Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ваганюк Н.Н.,
судей Андриановой И.В., Баранова В.В.,
при секретаре Нишуковой Е.Ю.
рассмотрела в судебном заседании 16 января 2013 года гражданское дело по иску Чуксина А.Н., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей, к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тамбовской области, ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" о признании несоответствующими закону решения жилищной комиссии ГУ МЧС России по Тамбовской области, признании права на получение государственного жилищного сертификата и возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат,
по апелляционным жалобам ГУ МЧС России по Тамбовской области и ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" на решение Советского районного суда г. Тамбова от 12 сентября 2012 года.
Заслушав доклад судьи Андриановой И.В., апелляционная инстанция
УСТАНОВИЛА:
Истец Чуксин А.Н. в период с ***. по *** г. проходил службу в органах Государственной противопожарной службы МЧС России, уволен *** по ограниченному состоянию здоровья, выслуга более 20 лет.
Решением жилищной комиссии ГУ МЧС от 18.04.2006 г. он включен в список сотрудников ГПС, нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 4 человека: он, жена Чуксина Л.Н, сын Чуксин А.А.,*** г.р., дочь Чуксина П.А., *** г.р. Своего жилья ни он, ни супруга не имели, проживали на жилплощади тестя - Попова Н.С., по адресу: *** *** ***, где всего зарегистрировано 6 человек.
Решением жилищной комиссии от 18.11.2011 г. прежнее решение жилищной комиссии от 18.04.2006 г. в отношении Чуксина А.Н. отменено, он был автоматически принят на очередь на служебное жилое помещение и снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой им оснований, дающих право на получение служебного жилого помещения, в связи с увольнением из ГПС.
Чуксин А.Н. обратился в суд с требованиями о признании незаконным решения жилищной комиссии и восстановлении его в очереди, указывая, что когда он служил в ГПС, то им был собран весь пакет документов для постановки его в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, и 18.04.2006 г. он был поставлен на эту очередь.
Решением жилищной комиссии ГУ МЧС от 18.11.2011 г. он был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключен из списка нуждающихся, при этом на заседание комиссии не приглашался, своих доводов представить не смог. О том, что состоялось такое решение, он узнал спустя более месяца. Исходя из постановления Правительства РФ от 21.03.2006 года *** "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" считает несостоятельной ссылку ответчика на то, что сотрудники Государственной противопожарной службы, имеющие специальные звания внутренней службы, не относятся к категориям граждан, определенным федеральными законами, указами Президента Российской Федерации или закона субъектов Российской федерации, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по месту прохождения службы после вступления с законную силу ЖК РФ. Полагает, что все представленные сведения, послужившие основанием для постановки на учет, соответствовали действительности, и оснований отмены решения о постановке его на учет не имеется, равно как и нет оснований для принятия его в очередь на служебное помещение в соответствии с ч.2 ст. 99 ЖК РФ.
В ходе рассмотрения дела истец дополнил свои исковые требования, просил также признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата и обязать ФКУ Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" выдать ему государственный жилищный сертификат (далее ГЖС) на состав семьи 4 человека.
В процессе рассмотрения дела в качестве соответчика было привлечено ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", в связи с передачей данной организации полномочий в области жилищных вопросов.
Решением Советского районного суда г. Тамбова от 12 сентября 2012 года исковые требования Чуксина А.Н. удовлетворены в полном объеме.
Признано незаконным решение жилищной комиссии Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тамбовской области от 18 ноября 2011 года о снятии Чуксина А.Н. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Признано за Чуксиным А.Н. право на получение Государственного жилищного сертификата и на Федеральное учреждение "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (***, ***) возложена обязанность выдать Чуксину А.Н. с составом семьи 4 человека государственный жилищный сертификат в течение шести месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Не согласившись с данным решением, представители ответчиков подали апелляционные жалобы, указав, что считают решение суда незаконным и необоснованным.
Представитель ответчика - ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" (далее Управление) в обоснование своей жалобы указывает, что судом неверно истолкованы Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года ***, необоснованно применен к истцам первоочередный порядок предоставления социальной выплаты, предусмотренный пунктом 7 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года ***. ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" на основании личных обращений с заявлением и установленным законодательством перечнем документов до 1 июля года, предшествующего планируемому, формирует сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению ***. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Включение граждан - участников подпрограммы в сводный список после его утверждения не допускается. Сводный список до 1 августа года, предшествующего планируемому, направляется в федеральный орган исполнительной власти, в частности, МЧС России, который утверждает данный список. Федеральный орган исполнительной власти представляет до 1 сентября года, предшествующего планируемому, государственному заказчику подпрограммы сведения о необходимом количестве сертификатов на планируемый год.
В соответствии с пунктом 28 Правил государственный заказчик подпрограммы с учетом средств, предусмотренных на ее реализацию, в проекте федерального бюджета на соответствующий год, и на основании установленного программой принципа распределения общих объемов финансирования по категориям граждан, а также сводных списков, полученных от органов исполнительной власти субъектов РФ, и сведений, полученных от федеральных органов исполнительной власти, определяет для каждого органа исполнительной власти контрольные цифры бюджетных средств для предоставления социальных выплат по категориям граждан, которые до 1 октября года, предшествующего планируемому, доводятся до соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 35 Правил государственный заказчик подпрограммы на основании заявок на выпуск сертификатов и с учетом графика выпуска и распределения сертификатов издает приказ о выдаче бланков сертификатов и направляет соответствующее количество бланков сертификатов в органы исполнительной власти.
Автор жалобы на основании указанного ссылается на то, что решение суда должно быть исполнимым, однако механизм внеочередного обеспечения субсидий в целях приобретения жилья за счет средств федерального бюджета нормативно-правовой базой подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы не предусмотрен.
МЧС России и ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" не являются распорядителями бюджетных средств, выделяемых на выпуск и реализацию государственных жилищных сертификатов. Распорядителем бюджетных средств, направленных на выпуск государственных жилищных сертификатов, является Министерство регионального развития Российской Федерации, которое на основании поданных заявок осуществляет выпуск и распределение сертификатов между федеральными органами исполнительной власти. Непосредственно в МЧС России денежные средства из федерального бюджета на указанные цели не представляются и на его счетах не аккумулируются.
Таким образом, выдать истцу сертификат в течение 6-ти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда не представляется возможным, поскольку ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" не является государственным заказчиком, а является органом, осуществляющим вручение данных сертификатов.
Также указывает, что суд первой инстанции не принял во внимание, что основания для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и основания для постановки на очередь на получение служебного жилого помещения, и документы, предоставляемые сотрудниками для такой постановки, различны.
Судом первой инстанции не были учтены положения Жилищного кодекса Российской Федерации. Суд не принял во внимание, что вступившим в силу с 01 марта 2005 года Жилищным кодексом РФ предусмотрен порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и орган, осуществляющий такое принятие.
Постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства гражданина на основании норм ст.ст. 49, 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В свою очередь постановка на учет сотрудников, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями, осуществляется на основании, норм ст.ст. 93, 99 Жилищного кодекса Российской Федерации и не является признанием в качестве нуждающегося в жилом помещении (улучшении жилищных условий).
По мнению автора жалобы, суд не принял во внимание доводы ответчика, что предоставление служебных жилых помещений осуществляется исключительно на период прохождения службы сотрудника в федеральном органе исполнительной власти (его территориальном подразделении). Увольнение со службы является основанием для расторжения договора найма служебного жилого помещения, а также основанием для снятия сотрудника с учета подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями без предоставления жилого помещения, как утратившим связь с федеральным органом исполнительной власти.
Кроме того, Управление считает, что судом первой инстанции были неверно истолкованы нормы приказа МЧС России от 06.08.2004 г. *** "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" - органе, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации", и постановления Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. *** "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных в избранном постоянном месте жительства" определены функции Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, среди которых полномочий по признанию граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий нет. Данные полномочия также не входят и в функции Управления.
Судом не был принят во внимание и тот факт, что закон, предусматривающий принятие на учет сотрудников ФПС в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, - Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, - до настоящего времени не принят. При таких обстоятельствах законных оснований для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях сотрудников федеральной противопожарной службы у МЧС России не имеется.
Таким образом, правовых оснований для принятия Чуксина А.Н. на учет нуждающихся в жилых помещениях не имелось.
В связи с тем, что решение жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Тамбовской области *** от 18 апреля 2006 года было принято с нарушением норм материального права и противоречило нормам действующего законодательства, истец с составом семьи 4 человека с 18.04.2006 г. был принят в очередь на служебное жилое помещение.
Учитывая тот факт, что истец был поставлен на учет сотрудников, нуждающихся в жилых помещениях, с нарушением норм материального и процессуального права, что правила предоставления жилых помещений по договору служебного найма регламентированы нормами жилищного законодательства Российской Федерации, истец утратил основания на получение служебного жилого помещения и подлежит снятию с учета на получение служебного жилого помещения.
Со ссылкой на постановление Правительства от 17.12.2010 г. *** "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы" автор жалобы указывает, что для участия в подпрограмме на получения социальной выплаты необходимо признание нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых исключительно по договору социального найма. Однако решением жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Тамбовской области истец с составом семьи четыре человека был принят в очередь на получение служебного жилого смещения. Доказательств признания нуждающимся в жилых помещениях в органах местного самоуправления по месту жительства на основании норм ст.ст. 49, 51 ЖК РФ истец не представил. Не представил он также и доказательств того, что был поставлен на учет в органах местного самоуправления до 01 марта 2005 года.
Следовательно, по мнению автора жалобы, правовой статус истца не соответствует требованиям законодательства, предъявляемым для реализации права на получение государственного жилищного сертификата, а потому законных оснований для получения государственного жилищного сертификата у истца не имеется.
Также полагает, что исковые требования об отмене решения жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Тамбовской области от 18.11.2011 года *** и признании его незаконным не могло быть рассмотрено в порядке искового производства, так как законодательство Российской Федерации четко разграничило область искового производства, о чем суд первой инстанции должен был вынести определение, и рассмотреть указанное дело по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы Главного управления МЧС России по Тамбовской области совпадают с доводами вышеизложенной жалобы.
Проверив дело, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителя ответчика ГУ МЧС по доверенности Маркову С.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, истца Чуксина А.Н., считавшего решение законным и обоснованным, апелляционная инстанция приходит к следующему выводу.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что отдельные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия с помощью безвозмездных субсидий на приобретение жилья, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Указом Президента РФ от 28.06.1999 года *** "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений" установлено, что приоритетной формой финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений, а также членов их семей является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов (п.1). Пунктом 2 Указа на эту категорию лиц распространено действие президентской программы "Государственные жилищные сертификаты".
Постановлением Правительства РФ от 29.09.1999 года *** "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов", изданного во исполнение вышеназванного Указа Президента, установлено, что увольняемые со службы сотрудники органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждане, уволенные со службы из указанных органов и учреждений, а также члены их семей, признанные в установленном порядке нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий и имеющие в соответствии с законодательством РФ право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются жилыми помещениями преимущественно путем выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов.
Правительство РФ своим Постановлением от 17.09.2001 года *** утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2002-2010 годы, в которую включена федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты".
В настоящее время федеральная целевая программа "Жилище" реализуется с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 года *** "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года *** утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы", в соответствии с пунктом 5 которого право на участие в подпрограмме имеют в том числе сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Из содержания вышеуказанных правовых норм следует, что при наличии прочих условий обязательным условием для участия в Федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы сотрудников учреждений противопожарной службы является увольнение со службы из органов, финансируемых за счет федерального бюджета при наличии общей продолжительности работы в этих органах не менее 10 лет.
Согласно ст. 5 ФЗ от 21.12.1994 года N 69-ФЗ в Государственную противопожарную службу входят: федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
Установлено, что Чуксин А.Н. приказом СВПЧ-2 *** от 28.10.1991 г. назначен на должность пожарного с присвоением звания рядового внутренней службы.
В период службы в ГУ МЧС России по Тамбовской области 21.03.2006 г. истец подал рапорт на имя начальника ГУ МЧС России по Тамбовской области о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Тамбовской области (протоколом от 18 ноября 2011 г.) Чуксин А.Н. с составом семьи 4 человека был принят на очередь на получение служебного жилого помещения.
31.03.2010 г. ***-нс приказом Главного управления МЧС России по Тамбовской области истец был уволен со службы на основании п. "з" ст.58 ТК РФ, т.е. по ограниченному состоянию здоровья.
Решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Тамбовской области *** от 18 ноября 2011 года Чуксин А.Н. был снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий ГУ МЧС России по Тамбовской области на основании п.2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ в связи с тем, что им было утрачено право на улучшение жилищных условий.
Из материалов дела также следует, что истец проживал и проживает в квартире, принадлежащей на праве собственности тестю Попову Н.С. по адресу: ***, где всего зарегистрировано 6 человек.
Вместе с ним проживают жена Чуксина Л.Н, сын Чуксин А.А.,*** г.р., дочь Чуксина П.А., *** г.р.
Ни за истцом, ни за членами его семьи право собственности на недвижимое имущество - жилые помещения, не зарегистрировано.
Данные обстоятельства не оспариваются ответчиками.
Учитывая, что обеспечение жильем сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России осуществляется в соответствии с федеральным законодательством за счет средств федерального бюджета, и истец был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, действия ответчиков по исключению его из списка военнослужащих и сотрудников Главного управления МЧС России по Тамбовской области, не имеющих жилья и нуждающихся в улучшении жилищных условий, противоречат требованиям закона. Оснований для снятия истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотренных действующим жилищным законодательством, не имеется.
Наряду с этим, в соответствии с п.п. "а" п. 5 "Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (2011-2015 годы)" для получения государственного сертификата юридическое значение имеет лишь факт нуждаемости в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Цель же и основания постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не являются юридическими фактами, влекущими какие-либо последствия.
На основании п.п.11 п.12 "Положения о территориальном органе МЧС России - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту РФ", утвержденного Приказом МЧС России от 6 августа 2004 г. N 372, п. 12 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденных Постановлением Правительства РФ *** от 06.09.1998 г. (в редакции Постановлений Правительства РФ от 08.08.2003 года ***, от 14.11.2007 года ***, с изменениями, внесенными решением Верховного Суда РФ от 14.04.2009 года *** ГУ МЧС России по Тамбовской области организует учет военнослужащих, сотрудников, государственных служащих, работников Главного управления МЧС России и подчиненных подразделений, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и обеспечивает их жилыми помещениями в установленном порядке.
В системе МЧС России было создано Федеральное государственное учреждение "Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности" Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, (в настоящее время - Федеральное казенное учреждение "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", сокращено наименование - ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России"), на которое возложены функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению сотрудников федеральной противопожарной службы.
Согласно п. 2.2 Устава ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", указанное учреждение осуществляет следующие виды деятельности (функции): постановка на учет и ведение учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, признанных нуждающихся в жилых помещениях в установленном законодательством РФ порядке; ведение учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, подлежащих обеспечению государственными жилищными сертификатами с последующей их выдачей.
Таким образом, принятие сотрудников ГПС МЧС России на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется не органом местного самоуправления, а Главным Управлением МЧС России по Тамбовской области, в настоящее время - ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России".
Установлено, что в период службы в Государственной противопожарной службе МЧС России истец признан нуждающимися в улучшении жилищных условий, включен в сводный список участников подпрограммы на получение государственного жилищного сертификата. До настоящего времени жильем не обеспечен, и в силу ст. 51 ЖК РФ нуждается в улучшении жилищных условий. Общая продолжительность службы Чуксина А.Н. составляет более 20 лет; уволен он *** по ограниченному состоянию здоровья.
Доводы ответчиков о том, что исковые требования Чуксина А.И. об отмене решения жилищной комиссии и признании его незаконным не могли рассматриваться в порядке искового производства, а должны были быть рассмотрены по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, судебная коллегия считает несостоятельными и не влекущими отмену
решения.
В соответствии с п.9 Постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 3) судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
Как видно из характера спорных правоотношений, Чуксин А.Н. оспаривает Решение жилищной комиссии ГУ МЧС, повлекшее для него утрату права на улучшение жилищных условий посредством участия в Государственной федеральной целевой программы "Жилище". Следовательно, Чуксин А.Н. спорит о своем праве на жильё.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании изложенного решение Советского районного суда г. Тамбова от 12.09.2012 г. подлежит оставлению без изменения.
Однако судебная коллегия считает необходимым исключить из решения суда указание на предоставление государственного жилищного сертификата в течение 6 месяцев после вступления решения в законную силу как не основанное на законе.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная инстанция
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Тамбова от 12 сентября 2012 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", Главного управления МЧС России по Тамбовской области - без удовлетворения, исключив из решения указание суда на предоставление государственного жилищного сертификата в течение 6 месяцев после вступления решения в законную силу.
Определение вступает в законную силу со дня принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.