3 Положения об управлении социального развития области, утвержденного постановлением главы администрации области от 04 мая 2012 года N29. Согласно п. 3.14 Положения об управлении социального развития области к функциям данного управления относится осуществление приема и проверки документов на соответствие их требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов, определяющих право на присвоение звания, льготного статуса, льготной категории, присвоение звания, в том числе "бывший несовершеннолетний узник концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" (пункт 3.14). Как установлено судом в решении, согласно отзыву управления социального развития области, учетное дело истца не поступало в управление социального развития области, а решение о предоставлении жилых помещений отдельным категориям граждан принимается межведомственной комиссией после изучения их учетных дел, которые представляются органами местного самоуправления области. Полагает, что решение суда по существу является верным, поскольку истец не обжаловал постановку его администрацией г. Тамбова на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как малоимущего и не просил суд первой инстанции отменить какое - либо решение, о чем приводятся доводы в апелляционной жалобе.
В возражениях на апелляционную жалобу Управление социального развития Тамбовской области считает, что в соответствии с ФЗ от 12.01.1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах", Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", Законом области от 31.03.2009 г. N511-З "О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий" и постановлением администрации области от 26.01.2010 г. N54 "О реализации Закона области от 31.03.2009 г. N511-З "О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий" осуществляется обеспечение жильем участников и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны, лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда". Действие вышеуказанных нормативных актов Российской Федерации и области не распространяется на бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей. Указывает о том, что при принятии решений по предоставлению социальных выплат на строительство или приобретение жилых помещений отдельным категориям граждан, учетные дела которых представлены органами местного самоуправления в управление социального развития области, межведомственная комиссия по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, руководствуется письмом Министерства Регионального развития области от 19.03.2010 г. N10496-СК/07. До настоящего времени учетное дело Устенко Э.И. в управление социального развития области не поступало. Следовательно, решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения Устенко Э.И. не принималось.
В судебное заседание истец Устенко Э.И. не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен.
Его представители по доверенности Юрч Т.П. и Павлов В.И. настаивали на отмене обжалуемого решения по приведенным в апелляционной жалобе основаниям. Настаивали на удовлетворении исковых требований Устенко Э.И. об обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст.14 Федерального закона "О ветеранах" и Законом Тамбовской области N 511-З от 31 марта 2009 года путем единовременной денежной выплаты соответствующим органом исполнительной власти, учитывая дату постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Указав при этом, что истец не претендует на внеочередное обеспечение его жильем в соответствии с Указом Президента РФ N 714 от 07.05.2008 года, о чем он указывал и в своих обращениях в администрацию г.Тамбова, и в исковом заявлении. Поэтому администрация г.Тамбова в своем ответе на его обращение и другие ответчики в своих возражениях на иск необоснованно ссылаются на то, что данный Указ Президента РФ не распространяется на спорные правоотношения.
Представитель администрации г.Тамбова по доверенности Каменева Е.С. полагала решение суда законным и обоснованным. При этом не отрицала наличие у Устенко Э.И. статуса бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, и инвалида 2 группы по общему заболеванию. Подтвердила факт его первоначального обращения в 2010 году и повторного в 2012 году в администрацию г.Тамбова со всеми необходимыми документами для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии со ст.14 ФЗ "О ветеранах", но в чем ему было отказано с ссылкой на Указ Президента РФ N 714 от 07.05.2008 года. Пояснила также, что в случае признания постановления администрации г.Тамбова N 5057 от 11.06.2010 года в части не отнесения Устенко Э.И. к категории граждан, обеспечивающейся жильем за счет средств федерального бюджета, учетное дело было бы сформировано и направлено в Управление социального развития Тамбовской области для предоставления жилья.
Представители ответчиков: администрации Тамбовской области и управления социального развития Тамбовской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. В своих письменных заявлениях просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
Как установлено судом и не оспаривается ответчиками, Устенко Э.И. имеет статус бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, является инвалидом 2 группы по общему заболеванию.
Постановлением администрации г.Тамбова N 5057 от 11 июня 2010 года Устенко Э.И. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и признан малоимущим. Этим же постановлением за ним признано право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, и тут же указано, что данная категория граждан жильем за счет средств федерального бюджета не обеспечивается.
Как следует из материалов дела, 10.04.2012 года имело место повторное обращение Устенко Э.И. в администрацию г.Тамбова по вопросу обеспечения его жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с п.8 ст.154 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004г., ст.ст.14,15 Федерального закона "О ветеранах" с приложением всех необходимых документов, которое было оставлено без удовлетворения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Устенко Э.И., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец, как гражданин, состоящий в общей очереди, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, прав на предоставление жилья за счет средств федерального бюджета по закону "О ветеранах", не имеет.
Судебная коллегия находит приведенный вывод суда первой инстанции ошибочным, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и без учета вышеприведенных обстоятельств, имеющих значение для дела.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" законодательство Российской Федерации о ветеранах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Таким образом, приведенная норма приравнивает несовершеннолетних узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
Меры социальной поддержки для инвалидов Великой Отечественной войны предусмотрены статьей 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (подп. 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах").
Согласно пункту 1 статьи 23.2 названного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 данного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 этого же Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Пунктом 3 указанной статьи установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется, в том числе по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда (подпункт 2 пункта 3 статьи 23.2).
В силу пункта 3.1 статьи 23.2 по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в пункте 3 статьи 23.2 гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 11 статьи 23.2).
Законом Тамбовской области от 31 марта 2009 г. N 511-З
"О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий" установлен порядок и форма предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" и от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно ст.3 Закона N 511-З инвалиды Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. По их письменным заявлениям обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, устанавливаемой по Тамбовской области федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного закона принято постановление Администрации Тамбовской области от 26 января 2010г. N54 "О реализации Закона области от 31.03.2009 N511-З "О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий", в соответствии с которым главным распорядителем средств федерального бюджета, предоставленных Тамбовской области в виде субвенций на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий определено управление социального развития области, и утверждено Положение о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Пункт 3.1. Положения предусматривает предоставление инвалидам Великой Отечественной войны жилого помещения (по договору социального найма либо в собственность) или единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения осуществляется по мере поступления учетных дел этих граждан в управление социального развития области, на основании решения межведомственной комиссией по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, состав которой утверждается приказом управления социального развития области, и приказа управления социального развития области. Предоставление жилого помещения (по договору социального найма либо в собственность) осуществляется в соответствии с пунктами 2.3 - 2.11 Положения.
Закон Тамбовской области от 20 июля 2005 г. N 342-З
"О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда в Тамбовской области" устанавливает порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и порядок предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в Тамбовской области, согласно которому на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются малоимущие граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории данного муниципального образования, а также иные категории граждан, определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Тамбовской области, и признанные нуждающимися в жилых помещениях. (ст.2) Граждане, имеющие право в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма, а также граждане, обеспечение жильем которых предусмотрено федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Тамбовской области включаются в отдельные списки, с формированием учетных дел. (ст.7, ст.9)
Таким образом, постановка органом местного самоуправления в общий список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий Устенко Э.И., относящегося к числу граждан, подлежащих обеспечению жильем в соответствии со ст.14 Федеральным законом от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Законом Тамбовской области N 511-З от 31 марта 2009 г., не может быть признано законным и обоснованным.
Устенко Э.И. должен был быть включен в отдельный список граждан, имеющих право на получение государственной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со ст.14 Федерального закона "О ветеранах" с даты первоначальной постановки на учет.
Несоблюдение установленного законом порядка предоставления меры социальной поддержки не может быть вменено в вину истцу, поскольку порядок изначально был нарушен самим органом местного самоуправления при принятии Постановления N 5057 от 11.06.2010 года, содержание которого носит противоречивый характер, поскольку признавая за истцом право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, одновременно это право ограничивает.
Суд апелляционной инстанции обращает свое внимание на положения Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", наделяющего органы местного самоуправления соответствующими полномочиями, которые должны обеспечивать реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что неправомерные действия органов местного самоуправления не должны препятствовать восстановлению нарушенного права Устенко Э.И. на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Учитывая пояснения представителей истца Устенко Э.И. в суде апелляционной инстанции о том, что истец определил форму оказания государственной поддержки в обеспечении жильем путем единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, а также во избежание нарушения очередности в обеспечении жильем лиц, имеющих аналогичное право, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о возложении на Управление социального развития Тамбовской области обязанности обеспечить истца жильем за счет средств федерального бюджета путем единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в порядке очередности указанной категории граждан, исходя из даты принятия истца на учет (11.06.2010г.).
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 17 октября 2012 года отменить.
Принять новое решение.
Обязать Управление социального развития Тамбовской области обеспечить Устенко Э.И. (бывшего несовершеннолетнего узника концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны) жильем в соответствии с п.п 4 п.1 ст.14 Федерального закона "О ветеранах" за счет средств федерального бюджета путем единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в порядке очередности указанной категории граждан, исходя из даты принятия его на учет администрацией г.Тамбова в качестве нуждающегося в жилом помещении и признании малоимущим.
В удовлетворении иска к администрации г.Тамбова и администрации Тамбовской области - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.