Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Бобковой С.А.,
судей Чернецовой Н.А., Полосухиной Н.А.,
при секретаре Митяевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения Тульской области "Управление социальной защиты населения г. Тулы" на решение Центрального районного суда г. Тулы от 15 ноября 2012 года по делу по иску Дидыч М.В. к Государственному учреждению "Управление социальной защиты населения г. Тулы" об обязании предоставить меры социальной поддержки.
Заслушав доклад судьи Чернецовой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дидыч М.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области "Управление социальной защиты населения г. Тулы" (далее ГУ ТО "УСЗН г. Тулы") об обязании предоставить меры социальной поддержки.
В обоснование заявленных требований истица указала на то, что она в соответствии с Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" имеет право на пенсию за выслугу лет 10.10.2012 года ей выдано удостоверение "Ветеран труда".
Полагает, что она как ветеран труда в силу ст. ст. 3, 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года N 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области" (с изменениями, внесенными Законом Тульской области от 31.10.2009 N 1352-ЗТО, вступившими в силу с 01.01.2010 года) и Постановления администрации Тульской области от 15.02.2006 года N 83 "О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области" имеет право на указанные ею в заявлении меры социальной поддержки.
10.10.2012 года она обратилась в ГУ ТО "УСЗН г. Тулы") с заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержки как ветерану труда. Однако в предоставлении указанных мер социальной защиты ей было отказано в связи с тем, что она не достигла возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости.
Считает данный отказ незаконным и нарушающим ее права.
Просила обязать ГУ ТО "УСЗН г. Тулы" назначить ей с 01.11.2012 года ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление; назначить ей с 10.10.2012 года ежемесячную денежную выплату, выдать справку для приобретения единого месячного льготного проездного билета.
В судебное заседание истица Дидыч М.В. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика ГУ ТО "УСЗН г. Тулы" по доверенности Цуркан Н.Г. в судебном заседании исковые требования Дидыч М.В. не признала, просила в их удовлетворении отказать, указывая на то, что истица в настоящее время продолжает службу и не достигла возраста, дающего право на назначении пенсии по старости в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", то есть 55 лет. В связи с этим отсутствуют правовые основания для предоставления ей указанных мер социальной поддержки.
Решением Центрального районного суда г. Тулы от 15 ноября 2012 года исковые требования Дидыч М.В. удовлетворены.
Суд решил: обязать ГУ ТО "УСЗН г. Тулы" назначить Дидыч М.В. как ветерану труда ежемесячную денежную выплату с 10 октября 2012 года.
Обязать ГУ ТО "УСЗН г. Тулы" выдать Дидыч М.В. справку установленного образца для приобретения единого месячного льготного проездного билета в порядке, предусмотренном Постановлением администрации Тульской области от 15.02.2006 года N 83 "О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области".
Обязать ГУ ТО "УСЗН г. Тулы" предоставить Дидыч М.В. как ветерану труда меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области, и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива, предусмотренные Законом Тульской области от 28.12.2004 года N 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области", с 1 ноября 2012 года.
В апелляционной жалобе ГУ ТО "УСЗН г.Тулы" просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ГУ ТО "УСЗН г.Тулы" по доверенности Цуркан Н.Г., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно п. "ж" ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (ред. от 16.10.2012 года) меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно преамбуле и ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с применением федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.
При этом Федеральный закон от 22.08.2004 года N 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание "Ветеран труда", на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.
В Тульской области действует Закон от 28.12.2004 года N 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области". В ст. 1 данного Закона определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, среди которых также указаны ветераны труда и граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Согласно ст.3 указанного Закона ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области. Меры социальной поддержки по оплате жилья распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию;
2) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке.
В силу ст.7 данного Закона в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 года.
В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 года N 201 "О мерах по реализации Закона Тульской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области" право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года.
При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.
Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.
В целях реализации прав отдельных категорий жителей Тульской области на получение социальной услуги - льготного транспортного обслуживания, Постановлением администрации Тульской области от 15.02.2006 года N 83 "О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области" (в редакции Постановления Администрации Тульской области от 03.07.2006 года N 311, от 29.03.2008 года N 160) введен единый месячный льготный проездной билет на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси) для категорий жителей Тульской области, в том числе ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года.
Единый месячный льготный проездной билет действителен при предъявлении удостоверения установленного образца либо иных документов, подтверждающих право на меры социальной поддержки.
Лицу, имеющему право на приобретение льготного билета, органами социальной защиты населения выдается справка, подтверждающая право гражданина на данную льготу.
Реализация прав граждан на приобретение единого месячного льготного проездного билета производится путем продажи единого месячного льготного проездного билета транспортными организациями.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Дидыч М.В. имеет право на получение пенсии по выслуге лет по линии Министерства обороны Российской Федерации и является Ветераном труда.
Данные обстоятельства подтверждены справкой, выданной войсковой частью N52296 29.10.2012 года, копией удостоверения серии Т-I N 566092 от 10.10.2012 года - "Ветеран труда" на имя Дидыч М.В., копией удостоверения серии Ч N 991068 от 18.03.2010 года и не оспаривались в судебном заседании представителем ответчика.
Согласно указанным удостоверениям Дидыч М.В. имеет право и льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленных статьями 22 и 23 Федерального закона "О ветеранах".
10.10.2012 года Дидыч М.В. обратилась в ГУ ТО "УСЗН г. Тулы" с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, о выдаче ей справки для реализации права на приобретение единого месячного льготного проездного билета, о назначении ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление. Однако, в предоставлении ей указанных мер социальной поддержки было отказано в связи с недостижением возраста, дающего право на назначение пенсии по старости.
Суд, проверив доводы сторон, учитывая положения Федеральных законов N 166-ФЗ от 15.12.2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской федерации" и N 173-ФЗ от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в совокупности с положениями Федеральных законов N 4468-1 от 12.02.1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", N 5-ФЗ от 12.01.1995 года "О ветеранах" и Закона Тульской области N 493-ЗТО от 28.12.2004 года "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области", постановления администрации Тульской области от 15.02.2006 года N 83 "о введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области", пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований Дидыч М.В. При этом принял во внимание то, что истица имеет право на получение пенсии в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", является ветераном труда, жителем г. Тулы, не получает каких-либо мер социальной поддержки по иным основаниям и согласно другим законам.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к данному выводу, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом решении, их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Доводы ответчика об отсутствии оснований для предоставления Дидыч М.В. мер социальной поддержки в связи с тем, что она не достигла пенсионного возраста (55 лет) и не является получателем пенсии, суд обоснованно признал несостоятельными, поскольку Закон Тульской области от 28.12.2004 года N 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области" не содержит положений, ограничивающих приобретение данных прав с наличием какого-то конкретного возраста, видом пенсии и ее получением.
Кроме того, отказ в предоставлении мер социальной поддержки нарушает права истицы, гарантированные ст.55 Конституции Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается также с выводом суда о том, что ежемесячная денежная выплата в соответствии со ст.7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года N 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области" должна быть назначена истице с 10.10.2012 года (со дня обращения за данной выплатой), а ежемесячная денежная выплата в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области, и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива в соответствии со ст.3 Закона Тульской области от 28.12.2004 года N 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области" должна быть назначена истице с 01.11.2012 года (с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения права на предоставление денежной выплаты).
Правильно определив обстоятельства, имеющие значение для дела, проанализировав собранные и исследованные в судебном заседании доказательства в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, правильно применив нормы материального права, суд постановил законное и обоснованное решение.
Оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Тулы от 15 ноября 2012 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения Тульской области "Управление социальной защиты населения г. Тулы" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.