Решение Краснодарского краевого суда от 05 февраля 2013 г.
(Извлечение)
Судья Краснодарского краевого суда Рыбина А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе зам. руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю Иващенко И.В. на решение Первомайского районного суда г.Краснодара Краснодарского края от 15 ноября 2012 года
УСТАНОВИЛ:
Постановлением зам. руководителя УФАС по КК Иващенко И.В. от 08 августа 2012г. " номер обезличен " Симоньянц Элеонора Александровна, являющаяся заместителем начальника отдела аренды земли департамента имущественных отношений администрации г.Сочи, признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.14.9 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа 15000 рублей.
Обжалуемым решением судьи Первомайского районного суда г.Краснодара от 15 ноября 2012 года жалоба Симоньянац Э.А. удовлетворена. Постановление зам. руководителя УФАС по КК Иващенко И.В. от 08 августа 2012г. " номер обезличен " в отношении Симоньянц Э.А. отменено. Производство по делу прекращено.
В жалобе, поданной в вышестоящий суд, зам. руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю Иващенко И.В. ставит вопрос об отмене вынесенного решения суда как незаконного и просил оставить без изменения постановление УФАС по КК от 08 августа 2012г. " номер обезличен " в отношении Симоньянц Э.А.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, судья вышестоящей инстанции приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно материалам дела, Краснодарским УФАС России по обращению прокуратуры г. Сочи (вх. " номер обезличен " от 04.02.2011) возбуждено дело " номер обезличен " в отношении администрации МО г-к Сочи по принятию постановлений главы г. Сочи от 03.11.2010 N 1693 "О внесении изменений в постановление главы г. Сочи от 15.06.2007 N 791 "О порядке определения размера арендной платы за земли, не прошедшие процедуру разграничения государственной собственности на землю в г. Сочи" с признаками нарушения антимонопольного законодательства.
Комиссией Краснодарского УФАС России установлено следующее.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.09.2010 по заявлению ООО ПКФ "Дагомыс", абзац второй пункта 6 приложения N 1 к постановлению главы города Сочи от 15.06.2007 N 791 "О порядке определения размера арендной платы за земли муниципальной собственности, а также за земли, не прошедшие процедуру разграничения государственной собственности на землю, в городе Сочи" (в ред. постановлений главы города от 07.08.2007 N 989, от 04.12.2009 N 453) признан не соответствующим пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса РФ и принципу экономической обоснованности, закрепленному в Основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009N582 и не действующим полностью.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.11.2010 оставлено в силе решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.09.2010 по делу " номер обезличен " по заявлению ООО ПКФ "Дагомыс" о признании недействующим абзаца второго пункта 6 приложения N 1 к постановлению главы города Сочи от 15.06.2007 N 791 "О порядке определения размера арендной платы за земли муниципальной собственности, а также за земли, не прошедшие процедуру разграничения государственной собственности на землю, в городе Сочи" (в ред. постановлений главы города от 07.08.2007 N 989, от 04.12.2009 N 453).
Постановлением главы города Сочи от 03.11.2010 N 1693 "О внесении изменений в постановление главы города Сочи от 15.06.2007 N 791 "О порядке определения размера арендной платы за земли, не прошедшие процедуру разграничения государственной собственности на землю, в городе Сочи" устанавливается ответственность в размере применения поправочных коэффициентов в размере 10 и 20 к сумме арендной платы за земельный участок пункты 1.2, 1.3, 1.4, 1.5).
В соответствии с указанными изменениями:
1.2. Пункт 5.3 приложения N 2 изложить в следующей редакции: "В случае установления факта наличия на арендуемом участке объектов капитального строительства, возведенных без соответствующей разрешительной документации (объектов самовольного строительства) либо с существенными нарушениями градостроительных норм, устанавливается ответственность в размере применения поправочного коэффициента 10 к сумме ежегодной арендной платы за земельный участок.
Указанная ответственность применяется со дня установления факта возведения такого объекта либо установления факта существенного нарушения градостроительных норм и действует до устранения таких нарушений".
1.3. Абзац второй пункта 6 приложения N1 изложить в следующей редакции: "В случае, если в установленные проектом организации строительства сроки объект не введен в эксплуатацию, либо отсутствует действующее разрешение на строительство, для всех категорий арендаторов земельных участков устанавливается ответственность в размере применения поправочного коэффициента 20 к сумме ежегодной арендной платы за земельный участок".
1.4. Абзацы третий и четвертый пункта 6 приложения N 1 изложить в следующей редакции: "В случае установления факта нарушения арендатором земельного участка экологической, санитарной обстановки города, условий эксплуатации находящихся на участке или проходящих через участок инженерных коммуникаций, сетей, сооружений, дорог, проездов и иных объектов, изменения существующего водотока без соответствующего разрешения, приводящие к угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, устанавливается ответственность в размере применения поправочного коэффициента 20 к сумме ежегодной арендной платы за земельный участок.
Установленная в абзацах 2 и 3 пункта 6 приложения N 1 ответственность применяется со дня установления факта возведения такого объекта, либо нарушений и действует до устранения таких нарушений".
1.5. Подпункт 8.3 пункта 8 приложения N 1 изложить в следующей редакции: "Для организаций санаторно-курортного и туристического комплекса, содержащих арендуемые земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества в состоянии, не отвечающем требованиям Правил благоустройства и санитарного содержания территории города Сочи и требованиям Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, что подтверждается привлечением к административной ответственности за нарушение требований указанных правил, устанавливается ответственность в размере применения поправочного коэффициента 20 к сумме ежегодной арендной платы за земельный участок".
Кроме того, действующее законодательство не наделяет органы местного самоуправления правом установления каких-либо видов ответственности за нарушения в области земельных правоотношений.
На заседании комиссии Краснодарского УФАС России также установлено, что ответственность в виде применения поправочных коэффициентов 10 и 20 будет применяться только к арендаторам земельных участков, что ставит их в неравное положение с другими правообладателями, собственниками земли.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В связи с изложенным, в действиях администрации МО г-к Сочи был установлен факт нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в принятии постановления главы г. Сочи от 03.11.2010 N 1693 "О внесении изменений в постановление главы города Сочи от 15.06.2007 N 791 "О порядке определения размера арендной платы за земли, не прошедшие процедуру разграничения государственной собственности за землю в городе Сочи" и установлению ответственности для арендаторов земельных участков в размере 10 и 20 к сумме арендной платы за земельный участок, которое привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. За нарушение ч.1 ст.15 ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Отменяя постановление зам. руководителя УФАС по КК Иващенко И.В. от 08 августа 2012г. " номер обезличен " в отношении Симоньянц Э.А. по ч.1 ст.14.9 КоАП РФ и прекращая производство по делу, суд первой инстанции сослался на истечение срока давности привлечения к административной ответственности зам. начальника отдела аренды земли департамента имущественных отношений администрации г.Сочи Симоньянц Э.А., а также на нарушение УФАС по КК процедуры привлечения Симоньянц Э.А. к административной ответственности.
С данным выводом суда первой инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, факт нарушения антимонопольного законодательства администрацией муниципального образования город Сочи, выразившегося в принятии постановления главы города Сочи от 03.11.2010 N 1693 "О внесении изменений в постановление главы города Сочи от 15.06.2007 N 791 "О порядке определения размера арендной платы за земли, не прошедшие процедуру разграничения государственной собственности за землю в городе Сочи" и установлении ответственности для арендаторов земельных участков в размере 10 и 20 к сумме арендной платы за земельный участок, которое привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, установлен 08.08.2011г.
Действительно, в соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Согласно ч.1 ст.4.8 КоАП РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
На основании ч.2 ст.4.8 КоАП РФ срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.
Таким образом, последним днем для вынесения УФАС России по КК обжалуемого постановления в отношении Симоньянц Э.А. по ч.1 ст.14.9 КоАП РФ являлось - 09 августа 2012 года. Следовательно, обжалуемое постановление УФАС России по КК от 08.08.2012г. " номер обезличен " вынесено в установленный действующим законодательством срок.
Кроме того, указание судьи районного суда о том, что рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении Симоньянц Э.А. происходило в ее отсутствие, что она не была надлежащим образом извещена о времени и месте составления протокола и рассмотрении дела, нельзя признать состоятельными.
Так, в материалах дела имеются копии уведомлений в адрес Симоньянц Э.А., которой была направлена телеграмма с информацией о времени и месте составления протокола, а также телеграмма с информацией о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
Согласно уведомлению, направленные адресату телеграммы не были доставлены в связи с тем, что квартира закрыта, а адресат по извещению за телеграммой не являлся, что свидетельствуют об уклонении вызываемого лица от получения уведомления и явки по вызову.
Вместе с тем, обжалуемое решение Первомайского районного суда г.Краснодара от 15.11.2012г. мотивировано, в том числе, недоказанностью вины Симоньянц Э.А.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как следует из материалов административного дела, на запрос Краснодарского УФАС России администрация города Сочи письмом от 13.04.2012 исх. " номер обезличен " сообщила, что должностным лицом, ответственным за подготовку постановления главы города Сочи от 03.11.2010г. N 1693 "О внесении изменений в постановление главы города Сочи от 15.06.2007 N 791 "О порядке определения размера арендной платы за земли, не прошедшие процедуру разграничения государственной собственности за землю в городе Сочи", является заместитель начальника отдела аренды земли департамента имущественных отношений администрации города Сочи - Симоньянц Элеоноры Александровна.
Установлено также, что, согласно приказу (распоряжению) комитета по управлению имуществом администрации города Сочи от 17.09.2007 " номер обезличен ", Симоньянц Э.А. переведена на должность зам. начальника отдела аренды земли комитета по управлению имуществом администрации города Сочи.
Приказом (распоряжением) департамента имущественных отношений администрации города Сочи от 18.01.2008 " номер обезличен " Симоньянц Э.А. переведена на должность заместителя начальника отдела аренды земли департамента имущественных отношений администрации города Сочи.
В соответствии с должностными обязанностями заместителя начальника аренды земли Департамента имущественных отношений администрации города Сочи, утвержденными приказом Департамента имущественных отношений администрации города Сочи от 02.06.2008 " номер обезличен ", заместитель начальника отдела аренды земли в пределах своих полномочий и компетенции осуществляет общее руководство отделом, в том числе, контролирует качество подготовки и правильность составления документов, представляемых на подпись, согласование и утверждение.
Таким образом, обоснован вывод УФАР России по КК о том, что Симоньянц Э.А. не были предприняты все возможные зависящие от нее меры для соблюдения требований действующего антимонопольного законодательства РФ, а именно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу об отмене Постановления УФАС по КК от 08 августа 2012г. " номер обезличен " в отношении Симоньянц Э.А. по ч.1 ст.14.9 КоАП РФ со ссылкой на истечение срока давности привлечения лица к административной ответственности и на нарушение УФАС по КК процедуры привлечения ее к административной ответственности, а также с указанием на отсутствие в действиях Симоньянц Э.А. вины.
При таких обстоятельствах, решение Первомайского районного суда г.Краснодара от 15 ноября 2012г., которым отменено Постановление УФАС по КК от 08 августа 2012г. " номер обезличен " в отношении Симоньянц Э.А., нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене, а Постановление зам. руководителя УФАС по КК Иващенко И.В. от 08 августа 2012г. " номер обезличен " о привлечении Симоньянц Э.А. к административной ответственности по ч.1 ст.14.9 КоАП РФ - оставлению без изменения.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ
Жалобу зам. руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю Иващенко И.В. - удовлетворить.
Решение Первомайского районного суда г.Краснодара Краснодарского края от 15 ноября 2012 года - отменить.
Постановление зам. руководителя УФАС по КК Иващенко И.В. от 08 августа 2012 года " номер обезличен " о привлечении Симоньянц Э.А. к административной ответственности по ч.1 ст.14.9 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 15000 рублей - оставить без изменения.
Судья
Краснодарского краевого суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.