Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Шовгуровой Т.А.
судей Кашиева М.Б. и Басангова Н.А.
при секретаре Цедеевой Г.И.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Кишиктеева Л.В. к ГУ-УПФ РФ в Малодербетовском районе Республики Калмыкия о включении в страховой стаж времени нахождения на инвалидности и досрочном назначении пенсии по старости по апелляционной жалобе истца на решение Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 16 ноября 2012 года.
Заслушав доклад судьи Басангова Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кишиктеев Л.В. обратился в суд с указанным иском, в обоснование которого указал, что он является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В период с 19 февраля 1988 года по 2 июля 1988 года проходил военные сборы, связанные с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, при военной части 93612 Министерства обороны СССР. В условиях воздействия на организм повышенных уровней радиации получил опасную дозу облучения. Накопленная эффективная доза привела к увечью 26 июля 1988 года. С 16 сентября 1998 года признан инвалидом III группы с утратой профессиональной трудоспособности 60% с указанием причины инвалидности - "***". С 24 сентября 2003 года признан инвалидом II группы с утратой профессиональной трудоспособности 80% с указанием причины инвалидности - "***". С 07 августа 1996 года не работает. При обращении в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости по достижении возраста 55 лет ему было отказано, поскольку его страховой стаж составляет 19 лет 2 месяца. Период нахождения на инвалидности в страховой стаж не включен. Просил обязать ГУ-УПФ РФ в Малодербетовском районе (далее ГУ - УПФ РФ в Малодербетовском районе) засчитать в страховой стаж период нахождения на инвалидности с 16 сентября 1998 года по 01 октября 2012 года; обязать ГУ - УПФ в Малодербетовском районе назначить вторую пенсию по старости досрочно.
В судебном заседании Кишиктеев Л.В. поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить.
Представитель ГУ - УПФ в Малодербетовском районе Цадаева Л.А. исковые требования не признала, указав, что право на одновременное получение лицами, ставшими инвалидами вследствие Чернобыльской АЭС, двух пенсий по инвалидности и по старости предусмотрено по достижении возраста 55 лет и наличия страхового стажа 25 лет. Страховой стаж Кишиктеева Л.В. составляет 19 лет 2 месяца 3 дня.
Решением Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 16 ноября 2012 года в удовлетворении исковых требований Кишиктеева Л.В. отказано.
В апелляционной жалобе Кишиктеев Л.В. просит отменить указанное решение, полагая, что период нахождения его на инвалидности с 1998 года подлежит включению в страховой стаж. Считает, что суд должен был учесть факт его увольнения в 1996 году по причине невозможности исполнения трудовых обязанностей по состоянию здоровья ввиду увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы при ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд правильно руководствовался ст.ст. 28.1, 29 Закона РФ от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", ст.ст. 4, 11, 28, 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и исходил из того, что период пребывания на инвалидности I и II группы засчитывается в страховой стаж в случае, если имел место до 1 января 2002 года. Вторая группа инвалидности Кишиктееву Л.В. установлена в 2003 году, поэтому период нахождения на инвалидности с 24 сентября 2003 года по 1 октября 2012 года не подлежит включению в страховой стаж. Поскольку у истца отсутствует необходимый 25-летний страховой стаж, требования о назначении досрочной пенсии по старости удовлетворению не подлежат.
С данным выводом суда следует согласиться, поскольку он полностью соответствует требованиям норм законодательства, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы.
В соответствии со ст. 29 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе, установленной до вступления настоящего Закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" или Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В ранее действующей редакции данной нормы за указанной категорией граждан закреплялось право на получение пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.
Согласно п. 2 ст. 29 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
В силу ст. 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (введена Федеральным законом от 18.08.2006 N 112-ФЗ) гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при наличии страхового стажа не менее 5 лет или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин - 50 лет и для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Из содержания подп. 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", определяющего право на одновременное получение двух пенсий, следует, что гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.
Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" регламентированы условия назначения трудовой пенсии по старости.
В силу п. 2 ст. 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Таким образом, в рассматриваемом случае назначение трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет, имеет 25-летний страховой стаж и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Судом первой инстанции на основании данных, имеющихся в материалах дела, установлено, что Кишиктеев Л.В. с 4 декабря 1998 года являлся инвалидом III группы, с 24 сентября 2003 года по настоящее время является инвалидом II группы с указанием причины инвалидности - "***".
Согласно ст. ст. 10, 11 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации или за пределами территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, засчитываются и иные периоды, предусмотренные в подп. 1-8 ст. 11 при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с положениями п. 3 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включается, в том числе, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания.
Указанные гарантии включения в трудовой стаж периода нахождения на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания, предусматривались и ст. 92 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Включение в страховой стаж периода нахождения на инвалидности III группы, независимо от ее причин, законодательством не предусмотрено.
Инвалидность II группы установлена Кишиктееву Л.В. с 24 сентября 2003 года.
Таким образом, период нахождения Кишиктеева Л.В. на инвалидности не подлежит включению в страховой стаж, поскольку инвалидность II группы установлена ему после 1 января 2002 года.
Следовательно, вывод суда об отсутствии у истца 25-летнего страхового стажа, необходимого для назначения досрочной пенсии по старости, является обоснованным.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 16 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Кишиктеева Л.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Т.А. Шовгурова
Судьи М.Б. Кашиев
Н.А. Басангов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.