Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Коченковой Л.Д.,
судей Джульчигиновой В.К. и Лиджиева С.В.,
при секретаре Лузановой Н.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия Додгаева Н.Л. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 07 ноября 2012 года по делу по иску Михайловой В.И. к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия о признании права на звание "Ветеран труда", признании отказа незаконным и возложении обязанности по подготовке проекта решения о присвоении звания "Ветеран труда".
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя ответчика Илькуевой Н.Е., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Михайловой В.И. и ее представителя Павловой З.Э., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Михайлова В.И. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что она работает "?" открытого акционерного общества "?". 29 марта 2011 года, а затем 15 сентября 2001 года она обращалась в Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия (далее - Министерство) с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда" на основании Почетной грамоты Центрального комитета Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения, однако ей было отказано. 14 июня 2012 года она вновь обратилась с аналогичным заявлением и письмом от 27 августа 2012 г. ей отказано в присвоении данного звания со ссылкой на письмо ФНПР N103/102 от 29 июля 2011 года с предложением представить документы о том, что она является штатным сотрудником этого профсоюза.
Просила суд признать незаконным решение комиссии Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия от 16 июля 2012 г., которым ей отказано, и обязать ответчика подготовить и направить в Правительство Республики Калмыкия проект решения о выдаче удостоверения "Ветеран труда".
В судебном заседании Михайлова В.И. уточнила требования, просила признать решение комиссии по возврату документов незаконным, признать за ней право на данное звание и возложить на ответчика обязанность по подготовке проекта решения о присвоении звания "Ветеран труда".
Представитель Министерства здравоохранения и социального развития Реcпублики Калмыкия Додгаев Н.Л. иск не признал.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 07 ноября 2012 года иск Михайловой В.И. удовлетворен. Решение комиссии Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия от 16 июля 2012 г. по отказу Михайловой В.И. в присвоении звания "Ветеран труда" признано незаконным.
На ответчика возложена обязанность подготовить проект решения Правительства Республики Калмыкия о присвоении Михайловой В.И. звания "Ветеран труда" на основании Почетной грамоты Центрального комитета Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения, признав за ней это право.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Додгаев Н.Л. просит решение суда отменить. Указывает, что Почетная грамота Центрального комитета Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения, которой награждена Михайлова В.И., не является ведомственной наградой, так как отраслевой общероссийский профсоюз работников жизнеобеспечения не является федеральным органом исполнительной власти, а является общественной профсоюзной организацией, поэтому данная награда не может быть учтена при присвоении звания "Ветеран труда".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Удовлетворяя иск Михайловой В.И., суд первой инстанции исходил из того, что Почетная грамота ЦК профсоюза работников жизнеобеспечения, которой награждена истица, является ведомственным знаком отличия в труде и дает основание для присвоения ей звания "Ветеран труда".
Данный вывод суда соответствует положениям закона и фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В силу пункта 4 этой же статьи Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В порядке реализации указанного правомочия в Республике Калмыкия принят Закон Республики Калмыкия от 16 октября 2006 года N 299-III-З "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда".
Согласно ст. 1 Закона Республики Калмыкия звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
При этом законодатель субъекта Российской Федерации, как и федеральный законодатель, нормативно не определил понятие "ведомственный знак отличия в труде".
Каких-либо условий отнесения тех или иных наград и знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", ни ст. 7 Федерального закона "О ветеранах", ни Закон Республики Калмыкия "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" также не содержат.
Таким образом, отнесение тех или иных наград к ведомственным, а также порядок оформления документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде определяются в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляют награждение этими знаками и их вручение гражданам.
Как следует из действующих актов федерального законодательства и актов законодательства РСФСР, СССР, на основе предписаний которых регламентировались вопросы награждения различного рода ведомственными знаками отличия в труде ранее, правом решения вопросов о награждении граждан ведомственными знаками отличия в труде наделены не только руководители (их заместители) органов государственной власти и ведомств бывшего СССР, РСФСР или Российской Федерации, в системе которых они работали согласно записям в их трудовых книжках, но и иные, в том числе общественные организации, представительные и исполнительные органы государственной власти (не только в отношении граждан, работавших в системе этих органов, но и в отношении иных лиц, показавших успехи и достижения в труде), выполнявшие легитимно предоставленные им полномочия в данной сфере.
Согласно материалам дела Постановлением Президиума Центрального комитета Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения от 3 марта 2011 года N "?" Михайлова В.И. награждена Почетной грамотой за многолетний добросовестный труд, активную работу в профсоюзе и в связи с профессиональным праздником - Днем энергетика.
В соответствии с Положением о Почетной грамоте Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения, утвержденным постановлением Центрального комитета профсоюза от 28 сентября 2001 г. N 4, почетная грамота профсоюза учреждается для награждения профсоюзных работников и профактивистов за длительную и плодотворную работу в профсоюзе.
Поскольку соответствующие полномочия Президиумом Центрального комитета Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения выполнялись указанным органом правомерно, на основании действующих норм права, то они законно порождали определенные правовые последствия в виде награждения конкретного лица ведомственным знаком отличия в труде.
Правовой смысл статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" в контексте с положениями Закона Республики Калмыкия "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" подразумевает, что к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.
Толкование нормативных положений таким образом, что ведомственные знаки отличия в труде это знаки, решение о награждении которыми отдельных граждан принято руководителями (их заместителями) органов государственной власти и ведомств бывшего СССР, РСФСР или Российской Федерации, в системе которых они работали согласно записям в их трудовых книжках, фактически исключает из данного понятия значительный объем ведомственных знаков отличия в труде, решение о награждении которыми принималось иными органами, в том числе и общественными организациями, имеющими (имевшими) полномочия принимать такие решения, установленные федеральным законодательством, а также законодательством РСФСР и СССР. Соответственно, лица, награжденные такими знаками отличия в труде, неправомерно лишены права на присвоение им звания "Ветеран труда", гарантированного статьей 7 Федерального закона "О ветеранах", что недопустимо.
Решением комиссии Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия от 16 июля 2012 года N "?" документы Михайловой В.И. возращены на доработку в орган социальной защиты населения с разъяснением о том, что представленная Почетная грамота ЦК общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения учитывается при присвоении звания "Ветеран труда" при условии, что ею был награжден работник, работающий в их системе, в связи с чем необходимо представить документы о том, что истица является штатным сотрудником этого профсоюза.
Между тем, указанное противоречит вышеприведенным положениям Федерального закона "О ветеранах", Закона Республики Калмыкия "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", Положения о награде - Почетной грамоте Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения.
При изложенных данных решение комиссии Минздравсоцразвития Республики Калмыкия о возвращении документов Михайловой В.И. на доработку в орган социальной защиты населения обоснованно признано судом первой инстанции незаконным.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что у Михайловой В.И. отсутствует право на присвоение звания "Ветеран труда", так как решение о ее награждении принято не федеральным органом власти, а общественной профсоюзной организацией, а также о том, что истицей не представлено документов о том, что она является штатным сотрудником Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения, являются несостоятельными по изложенным выше основаниям.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 7 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия Додгаева Н.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Д.Коченкова
Судьи: В.К.Джульчигинова
С.В.Лиджиев
Копия верна: Л.Д.Коченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.