Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего - Мейстер В.М.,
судей Безуглова В.В. и Григоровой Ж.В.,
при секретаре - Хаджемуковой М.Р.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в "адрес" Республики Адыгея на решение Майкопского городского суда от 26 сентября 2012 года, которым постановлено:
- иск Беданоковой ФИО9 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в "адрес" Республики Адыгея о включении периодов работы в общий трудовой стаж, отмене решения об отказе в назначении трудовой пенсии и назначении пенсии удовлетворить.
Включить периоды работы Беданоковой ФИО10 с 22.11.1982 г. по 10.07.1986 г. санфельдшером в "данные изъяты" и период работы с 01.01.1993 г. по 01.02.1994 г. медицинской сестрой медицинского центра диагностики и реабилитации ""данные изъяты"" в специальный медицинский стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Признать незаконным и отменить решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в "адрес" Республики Адыгея N от 03.08.2012 г.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в "адрес" Республики Адыгея назначить Беданоковой ФИО11 трудовую пенсию по старости на основании п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" с момента обращения за назначением пенсии, то есть с 18.07. 2012 года.
Заслушав доклад судьи Григоровой Ж.В., представителя Управления Пенсионного фонда РФ в "адрес" Республики Адыгея по доверенности Макаровой Ю.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, полагавшей решение суда подлежащим отмене, истицы Беданоковой М.М. возражавшей против доводов апелляционной жалобы и полагавшей решение суда законным и обоснованным судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Беданокова М.М. обратилась в суд с иском к ответчику и просила признать незаконным решение ответчика об отказе включить ей в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии периоды работы с 22.11.1982 г. по 10.07.1986 г. санфельдшером в "данные изъяты", что составляет 3 года 7 месяцев 19 дней и период работы с 01.01.1993 г. по 01.02.1994 г. медицинской сестрой медицинского центра диагностики и реабилитации ""данные изъяты"", включить в стаж указанные периоды работы и обязать ответчика назначить ей пенсию с 18.07.2012 г. В обоснование иска указала, что 18.07.2012 г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Однако решением N от 03.08.2012 г. в назначении пенсии ей было отказано. Отказ ответчик мотивировал тем, что у неё отсутствует требуемый специальный медицинский стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, равный 30 годам, т.к. не подлежат зачету период работы с 22.11.1982 г. по 10.07.1986 г. санфельдшером в "данные изъяты", что составляет 3 года 7 месяцев 19 дней и период работы с 01.01.1993 г. по 01.02.1994 г. медицинской сестрой медицинского центра диагностики и реабилитации ""данные изъяты"", что составляет 1 год 1 месяц 1 день. Считает отказ незаконным, нарушающим ее права. В судебном заседании истица заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика иск не признала, возражала против заявленных требования. В обоснование своих доводов указала, что оспариваемые периоды работы истицы не могут быть включены ей в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, поскольку наименование должностей и учреждений не поименованы списком профессий и должностей, дающих ей право на включение их в стаж. В связи с чем просила в удовлетворении заявленных требований истице отказать.
Суд принял изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что оспариваемые периоды работы не засчитаны в специальный стаж, дающий право назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с действующим законодательством.
Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Истица Беданокова М.М. 18.07.2012 г. обратилась с заявлением в Управление Пенсионного фонда в "адрес" Республики Адыгея с заявлением о назначении ей досрочно трудовой пенсии по старости, поскольку ею выработан стаж, необходимый для назначения пенсии.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в "адрес" Республики Адыгея от 03.08.2012 г. N Беданоковой М.М. в назначении досрочной трудовой пенсии отказано, в связи с отсутствием необходимого стажа, дающего ей право на назначение досрочной трудовой пенсии. При этом из ее стажа были исключены следующие периоды работы: с 22.11.1982 г. по 10.07.1986 г. работа в должности санитарного фельдшера "данные изъяты" и с 01.01.1993 г. по 01.02.1994 г. медицинской сестрой компьютерной диагностики в Медицинском центре реабилитации диагностики ""данные изъяты"", поскольку указанные должность и учреждение не поименованы в разделе наименование учреждений и наименование должностей в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в медицинскую выслугу.
Между тем, суд первой инстанции правомерно не согласился с доводами ответчика и пришел к правильному выводу об обоснованности требований истицы.
В соответствии с правовой позицией, высказанной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха-Якутия, Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденная Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 464 (с изменениями на от ДД.ММ.ГГГГ N 953) определено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Кроме того, в соответствии с положениями п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" установлено, что исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
При этом необходимо учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).
Таким образом, довод ответчика об отсутствии упоминания в списке наименования учреждения и наименования должности не основан на законе.
Суд первой инстанции правомерно указал, что в оспариваемые истицей периоды, то есть 22.11.1982 г. по 10.07.1986 г. работа в должности санитарного фельдшера "данные изъяты", где ею выполнялись функции по оказанию скорой и неотложной медицинской помощи, проведение медосмотра и вакцинации работников учреждения, а также работа в должности медицинской сестры компьютерной диагностики с 01.01.1993 г. по 01.02.1994 г. в Медицинском центре реабилитации диагностики ""данные изъяты"" по своему характеру относилась к осуществлению медицинской и лечебной деятельности.
В связи с чем вывод суда первой инстанции о включении указанных периодов в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии правомерен.
Доводы апелляционной жалобы не основаны на законе и противоречат правовым позициям, высказанным Конституционным Судом Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации по данной правовой проблеме.
При таких обстоятельствах оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Майкопского городского суда от 26 сентября 2012 года оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: В.М. Мейстер
Судьи: В.В. Безуглов
Ж.В.Григорова
Председательствующий: Мейстер В.М.
Судьи: Безуглов В.В. и Григорова Ж.В.
Копия верна:
судья Верховного суда
Республики Адыгея Ж.В. Григорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.