Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.,
судей краевого суда Леганова А.В., Рыбиной А.В.,
по докладу судьи Рыбиной А.В.,
при секретаре Мотько Д.Ю.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования Кавказский район по доверенности Войку Т.В. на решение Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 26 июля 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кавказского района в интересах Труновой Александры Геннадьевны обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования (далее - МО) Кавказский район, министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края, третье лицо: министерство финансов Краснодарского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Заявленные требования мотивированы тем, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации МО Кавказский район от 07.03.2012 года N 185/5 "О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" Трунова А.Г. поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в отдельный список по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма ей не предоставлено.
Решением Кропоткинского городского суда от 26 июля 2012 года на администрацию МО Кавказский район, министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края возложена обязанность предоставить Труновой А.Г. жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения, установленного Законом КК "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в КК" в рамках краевой целевой программы "Дети Кубани" и в соответствии со списком очередности лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования Кавказский район по доверенности Войку Т.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение прокурора Руденко М.В., просившую изменить резолютивную часть решения суда, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Трунова А.Г., 28.11.1992 года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации МО Кавказский район от 07 марта 2012 года N 185 / 5 "О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" она была поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в отдельный список по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом, исходя из содержания п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", абз. 2 п.1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", во взаимосвязи следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых, в силу подпункта "ж" п. 1 ст. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.
Согласно положений абз. 8 п. 1 ст. 1 Закона Краснодарского края
от 15 декабря 2004 года N 805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в социальной сфере", органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделяются отдельными государственными полномочиями по решению вопросов предоставления жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" путем приобретения (строительства) жилья.
Таким образом, судом правомерно установлено, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам, из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей лежит на муниципальном образовании Кавказский район. Вместе с тем, реальное осуществление делегированных муниципальному образованию Кавказский район полномочий возможно только при наличии необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, предоставляемых из краевого бюджета.
В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 года N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, осуществляются за счет краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.
При таких обстоятельствах, прокурором обоснованно предъявлены требования, как к администрации муниципального образования Кавказский район, так и к министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края, которое должно нести солидарную ответственность перед лицами, в интересах которых предъявлен иск по реализации их жилищных прав, предусмотренных законом.
При таких обстоятельствах, на основании исследованных доказательств и правовых норм, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора Кавказского района в полном объеме.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им соответствующую правовую оценку.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, повторяют доводы, изложенные в заявлении, получили правильную правовую оценку, поэтому не принимаются судебной коллегией, так как направлены на переоценку доказательств.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 26 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.