Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Федоровой С.Б.,
судей Луниной Т.Д., Ходаковой Л.А.,
при секретаре Салицкой О.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора Одоевского района Тульской области на решение Одоевского районного суда Тульской области от 19 октября 2012 года по делу по иску прокурора Одоевского района Тульской области к ОАО Т. ОАО М. ООО Н. о признании действий ОАО Т. по начислению платы за электроэнергию потребителям на основании показаний коллективных (общедомовых) приборов и в соответствии с п.п. 1 п. 3 приложения N 2 к правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 без учета 100%-ного суммарного объема показаний индивидуальных приборов учета, незаконными и обязании произвести перерасчет потребителям платы за электроэнергию (за период с момента перевода расчетов на коммерческий учет).
Заслушав доклад судьи Луниной Т.Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Одоевского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором просил признать действия ОАО Т. по начислению платы за электроэнергию потребителям на основании показаний коллективных (общедомовых) приборов и в соответствии с п.п. 1 п. 3 приложения N 2 к правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 без учета 100%-ного суммарного объема показаний индивидуальных приборов учета незаконными и обязать ОАО Т. произвести перерасчет коммунальной услуги по электроснабжению потребителям, проживающим в многоквартирных домах N 11-а по ул. "адрес" N 92 по ул. "адрес" N 54 по ул. "адрес", за период с момента перевода расчетов на коммерческий учет на основании показаний коллективных (общедомовых) приборов учета.
Свои требования прокурор мотивировал тем, что ОАО Т. для учета электроэнергии на общедомовые нужды, а также для определения потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях производит расчет с жителями многоквартирных домов п. "адрес" за потребленную электроэнергию по п. 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, так как по мнению должностных лиц общества, дома в п. "адрес" надлежащим образом оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета. В результате для оплаты услуг электроснабжения общий объем электрической энергии, определенный по показаниям общедомового прибора учета, необоснованно распределяется только между собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме, подтвердившими показания по индивидуальным приборам учета, пропорционально показаниям квартирных счетчиков. Граждане оплачивают фактически не потребленные объемы электроэнергии, в том числе за недобросовестных плательщиков, не производящих оплату электроэнергии.
Также прокурор указывает на то, что использование показаний коллективных (общедомовых) приборов учета для определения размера платы за коммунальные услуги для жителей возможно лишь в случае, если приборы учета установлены на внешней стене многоквартирного дома, либо принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в данном многоквартирном доме. Многоквартирные дома, расположенные в п. "адрес", N 11-а по ул. "адрес" N 92 по ул. "адрес", N 54 по ул. "адрес" находятся под управлением управляющей организации ООО Н.
На указанных домах "данные изъяты" М. установлены общедомовые приборы учета электроэнергии, собственником которых он является. По показаниям данных приборов учета электроэнергии потребителям, проживающим в этих домах, ОАО Т. начисляется плата за потребленную электроэнергию в местах общего пользования (МОП). Коллективные (общедомовые) приборы учета установлены без согласия собственников и без заключения соответствующих договоров с ООО Н. осуществляющим содержание общего имущества в многоквартирных домах. Приборы учета электроэнергии, показания которых использует ОАО Т. как коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии, не входят в состав общего имущества собственников многоквартирных домов, в связи с чем, их показания не могут быть положены в основу исчисления размера платы за электроэнергию с использованием показаний общедомового прибора учета. На домах N 11-а по ул. "адрес", N 92 по ул. "адрес", N 54 по ул. "адрес" общедомовые приборы учета электроэнергии установлены на фасадах зданий (даты ввода в эксплуатацию 01.12.2011 и 01.04.2011). В тоже время взимание платы с потребителей за МОП по коллективным (общедомовым) приборам учета во всех вышеуказанных домах производится в порядке, установленном ст. 164 Жилищного кодекса РФ, что возможно лишь при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений. По сообщению ООО Н. для управления вышеуказанными домами договоры электроснабжения с ОАО Т. не заключались.
Прокуратурой района установлено, что при снятии показаний потребленной электроэнергии с общедомовых приборов учета в указанных жилых домах показания индивидуальных приборов учета полностью не учитываются.
Изложенное, по мнению прокурора, свидетельствует о том, что должностными лицами ОАО "Т. применяется иной, не предусмотренный действующим законодательством, способ расчета платы за потребленную электроэнергию в местах общего пользования, а именно в формулу расчета не закладывается 100%-ный суммарный объем показаний индивидуальных приборов учета, что является недопустимым.
На основании изложенного, прокурор Одоевского района Тульской области обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании помощник прокурора Одоевского района Тульской области Павлова Л.А. в части требований об обязании ОАО Т. произвести перерасчет коммунальной услуги по электроснабжению потребителям дома N 54 по ул. "адрес" отказалась, в остальной части требования поддержала, просила их удовлетворить, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика - ОАО "Т. по доверенности Кирилина Т.В., в судебном заседании с требованиями прокурора не согласилась, поддержала позицию, изложенную в возражениях и дополнениях к возражениям ОАО Т. Полагает, что со стороны их организации нарушений законодательства не имеется, использование установленных приборов учета при осуществлении расчетов с потребителями является законным. Просила в иске отказать.
В судебном заседании представитель ОАО Т. по доверенности Герасимова Е.С. с заявленными требованиями не согласилась, поддержала возражения на исковое заявление и отзыв третьего лица ОАО М. просила в иске отказать.
Представитель третьего лица - ОАО М. по доверенности Сыстерова М.Л., в судебном заседании заявленные требования не признала. Указала на то, что действия по установке приборов учета на многоквартирные дома п.Одоева в пределах границ балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации являются законными, приборы учета установлены в соответствии с требованиями закона. Просила в удовлетворении требований прокурора Одоевского района к СМО ОАО Т. отказать полностью.
В судебном заседании представитель третьего лица - ООО Н. по доверенности Пименова Л.А., указала, что с указанными собственниками жилых домов договор не заключен и просила суд принять решение в соответствии с законом.
Решением Одоевского районного суда Тульской области от 19 октября 2012 года в удовлетворении требований прокурора Одоевского района Тульской области отказано.
В апелляционном представлении прокурор ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав объяснения прокурора Алисина М.М., возражения представителей ОАО Т. по доверенностям Герасимовой Е.С., Кирилиной Т.В., представителя ОАО М. по доверенности Сыстеровой М.Л., судебная коллегия приходит к следующему.
При разрешении спорных правоотношений, суд правильно руководствовался положениями Жилищного Кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ N 307 от 23 мая 2006 года.
Согласно ч.1ст.157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 годаN 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил (исходя из нормативов потребления коммунальных услуг).
Согласно п.23 Правил, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами, определяется:
для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам: при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке:
размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение и электроснабжение в помещениях, не оборудованных приборами учета, определяется по формуле 3, а в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле 9.
Для расчета платы за электроснабжение по формуле 9 необходим показатели суммарного объема коммунального ресурса (электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета.
Судом установлено, что в многоквартирных жилых домах, расположенных в "адрес" N 11-а по ул."адрес" N 92 по ул."адрес", установлены общедомовые приборы учета электрической энергии.
Прокурор Одоевского района Тульской области не оспаривая правомерность установки общедомового прибора учета электроэнергии на указанных жилых домах, обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил признать действия ОАО Т. по начислению платы за электроэнергию потребителям на основании показаний коллективных (общедомовых) приборов и в соответствии с п.п. 1 п. 3 приложения N 2 к правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 без учета 100%-ного суммарного объема показаний индивидуальных приборов учета, незаконными и обязать ОАО Т. произвести перерасчет коммунальной услуги по электроснабжению потребителям, проживающим в многоквартирных домах N 11-а по ул. "адрес", N 92 по ул. "адрес", за период с момента перевода расчетов на коммерческий учет на основании показаний коллективных (общедомовых) приборов учета.
В обоснование заявленных требований указал на то, что при снятии показаний потребленной электроэнергии с общедомовых приборов учета, показания индивидуальных приборов учета полностью не учитываются. При этом сослался на информацию начальника "данные изъяты" ОАО Т. согласно которой, в случае нарушения потребителями обязательств по своевременной оплате потребленной электрической энергии у таких потребителей образовывается задолженность перед ОАО Т. Задолженность потребителей-неплательщиков за потребленную электроэнергию между остальными потребителями не распределяется.
Между тем, из информации начальника "данные изъяты" ОАО Т. не следует, что в многоквартирных домах N 11-а по ул. "адрес", N 92 по ул. "адрес" потребителями нарушаются обязательства по своевременной оплате потребленной электрической энергии.
Не представлено прокурором доказательств, свидетельствующих о неправильном начислении потребителям вышеуказанных домов коммунальной услуги по электроснабжению за места общего пользования.
В целях проверки доводов заявителя судом первой инстанции в качестве свидетеля допрошена "данные изъяты" проживающая в доме N 11-а по ул."адрес", которая пояснила в судебном заседании, что в период с мая по июль 2012 года увеличилась плата за электроэнергию. При обращении в ОАО Т. был установлен выход из строя общедомового прибора учета электроэнергии, в связи с чем произведена его замена и потребителям произведен перерасчет начислений на общедомовые нужды из расчета 7 кВт на человека. Также подтвердила, что ежемесячно снимает и передает в энергоснабжающую организацию показания всех индивидуальных приборов учета. Согласна с тем, чтобы начисление МОП производилось по показаниям счетчика, а не из расчета 7 кВт на человека.
Аналогичные пояснения даны свидетелем "данные изъяты"
Как следует из представленных в дело документов, пояснений представителей ОАО Т. плата электроэнергии за места общего пользования по указанным домам начислялась потребителям в соответствии с п.п. 1 п. 3 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 по 30 августа 2012 года включительно.
В суде апелляционной инстанции представитель ОАО Т. по доверенности Кирилина Т.В. пояснила, что сотрудниками Общества регулярно проводится проверка достоверности предоставленных потребителями сведений об объеме потребленной им электроэнергии по индивидуальному прибору учета, что отражается в лицевых счетах абонентов. Установлены факты нулевого потребления электроэнергии абонентами. Это вызвано объективными причинами: не проживание и, соответственно, не пользование абонентов электроэнергией.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в полном объеме, поскольку нарушений прав граждан, проживающих в многоквартирных домах N 11-а по ул. "адрес" N 92 по ул. "адрес", при начислении им оплаты за потребленную электроэнергию в местах общего пользования, не установлено.
Кроме того, прокурор Одоевского района Тульской области, предъявляя требования об обязании произвести потребителям перерасчет коммунальной услуги по электроснабжению за период с момента перевода расчетов на коммерческий учет, не конкретизировал этот период, ссылаясь при этом на Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, а также на Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. N 354.
Однако Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. N 354, действуют с 1 сентября 2012 года. Для оплаты каждого вида коммунальных услуг (включая электроснабжение) на общедомовые нужды новые Правила устанавливают иной порядок расчета. Так, если в доме установлен коллективный (общедомовой) прибор учета коммунальной услуги, то оплата за соответствующую услугу рассчитывается исходя из показаний данного прибора. Расчет платы коммунальных ресурсов, предоставляемых на общедомовые нужды, для каждого собственника рассчитывается исходя из отношения площади его жилого помещения к общей площади всех жилых и нежилых помещений.
Таким образом, правильно определив обстоятельства, имеющие значение для дела, проанализировав имеющиеся в деле доказательства и, дав им надлежащую правовую оценку, правильно применив нормы материального и процессуального права, суд постановил законное и обоснованное решение, оснований для его отмены не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционном представлении, являлись предметом исследования и проверки суда первой инстанции, по существу сводятся к переоценке исследованных судом доказательств, не опровергают правильности выводов суда первой инстанции и не являются основанием для отмены постановленного по делу решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Одоевского районного суда Тульской области от 19 октября 2012 года оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Одоевского района Тульской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.