Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Дорохина О.М.
судей Крыловой Э.Ю., Быковой Н.В.
при секретаре Сенотовой В.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Байбаковой Н.А. на решение Плавского районного суда Тульской области от 17 октября 2012 года по иску Байбаковой Н.А. к ГУЗ "П" о бесплатном обеспечении лекарственными средствами.
Заслушав доклад судьи Крыловой Э.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Байбакова Н.А. обратилась в суд с иском к ГУЗ "П" о бесплатном обеспечении лекарственными средствами.
В обоснование исковых требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ она является инвалидом N группы по общему заболеванию - "...". До настоящего времени на основании Федерального закона от 17.07.1999г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" она бесплатно получает часть лекарственных препаратов, назначаемых ей лечащим врачом "...", входящих в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования. Однако другую часть назначаемых ей препаратов приобрести бесплатно она не имеет возможности по следующей причине. Весь перечень назначаемых ей лекарств обусловлен различными нормативными актами. Так, препараты К, П, В, П, О она получает по вышеупомянутому закону, как инвалид N группы. Препараты Д, И, В, К, К она не получает, так как данные препараты не входят в перечень, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ N 665 от 18.09.2006г.
Полагает, что на основании Постановления Правительства РФ N 890 от 30.07.1994г. "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" она имеет право получать бесплатно все назначенные ей препараты, так как является лицом, проживающим в зоне с правом на отселение и имеющим заболевание - ревматизм сердца.
ГУЗ "П" отказывает ей в получении указанных лекарств бесплатно, в связи с чем действия ответчика считает незаконными.
Просила обязать ГУЗ "П" обеспечить её лекарственными препаратами в полном объеме согласно назначению лечащего врача, каковым она считает консультанта института.
В судебное заседание истец Байбакова Н.А. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась своевременно и надлежащим образом, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие с участием представителя по доверенности Буколовой С.В.
Представитель истца Байбаковой Н.А. по доверенности Буколова С.В. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, пояснив, что ее мать Байбакова Н.А. перенесла несколько операций на сердце, наблюдается у врачей-кардиологов в , в связи с чем периодически ездит на консультации к указанным врачам, которые рекомендуют ей определенные препараты. Рецепты на рекомендуемые препараты не выписываются, поскольку врачи института не являются лечащими. С данными рекомендациями истец обращалась в ГУЗ "П", однако лечащим врачом Щ ей было отказано в выписке рецептов на рекомендуемые лекарства и предложена замена лекарственных препаратов. Кроме того, Байбаковой Н.А. предлагают проконсультироваться у врача кардиолога в Тульском диагностическом центре с целью назначения других лекарственных препаратов. Полагает, что ее мать имеет право выбирать себе лечащего врача, поэтому необходимость в дополнительной консультации отсутствует, поскольку Байбакиной Н.А. назначено лечение врачами института.
Представитель ответчика ГУЗ "П" по доверенности Алтухова Т.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась своевременно и надлежащим образом, главный врач ГУЗ "П" Замялова Т.С. представила заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. Ранее в судебном заседании представитель ответчика по доверенности Алтухова Т.В. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, указав, что в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 12.02.2007г. N 110 "О порядке назначения и выписки лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания" лекарственные препараты для амбулаторного лечения граждан, в том числе в рамках оказания государственной социальной помощи, назначаются непосредственно лечащим врачом, врачом общей практики (семейным врачом), фельдшером исходя из тяжести и характера заболевания согласно утвержденным в установленном порядке стандартам медицинской помощи и в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, отпускаемых отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи. Врачи института не являются лечащими врачами, они являются консультантами, и именно поэтому они не выписывают рецепты на лекарственные препараты, а только рекомендуют их. Все лекарственные средства, которые лечащий врач может назначить гражданину в рамках оказания государственной социальной помощи, перечислены в перечне, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития РФ N 665 от 18.09.2006г. В Постановлении Правительства РФ N 890 от 30.07.1994г. для больных "..." перечислены только группы лекарственных препаратов, а конкретные названия лекарств отражены только в одном вышеназванном перечне. Кроме того, объем финансовых средств, предоставляемых из федерального бюджета бюджету Тульской области на финансирование обеспечения оказания отдельным категориям граждан по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, утверждается Министерством здравоохранения РФ, а между муниципальными образованиями распределяется Министерством здравоохранения Тульской области. Выйти за рамки выделенных средств нельзя. Список лекарственных препаратов также утвержден Министерством здравоохранения РФ и спускается в каждый регион в виде заявки, в которой больница указывает только свою потребность в том или ином препарате. Внести дополнительные названия лекарств в заявку нельзя. В связи с этим Байбаковой Н.А. было предложено обратиться к лечащему врачу за выпиской рецепта, а также предложено пройти консультацию у специалиста в Тульском областном диагностическом центре с целью подбора лекарственных препаратов, внесенных в перечень.
Суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, по основаниям, предусмотренным ст. 167 ГПК РФ.
Плавским районным судом Тульской области 17 октября 2012 года постановлено решение, которым в удовлетворении исковых требований Байбаковой Н.А. отказано.
В апелляционной жалобе Байбакова Н.А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, указывает на недоказанность обстоятельств, имеющих значение, и не соответствие выводов суда обстоятельствам дела. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что суд, признав за ней право на получение лекарственных препаратов Д и В, включенных в соответствующий перечень, необоснованно указал на то, что неполучение этих препаратов произошло исключительно в виду собственного бездействия истца. На неоднократные обращение к врачам ГУЗ "П" с просьбой выдать рецепт, ей было отказано в связи с отсутствием бюджетного финансирования учреждения. Кроме того полагает, что на основании Постановления Правительства РФ N 890 от 30.07.1994г. она имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, не включенными в Перечень лекарств, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ N 665 от 18.09.2006г.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Байбаковой Н.А. по доверенности Буколовой С.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика ГУЗ "П" по доверенности Алтуховой Т.В., судебная коллегия считает решение суда первой инстанции соответствующим требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, правовых оснований к его отмене не усматривает.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон по существу спора и обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Байбаковой Н.А. Этот вывод мотивирован судом в постановленном по делу решении, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами и не противоречит требованиям материального закона, регулирующего спорные правоотношения.
В соответствии со статьями 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (ред. от 25.11.2006) инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами.
В целях обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, Приказом Минздравсоцразвития РФ от 18 сентября 2006 года N 665 утвержден Перечень лекарственных препаратов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, согласно приложению. В указанном перечне приведены лекарственные препараты по их международному непатентованному или химическому или торговому наименованию.
Распоряжением Правительства РФ N 2199-р от 07 декабря 2011 года утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2012 год, действие которого распространено и на 2013 год.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Байбакова Н.А. является инвалидом N группы бессрочно по общему заболеванию - .
Согласно консультации врача-кардиолога истец нуждается в лечении препаратами В, К, В, Д, К, П, И, К, О, В.
Между тем, ни один из препаратов, рекомендованных Байбаковой Н.А. к лекарственным средствам, отпускаемым по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, не относится, поскольку в названные перечни они не включены. Данные перечни не подлежат расширительному толкованию и лечебное учреждение не вправе произвольно формировать заявки на те или иные лекарственные препараты, не входящие в означенные перечни.
По указанным причинам врачами ГУЗ "П" было рекомендовано Байбаковой Н.А. проконсультироваться у врача-кардиолога клинико-диагностического центра ГУЗ "Т" для подбора аналогов препаратов, рекомендованных для лечения и включенных в указанные перечни.
Кроме того, в 2012 году Байбакова Н.А. была обеспечена по рецептам лекарственными препаратами П, П, В, К, К, Б, Д, П, О.
В соответствии с законодательством Российской Федерации расходы соответствующих бюджетов включают в себя обеспечение медицинских организаций лекарственными препаратами и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентами.
При этом орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе за счет доходов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных Программой соответствующих нормативов определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи.
Таким образом, обеспечение гражданина, проживающего в Тульской области, бесплатными лекарственными препаратами, необходимыми по медицинским показаниям, действующим законодательством возложено на субъект Федерации - Тульскую область в лице его компетентного исполнительного органа - Министерство здравоохранения и социального развития Тульской области, с осуществлением финансирования за счет бюджета субъекта и иных источников, привлекаемых на эти цели.
Как правильно констатирует суд первой инстанции, препараты Д и В включены в Программу первичной медико-санитарной помощи, оказываемой в амбулаторных условиях по перечню лекарственных препаратов, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, которая утверждена Постановлением Правительства Тульской области от 20.01.2012г. "О территориальной программе государственных гарантий оказания населению Тульской области бесплатной медицинской помощи на 2012 год". В соответствии с Постановлением Правительства Тульской области от 24.12.2012г. N 743 утверждена территориальная программа на 2013 год и плановый период 2014-2015 годы, в приложении N 9 имеется указание на наименование таких препаратов как Д и В. При этом льготное обеспечение лекарственными препаратами осуществляется в установленном программой порядке, который включает следующее:
министерство здравоохранения Тульской области: - утверждает и ведет перечень пунктов отпуска лекарственных препаратов аптечных организаций, привлекаемых для отпуска лекарственных препаратов по рецептам врачей (фельдшеров) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи виде набора социальных услуг.;
- утверждает и ведет перечень медицинских организаций, медицинским работникам которых предоставлено право выписки лекарственных препаратов по рецептам при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;
- утверждает и ведет реестр врачей (фельдшеров) медицинских организаций, которым предоставлено право выписки лекарственных препаратов по рецептам при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами отдельным категориям граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;
- осуществляет прием от отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области персональных данных о лицах, включенных в региональный сегмент Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и передает в медицинские и фармацевтические организации, участвующие в лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан, с соблюдением защиты информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- осуществляет сбор и обобщение на соответствующий период заявок медицинских организаций на лекарственные препараты, включенные в перечни, утвержденные Министерством здравоохранения Российской Федерации;
- осуществляет организацию размещения заказов на поставки заявленных лекарственных препаратов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- заключает по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных препаратов государственных контрактов;
- осуществляет организацию обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, закупленными по заключенным государственным контрактам;
- осуществляет расчеты с фармацевтическими организациями за отпущенные по рецептам лекарственные препараты, на основании документов, подтверждающих отпуск лекарственных препаратов отдельным категориям граждан;
- представляет в министерство финансов Тульской области отчет об использовании средств по установленной форме;
- осуществляет контроль за реализацией мер по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами.
Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов:
- обеспечивают создание условий для оказания бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, в части определения аптечных организаций и медицинских организаций, привлекаемых для отпуска лекарственных препаратов по рецептам врачей (фельдшеров) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (далее - аптечных организаций);
- представляют в министерство для утверждения перечень аптечных организаций.
Медицинские организации осуществляют:
- наблюдение, обследование отдельных категорий граждан и ведение медицинской документации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- назначение лекарственных препаратов и выписку льготных рецептов на них в соответствии с порядком, утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации;
- предоставление информации отдельным категориям граждан об аптечных организациях, осуществляющих отпуск лекарственных препаратов;
- ведение сведений о лекарственных препаратах, выписанных и отпущенных отдельным категориям граждан, по утвержденной учетной форме;
- определение потребности, составление заявок на лекарственные препараты в пределах средств, предусмотренных законом о бюджете на соответствующий период, согласование их с главными специалистами министерства и представление в министерство для формирования сводной заявки в целях организации размещения государственного заказа;
- контроль обеспечения лекарственными препаратами отдельных категорий граждан, взаимодействие с аптечными организациями, расположенными на территории муниципального образования, анализ использования заявленных лекарственных препаратов.
Фармацевтические организации в рамках заключенных государственных контрактов по итогам размещения заказа:
- заключают агентские договоры с аптечными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, определенными органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов;
- осуществляют поставку лекарственных препаратов в аптечные организации для отпуска отдельным категориям граждан;
- представляет в министерство отчетность, предусмотренную условиями заключенных государственных контрактов.
Аптечные организации осуществляют:
- заключение с фармацевтической организацией агентского договора;
- отпуск лекарственных препаратов отдельным категориям граждан по рецептам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Отказывая Байбаковой Н.А. в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к правильному выводу о том, что со стороны ответчика нарушений закона и прав истицы допущено не было.
При этом суд учел, что истица обеспечивалась теми лекарственными средствами, которые ей были положены по состоянию здоровья в соответствии с утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития РФ Перечнем наименований лекарственных средств.
Доказательств, подтверждающих факты отказа лечебного учреждения в выписке рецептов на лекарственные средства, истицей суду не представлено. В этой связи суд правильно отметил, что истица не лишена возможности обратиться к лечащему врачу за рецептами на препараты Д и В.
Проверяя довод о том, что истица как гражданин, постоянно проживающий (работающий) на территории зоны проживания с правом на отселение, согласно Постановлению Правительства РФ от 30.07.1994г. "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждения здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", суд также установил, что рекомендованные истцу лекарственные препараты Д, И, В, К, К в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения для бесплатного приобретения гражданами, постоянно проживающими (работающими) на территории зоны проживания с правом на отселение, в соответствии с пунктом 19 части первой статьи 18 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не включены.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих обстоятельства дела, либо нуждающихся в дополнительной проверке.
С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения судебного решения по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Плавского районного суда Тульской области от 17 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Байбаковой Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.