Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Бугакова О.А.,
судей Башкирова А.А., Колотовкиной Л.И.,
при секретаре Семенчевой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя заинтересованных лиц Военного комиссариата Тульской области и Призывной комиссии г.Тулы по доверенности Корнеевой Н.Э. на решение Советского районного суда г.Тулы от 15 ноября 2012 года по заявлению Зверева С.С. об оспаривании решения призывной комиссии о призыве на военную службу.
Заслушав доклад судьи Башкирова А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зверев С.С. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения призывной комиссии города Златоуста Челябинской области в части установления ограничения срока действия отсрочки от призыва на военную службу и решения призывной комиссии города Тулы о призыве на военную службу, сославшись на то, что заключил с ФСИН России контракт о службе в уголовно-исполнительной системе России, в соответствии с условиями которого, был направлен для обучения в Челябинский юридический институт МВД России. По условиям контракта обязался после получения высшего образования отслужить в системе УФСИН России по Челябинской области не менее 5 лет. После окончания учебы заявитель был направлен в распоряжение УФСИН России по Тульской области и приказом УФСИН по Тульской области принят на должность инспектора отдела режима ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области. Решением призывной комиссии военного комиссариата города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ призван на военную службу, зачислен в команду N.
Считает, что имеет право на отсрочку от призыва на военную службу на основании подп."з" п.1 ст.24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", в связи с чем, призыв его на военную службу полагает незаконным.
На основании изложенного, просил суд признать незаконным решение призывной комиссии г.Златоуста Челябинской области от 12 октября 2007 года в части установления ограничения срока действия отсрочки от призыва на военную службу.
Признать незаконным решение призывной комиссии города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ о призыве на военную службу.
В ходе рассмотрения дела заявитель Зверев С.С. уточнил заявленные требования и просил суд признать незаконным решение призывной комиссии города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ о призыве на военную службу, обязав призывную комиссию города Тулы устранить допущенное нарушение его права на получение отсрочки от призыва на военную службу путем отмены данного решения.
От требования о признании незаконным решения призывной комиссии г. Златоуста Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ в части установления ограничения срока действия отсрочки от призыва на военную службу Зверев С.С. отказался ввиду того, что данным решением его права нарушены не были.
Определением суда принят отказа от требования в части оспаривания решения призывной комиссии "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, производство по делу в данной части прекращено.
В судебном заседании Зверев С.С. и его представитель по доверенности и ордеру адвокат Коновалова И.В. поддержали уточненные требования по изложенным в заявлении основаниям, и просили суд признать незаконным решение призывной комиссии города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ о призыве на военную службу, обязав призывную комиссию города Тулы устранить допущенное нарушение его права на получение отсрочки от призыва на военную службу путем отмены данного решения.
В судебном заседании представитель призывной комиссии города Тулы и Военного комиссариата Тульской области по доверенности Корнеева Н.Э. заявление Зверева С.С. не признала, указав на то, что заявитель неверно истолковал положения подп."з" п.1 ст.24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", в соответствии с которым гражданином должно быть соблюдено условие обучения в учреждении органа и прохождении службы в этом же органе. В данном случае, Зверев С.С. окончил образовательное учреждение органов внутренних дел, а поступил на службу в учреждение уголовно-исполнительной системы, в связи с чем, не имел право на предоставление отсрочки от военной службы.
Представитель военного комиссариата Челябинской области по г.Златоуст и Кусинскому району Гуляйкин В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассматривать заявление Зверева С.С. в его отсутствие, сославшись на то, что Звереву С.С. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании пп."з" п.1 ст.24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" на время службы, а потому нарушение прав призывника не допущено.
С учетом положений ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Советским районным судом г.Тулы от 15 ноября 2012 года постановлено решение, которым заявление Зверева С.С. об оспаривании решения призывной комиссии о призыве на военную службу удовлетворено.
Признано незаконным решение призывной комиссии города Тулы от 3 октября 2012 года о призыве Зверева С.С. на военную службу, и призывная комиссия города Тулы обязана устранить допущенное нарушение права Зверева С.С. на получение отсрочки от призыва на военную службу путем отмены данного решения.
В апелляционной жалобе представитель призывной комиссии города Тулы и Военного комиссариата Тульской области по доверенности Корнеева Н.Э. просит решение суда отменить, указывая на неверное применение норм материального права. Отмечает, что срок действия отсрочки от призыва, предоставленной Звереву С.С., истек в момент окончания института. Отсрочка по основанию, указанному в пп."з" п.1 ст.24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", может быть представлена лишь при условии обучения и последующей службе в одном органе, а Зверев С.С. обучался в высшем учебном учреждении, которое относиться к системе органов внутренних дел, а службу проходит в уголовно-исполнительной системе.
На указанную апелляционную жалобу от заявителя Зверева С.С. поступили возражения, в которых он указывает, что находит постановленный судебный акт законным и обоснованным, а доводы представителя призывной комиссии города Тулы и Военного комиссариата Тульской области неподлежащими удовлетворению.
Проверив материалы дела в порядке ст.327.1 ГПК РФ, заслушав объяснения представителя Военного комиссариата Тульской области по доверенности Корнеевой Н.Э., возражения заявителя Зверева С.С. и представителя заинтересованного лица УФСИН России по Тульской области по доверенности Козловой К.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе").
Как следует из содержания ст.22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе).
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
В соответствии с ч.1 ст.26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает в себя, в том числе, явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии (в ред. Федерального закона от 17 октября 2005 года N130-ФЗ). Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст.28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
По смыслу ст.24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" отсрочка от призыва на военную службу - это временное освобождение граждан от призыва на военную службу, осуществляемое решением призывной комиссии (военного комиссара) по основаниям и в порядке, определенным законодательством. В частности, отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них специальных званий - на время службы в этих органах и учреждениях (в редакции закона, действующей в настоящее время).
Пункт 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N663, гласит: при наличии оснований, предусмотренных комментируемым Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.
Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара.
2 мая 2007 года Зверев С.С. заключил с ФСИН России контракт о службе в уголовно-исполнительной системе России, по условиям которого он был направлен для обучения в Челябинский юридический институт МВД России.
По указанному контракту заявитель обязался в течение 5 лет после получения высшего образования отслужить в системе ГУФСИН России по Челябинской области, а именно в ФГУ "Исправительная колония N25" ГУФСИН России по Челябинской области. Контрактом также было предусмотрено, что он вступает в силу со дня зачисления в учебное заведение.
1 сентября 2007 года Зверев С.С. поступил на очное отделение в Челябинский юридический институт МВД России на специальность "Правоохранительная деятельность".
ДД.ММ.ГГГГ решением Призывной комиссии г.Златоуста Челябинской области (протокол N) заявителю была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по подп."з" п.1 ст.24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" на время службы.
ДД.ММ.ГГГГ в связи с ликвидацией Челябинского юридического института МВД России Зверев С.С. был откомандирован в распоряжение Уфимского юридического института МВД России для дальнейшего обучения по специальности "Правоохранительная деятельность" и прохождения службы.
22 июня 2012 года приказом Министра юстиции РФ N413 лс Звереву С.С. присвоено специальное звание лейтенант внутренней службы с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ по завершению обучения (по очной форме) в ФГКОУВПО "Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации" решением Государственной аттестационной комиссии заявителю присвоена квалификация "юрист" по специальности "Правоохранительная деятельность" (специализация "Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел"). Об этом обстоятельстве ему ДД.ММ.ГГГГ был выдан диплом NN, регистрационный N.
Письмами врио начальника ГУФСИН России по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ N и начальника УФСИН России по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ N/ТО/13-104 согласовано место для прохождения преддипломной практики и дальнейшей службы Зверева С.С., и он был перераспределён в УФСИН по Тульской области.
ДД.ММ.ГГГГ приказом Уфимского юридического института МВД России от N лс после окончания учебы Зверев С.С. откомандирован в распоряжение УФСИН России по Тульской области с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ приказом УФСИН России по Тульской области N лс заявитель был назначен на должность инспектора отдела режима ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области по контракту сроком на 5 лет с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между ФСИН России и Зверевым С.С. заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе, в соответствии с условиями которого, он обязался в течение 5 лет отслужить в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области.
ДД.ММ.ГГГГ единогласным решением призывной комиссии г.Тулы (Nп/N) Зверев С.С. был призван на военную службу, предназначен в части СВ, зачислен в команду N.
Пункт 7 ст.28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" закрепил положение: решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд.
Как следует из разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", что в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в частности об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены (например, дела об оспаривании решений призывных комиссий (пункт 7 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", статья 15 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе").
Из совокупности указанных положений следует, что Зверев С.С. был вправе обжаловать в суд решение призывной комиссии.
В соответствии с подп."з" п.1 ст.24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в редакции от 12 апреля 2007 года, действовавшей на момент предоставлении отсрочки Звереву С.С. 12 октября 2007 года) отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, окончившим государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и проходящим службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации на должностях рядового (младшего) и начальствующего состава, а также обучающимся в образовательных учреждениях указанных органов или окончившим данные образовательные учреждения и получившим специальные звания, - на время службы в этих органах и учреждениях.
По смыслу приведенной нормы, как верно указал суд первой инстанции, отсрочка от военной службы предоставляется не на период обучения, а на период прохождения службы в указанных органах.
Указанная норма не содержит такого основания предоставления отсрочки как на период прохождения обучения.
Пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" определено: решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания призывной комиссии, подписываемый председателем призывной комиссии и ее членами.
Решение призывной комиссии призывной комиссии г.Златоуста Челябинской области, оформленное протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ, однозначно гласит, что отсрочка Звереву С.С. предоставлена в соответствии с подп."з" п.1 ст.24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", на время службы.
По изложенным основаниям, указание в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу ЕА N, выданного на имя Зверева С.С. на то, что отсрочка ему предоставлена на период учебы до ДД.ММ.ГГГГ, не соответствует законодательству, действовавшему на время внесения записи.
При рассмотрении настоящего дела достоверно было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФСИН России заключила со Зверевым С.С. контракт о службе в уголовно-исполнительной системе России, по условиям которого тот должен пройти службу в органах уголовно-исполнительной системы в течении пяти лет с момента окончания учебного учреждения. Следовательно, срок действия контракта окончанием обучения не прекратился.
Указанное обстоятельство полностью подтверждено и контрактом от ДД.ММ.ГГГГ заключенным между ФСИН России и Зверевым С.С. о службе в уголовно-исполнительной системе, по условиям которого, он обязался в течение 5 лет отслужить в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области.
Руководствуясь положениями подп."з" п.1 ст.24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в редакции от 12 апреля 2007 года) и Федеральных законов от 6 июля 2006 года N104-ФЗ и от 17 декабря 2009 года N312-ФЗ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действие отсрочки, предоставленной по решению призывной комиссии от 12 октября 2007 года, не прекращено, а следовательно, призыв заявителя на военную службу является незаконным.
По изложенным основаниям судебная коллегия находит несостоятельным довод апелляционной жалобы представителя призывной комиссии города Тулы и Военного комиссариата Тульской области по доверенности Корнеевой Н.Э. о прекращении действия отсрочки, которая была предоставлена Звереву С.С. по решению призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд правильно указал, что до 1998 года служба исполнения наказаний входила в состав системы МВД России, затем этот орган был передан в ведение Министерства юстиции РФ, а впоследствии была создана Федеральная служба исполнения наказаний.
Согласно п.1 Положения о федеральной службе исполнения наказаний, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N1314, федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти Министерства юстиции Российской Федерации, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
Вопрос об организации обучения начальствующего состава уголовно-исполнительной системы России и закреплении за Уголовно-исполнительной системой квоты обучающихся в учебных заведениях МВД России разрешен Соглашением между Министерством внутренних дел РФ и Министерством юстиции РФ от 17 июля 1998 года, протоколом к соглашению от 22 ноября 1999 года, которыми предусмотрены порядок и организация первоначального профессионального обучения, повышения квалификации, переподготовки сотрудников УИС Минюста России в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования МВД РФ, и обучение специалистов для органов внутренних дел в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования УИС Минюста России на компенсационной основе.
Согласно Приказа Минюста РФ от 6 июня 2005 года N76 утверждена Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 июня 2005 года N6748).
В соответствии с п.5.3 Инструкции с лицами, отобранными для поступления в образовательные учреждения профессионального образования ФСИН России, другие образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, с оплатой обучения учреждением или органом уголовно-исполнительной системы, контракт заключается учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, направляющими граждан для поступления в образовательные учреждения.
Анализ п.5.3 Инструкции позволяет сделать вывод, что лица, отобранные для поступления в образовательные учреждения и заключившие контракт, направляются на учебу не только в образовательные учреждения профессионального образования ФСИН России, но и в другие образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, с оплатой обучения учреждением или органом уголовно-исполнительной системы.
Истец был направлен и получил профессиональное образование по специальности, связанной с его профессиональной деятельностью, в Уфимском институте МВД России, указанное образовательное учреждение можно отнести, в том числе к образовательным учреждениям, в которых получают профессиональное образование лица, поступившие на службу в учреждения и органы уголовно - исполнительной системы.
Признав за Зверевым С.С. право на отсрочку по вышеуказанному основанию, суд пришел к обоснованному выводу о признании незаконным и подлежащим отмене решения призывной комиссии г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции нормы подп."з" п.1 ст.24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" отклоняются судебной коллегией по изложенным выше основаниям.
Суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлиять на правильность вынесенного судом решения, коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г.Тулы от 15 ноября 2012 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя призывной комиссии города Тулы и Военного комиссариата Тульской области по доверенности Корнеевой Н.Э. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.