Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Лиджеевой Л.Л.,
судей Лиджиева С.В. и Сангаджиева А.В.,
при секретаре Клиповой Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 28 ноября 2012 г., которым удовлетворено заявление К. об оспаривании решения Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия об отказе в предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства.
Заслушав доклад председательствующего об обстоятельствах дела, выслушав представителя ответчика Э., поддержавшего апелляционную жалобу, возражения против жалобы представителя заявителя Э.В., представителей администрации г.Элиста Б. и Правительства РК О., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (далее - Министерство) об отказе в предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства. В обоснование своих требований указала, что она является инвалидом и на основании ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" имеет право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. В декабре 2011 г. она обращалась в Министерство с заявлением о предоставлении зенмельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, расположенного в планируемой жилой группе "Юг" южного района г. Элисты, общей площадью 1200 кв.м. из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разгранничена и не изъята из оборота. 21 марта 2012 г. она получила ответ Министерства с требованием об установленнии границ территории, предполагаемой к предоставлению, с учетом того, что часть испраншиваемых земельных участков жилой группы располагается в охранной зоне федеральной автодороги. В мае 2012 г. она обратилась в Элистинский городской суд с заявлением об обжаловании действий (бездейстнвия) Министерства; суд первой инстанции, удовлетворив её требования, признал незаконнынми действия Министерства и возложил на него обязанность предоставить ей испрошенный земельный участок. Между тем данное решение было отменено судом апелляционной инстанции в части возложения обязанности на Министерство предоставить ей испрошенный земельный участок, на Министерство возложена обязанность рассмотреть ее заявление по существу. В сентябре 2012 г. она снова подала заявление о предоставлении в аренду ранее испрошенного земельного участка. Однако согласно ответу от 20 сентября 2012 г. в предоставлении участка ей было отказано ввиду его нахождения в зоне специального назначения С-2, не предназначенной для индивидуального жилищного строительства со ссылкой на Правила землепользования и застройки г. Элисты. Отказ Министерства является незаконным и ненобоснованным, поскольку инвалиды имеют право на первоочередное предоставление в аренду земельнного участка, заключение договора купли-продажи или договора аренды без проведения торнгов. Просила суд признать действие (бездействие) Министерства незаконным; обязать Мининстерство либо иной орган в случае перемены лиц в обязательствах в порядке процессуальнонго правопреемства устранить в полном объеме допущенное нарушение её прав и свобод, а именно предоставить в аренду для индивидуального жилищного строительства испрошеннный ею земельный участок 1200 кв.м., расположенный по адресу: ***.
К. в судебное заседание не явилась, ее представитель Э.В. поддержала заявленные требования, просила суд признать незаконным реншение Министерства N *** от 20 сентября 2012 г. об отказе в предоставлении ей зенмельного участка, обязать Министерство предоставить ей земельный участок в аренду для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: ***, площадью 1200 кв.м.
Представитель Министерства по земельным и имущественным отношениям Респубнлики Калмыкия, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 28 ноября 2012 г. заявление К. об оспаривании решения органа государстнвенной власти удовлетворено. Признано незаконным решение Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия N *** от 20 сентября 2012 г. об отказе в предоставленнии земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, располонженного по адресу: ***, инвалиду К. На Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия возложена обязанность предоставить К. в аренду для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке земельный участок, испрошенный ею в заявлении, поданном в Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия 19 декабря 2011 г., расположенный в ***.
В апелляционной жалобе Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на то, что суд неправильно руководствовался статьей 31 Земельного кодекса РФ, которая регулирует правоотношения при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Между тем у заявителя не имеется документов для предварительного согласования места размещения объекта (акт выбора земельного участка). Приложенный заявителем план разбивки земельных участков, изготовленный ООО "Технопроект", не является проектом планировки. Согласно генерального плана г.Элисты испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в зоне зеленых насаждений специального назначения, градостроительный регламент которой не допускает строительство на её территории индивидуальных жилых домов. Суд не учел, что право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий. Доказательств того, что Кондышева состоит на учете как нуждающаяся в улучшении жилищных условий суду не представлено.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением (толкованием) норм материального права.
Удовлетворяя требования К., суд первой инстанции, руководствуясь ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", ст. 25, 29, 30, 30.1, 31 Земельного кодекса РФ, ст. 1, 30, 34, 45 Градостроительного кодекса РФ, пришел к выводу о том, что К. обладает безусловным правом на предоставление испрашиваемого ею земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку является инвалидом, проживает на территории Республики Калмыкия, не имеет в собственности земельных участков, отказ Министерства по земельным и имущественным отношениям Респубнлики Калмыкия в предоставлении ей земельного участка противоречит закону, доказательств нахождения земельного участка в зоне насаждений специального назначения государственным органом не представлено.
С такими выводами суда согласиться нельзя, поскольку они противоречат нормам материального права.
Как следует из материалов дела, 05 сентября 2012 г. К.- инвалид 2 группы, обратилась в Министерство с заявлениями о предоставлении ей земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства в *** г. Элисты в соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". 20 сентября 2012 г. Министерство отказало К. в предоставлении земельного участка, поскольку испрашиваемый ею земельный участок находится в зоне насаждений специального назначения С-2 не предназначенного для индивидуального жилищного строительства.
Статья 7 Конституции РФ, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, устанавливать государственные гарантии социальной защиты.
В силу частей 1,14 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренным законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в определении от 15 июля 2010г. N 957-о-о "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Макарова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав частями третьей и четырнадцатой статьи 17 Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
, к числу гарантий в жилищной сфере относится и положение части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющее право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, при рассмотрении указанного спора подлежали применению нормы жилищного законодательства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N901, во исполнение ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", были утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг. В силу п.п. 1, 17, 18 указанных Правил инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите прав инвалидов", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положением настоящих Правил. Инвалиды обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. Дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, могут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет собственных средств.
Согласно п.5 ст.56 Жилищного Кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.
Из системного анализа ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст. 56 Жилищного Кодекса РФ, а также Правил следует, что предоставление инвалидам земельного участка для индивидуального жилищного строительства направлено на обеспечение инвалидов жилой площадью (или улучшение жилищных условий), и право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства возникает в случае подтверждения нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий. Наличие инвалидности само по себе самостоятельным основанием для предоставления земельного участка в первоочередном порядке, не является.
При рассмотрении настоящего спора юридически значимыми и подлежащими доказыванию являются следующие обстоятельства: факт установления инвалидности, нуждаемость в предоставлении земельного участка, нахождение на учете нуждающихся в предоставлении земельного участка, бездействие органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в первоочередном порядке.
Как следует из материалов дела, К. зарегистрирована и проживает в пос. *** Целинного района Республики Калмыкия. Она является инвалидом второй группы, 05 сентября 2012 г. обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: ***, земельный участок N ***. Согласно ответу Министерства от 20 сентября 2012 г. в предоставлении земельного участка К. отказано.
Между тем, К., претендуя на предоставление в первоочередном порядке земельного участка в аренду в г.Элиста не представила доказательств нуждаемости в улучшении жилищных условий в г. Элиста.
Согласно п. 3 указанных выше Правил учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, осуществляется по месту жительства.
К. зарегистрирована и проживает в п. *** Целинного района Республики Калмыкия. Утверждение заявителя о том, что земельный участок должен быть предоставлен в любом муниципальном образовании по ее выбору, не основан на требованиях закона.
Довод заявителя, со ссылкой п.14 ст.17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и на п.17 Правил, о том, что федеральное законодательство не ставит право гражданина - инвалида на внеочередное получение земельного участка в зависимость его нуждаемости в улучшении жилищных условий является ошибочным, основанным на неправильном толковании норм материального права.
Кроме того, Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены нормами статей 30-32 Земельного кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу п. 11 вышеназванной нормы предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с п. 1 ст. 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 ст. 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования мест размещения объекта.
Из смысла приведенных норм следует, что предоставление земельных участков для жилищного строительства осуществляется без предварительного согласования мест размещения объекта.
Возлагая на Министерство обязанность по предоставлению земельного участка инвалиду, суд не принял во внимание специфику предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, которая состоит в проведение целого ряда мероприятий.
Так, согласно п. 4 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: проведение работ по формированию земельного участка, определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов или предоставлении земельных участков без проведения торгов; проведение торгов по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Таким образом, для реализации права на получение в собственность или на праве аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок его формирования и постановки на государственный кадастровый учет.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ составным элементом правового режима земельного участка является разрешенное использование земельного участка, которое определяется на основании зонирования территорий (глава 4 Градостроительного кодекса РФ "Градостроительное зонирование"). В результате градостроительного зонирования определяются жилые, общественно-деловые, производственные и другие зоны, а также устанавливаются предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства.
Как следует из материалов дела, испрашиваемые истицей земельный участок на момент обращения К. в Министерство, не был сформирован и объектом права, как того требует п. 2 ст. 6 ЗК РФ, не являлся.
Из анализа положений ст. 11.1 Земельного кодекса РФ, п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что существование земельного участка как объекта недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально - определенной вещи, возникает с момента внесения таких сведений в государственный кадастр недвижимости.
При таких обстоятельствах оснований для возложения обязанности по предоставлению спорного земельного участка не имелось, поскольку он как объект гражданских отношений на момент обращения К. в Министерство не существовал.
При таких данных, решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права. По делу надлежит вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований К.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Элистинского городского суда от 28 ноября 2012 г. отменить.
В удовлетворении требований К. об оспаривании решения Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия об отказе в предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства отказать.
Апелляционную жалобу Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия удовлетворить.
Председательствующий Л.Л.Лиджеева
Судьи С.В.Лиджиев
А.В.Сангаджиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.