Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе: председательствующего Поповой Е.И.
судьей краевого суда Шелудько В.В., Рыбиной А.В.,
по докладу судьи Рыбиной А.В.,
при секретаре Казаковой Р.А.,
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Краснодарского университета МВД России, КрУ МВД России по доверенности Пащенко Ю.В. на решение Прикубанского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 12 ноября 2012 года.
Заслушав доклад, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мурзаев З.Н., Нажмудинов М.Г., Омаров А.К., Качур А.Н. обратились в суд с иском к КрУ МВД РФ, МВД РФ о предоставлении государственных жилищных сертификатов.
Требования мотивированы следующим. В разные периоды, Мурзаев З.Н. - по 14.05.2008 г., Нажмудинов М.Г. - по 14.05. 2008 г., Омаров А.К. - по 01.06.2010 г., Качур А.Н. - по 8.05.2009г. проходили правоохранительную службу по контракту в МВД РФ.
Мурзаев З.Н. уволен из ОВД приказом начальника Махачкалинского филиала Краснодарского университета МВД РФ от 14.05.08г. " номер обезличен " л/с (по пункту "б" ч.7 ст.19 Закона РФ "О милиции" по достижении предельного возраста). Календарная выслуга лет на день увольнения составляет 15 лет, принят на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий с 19.11.04г.
Наджимудинов М.Г. уволен из ОВД МВД РФ приказом начальника Махачкалинской ССШМ МВД России от 19.06.04 г. " номер обезличен " л/с (по пункту "з" ч. 7 ст. 19 Закона РФ "О милиции" по ограниченному состоянию здоровья). Календарная выслуга лет на день увольнения составляет 1З лет, принят на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2003 году.
Омаров А.К. уволен из ОВД МВД РФ по пункту "з" ч. 7 ст. 19 Закона РФ "О милиций" - по ограниченному состоянию здоровья). Календарная выслуга лет на день увольнения составляет 21 год, принят на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условии в 2003 году.
Качур А.Н. уволен из ОВД МВД РФ приказом начальника Новороссийского филиала Краснодарского университета МВД РФ от 08.05.09 г. " номер обезличен " л/с (по пункту "з" ч. 7 ст. 19 Закона РФ "О милиции" - по ограниченному состоянию здоровья). Календарная выслуга лет на день увольнения составляет 22 года, принят на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2005г.
В связи с необеспеченностью жильем на протяжении всего времени службы в ОВД заявители принял решение участвовать в государственной федеральной целевой программе "Жилище" на 2005-2010 годы, т.е. реализовать установленное ст. 40 Конституции РФ право на жилище путем получения и реализации ГЖС. В 2011 году с членами семьи были включены в списки участников подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 ? 2015 годы. Считают, что с учетом требований изложенных в Постановлении Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 (ред. от 21 декабря 2009 года) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2005 - 2010 годы" имеют право стоять в списках на обеспечение жильем как первоочередники.
Представитель КрУ МВД РФ, МВД РФ по доверенности - Зруев М.А. возражал против заявленных требований, пояснив, что согласно выписке из списка граждан - участников программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2012 год по КрУ МВД РФ заявители действительно включены в список участников вышеназванной Программы. Вышеупомянутый список 25 января 2012 года отправлен в Департамент по материально - техническому и медицинскому обеспечению МВД России.
Обжалуемым решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 12 ноября 2012 года исковые требования удовлетворены.
Суд обязал МВД России предоставить Мурзаеву Зайнудину Нурутдиновичу с членами семьи: жена, Мурзаева Рашия Вагидовна; сын, Мурзаев Тимур Зайнудинович; сын, Мурзаев Заур Зайнудинович; дочь, Мурзаева Альбина Зайнудиновна государственный жилищный сертификат в первоочередном порядке. Обязал начальника Краснодарского университета МВД России направить в МВД РФ материалы жилищного дела Мурзаева Зайнудина Нурутдиновича для получения государственного жилищного сертификата.
Суд обязал МВД России предоставить Нажмудинову Магомедгаджи Гаджиалиевичу с членами семьи: жена, Алиева Хурейсат Тинамагомедовна; дочь, Нажмудинова Мадина Магомедгаджиевна; сын, Нажмудинов Набиюла Магомедгаджиевич, сын, Нажмудинов Гаджиали Магомедгаджиевич государственный жилищный сертификат в первоочередном порядке. Обязал начальника Краснодарского университета МВД России направить в МВД РФ материалы жилищного дела Нажмудинова Магомедгаджи Гаджиалиевича для получения государственного жилищного сертификата.
Суд обязал МВД России предоставить Омарову Ахмеду Камалудиновичу с членами семьи: жена, Омарова Хава Омаровна, дочь, Омарова Савдат Ахмедовна, дочь, Омарова Касират Ахмедовна, сын, Омаров Камалудин Ахмедович государственный жилищный сертификат в первоочередном порядке. Обязал начальника Краснодарского университета МВД России направить в МВД РФ материалы жилищного дела Омарова Ахмеда Камалудиновича для получения государственного жилищного сертификата.
Суд обязал МВД России предоставить Качур Александру Николаевичу с членами семьи: жена, Качур Людмила Викторовна, сын, Качур Иван Александрович, сын, Качур Пантелеймон Александрович, сын, Качур Тимофей Александрович государственный жилищный сертификат в первоочередном порядке. Обязал начальника Краснодарского университета МВД России направить в МВД РФ материалы жилищного дела Качур Александра Николаевича для получения государственного жилищного сертификата.
В апелляционной жалобе представитель Краснодарского университета МВД России, КрУ МВД России по доверенности Пащенко Ю.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истцов по доверенности - Курасова А.В., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Согласно ч.ч. 2,3 ст. 40 в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, ) предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а так же конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово - экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Судом установлено, что Мурзаев З.Н. с членами семьи: жена, Мурзаева Рашия Вагидовна; сын, Мурзаев Тимур Зайнудинович; сын, Мурзаев Заур Зайнудинович, дочь, Мурзаева Альбина Зайнудиновна - находятся на учете нуждающихся в получении жилья с 19.11.04г., что подтверждается протоколом заседания ЖБК Махачкалинской ССШМ МВД России " номер обезличен " от 04.06.2005г; Нажмудинов М.Г. с членами семьи: жена, Алиева Хурейсат Тинамапомедовна; дочь, Нажмудинова Мадина Мапомедгаджиевна; сын, Нажмудинов Набиюла Мапомедпаджиевич, сын, Нажмудинов Гаджиали Магомедгаджиевич - находятся на учете нуждающихся в получении жилья с 2003 года, что подтверждается выпиской из протокола заседания ЖБК Махачкалинской ССШМ МВД России " номер обезличен " от 30.09.2003г.; Омаров А.К. с членами семьи: жена, Омарова Хава Омаровна, дочь, Омарова Савдат Ахмедовна, дочь, Омарова Касират Ахмедовна, сын, Омаров Камалудин Ахмедович - находятся на учете нуждающихся в получении жилья с 2003 года, что подтверждается выпиской из протокола заседания ЖБК Махачкалинской ССШМ МВД России " номер обезличен " от 10.11.2003г.; Качур А.Н. с членами семьи: жена, Качур Людмила Викторовна, сын, Качур Иван Александрович, сын, Качур Пантелеймон Александрович, сын, Качур Тимофей Александрович - находятся на учете нуждающихся в получении жилья с 2005 года, что подтверждается выпиской из протокола заседания ЖБК НФ КА МВД России " номер обезличен " от 10.02.2005г.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы" утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы (п.1), включающая в себя Подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" и установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" (п.2).
В соответствии с п. 1 вышеуказанного Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Как следует из материалов дела, заявители были включены в списки сотрудников, изъявивших желание участвовать в федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 ? 2010 годы, и включен в списки сотрудников (перерегистрирован), изъявивших желание участвовать в федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 ? 2015 годы.
В соответствии с п. 9 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), приобретают право на получение сертификата в течение последнего года военной, службы (службы).
В соответствии с п. 27 тех же Правил для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы, состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в подразделениях, или гражданин, проживающий в закрытом военном городке или поселке, представляет рапорт (заявление) в порядке и сроки, устанавливаемые соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
Федеральные органы исполнительной власти представляют до 1 сентября года, предшествующего планируемому, государственному заказчику подпрограммы сведения о необходимом количестве сертификатов на планируемый год.
В соответствии с п. 32 Правил порядок оформления и выдачи сертификатов определяется органами исполнительной власти, осуществляющими выдачу сертификатов.
На основании списков, полученных от органа, на который возложено формирование списков на основании заявлений граждан, формирует до 1 октября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на соответствующий год, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде).
Включение граждан - участников подпрограммы в сводный список после его утверждения не допускается, (п. 24-26 Правил).
Согласно сводному списку граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2011 год, заявитель включен в число участников новой программы на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050.
В соответствии с Распоряжениями Правительства РФ от 23 ноября 2011 года N 2109-р, от 22 февраля 2012 года N 233-р были утверждены графики выпуска и распределения в 2011 - 2012 годы государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050.
Указанными графиками предусматривался выпуск в 2011 году и в 2012 году государственных жилищных сертификатов в отношении такой категории граждан, установленной федеральным законодательством как военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица с последующим уточнением количества сертификатов государственным заказчиком подпрограммы в пределах общего размера социальных выплат, предусмотренных графиком.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем, в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой, программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, является предоставление данной категории за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов установлен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Согласно п. 3 Правил выпуска и реализации ГЖС в рамках реализации Подпрограммы федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 - "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (далее - Правила) сертификаты выпускаются государственным заказчиком подпрограммы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, принимаемым Государственной думой, одобряемым Советом Федерации и подписываемым Президентом России.
Как следует из анализа содержания Подпрограммы, она имеет своей целью обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет такие обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, истцами произведены необходимые действия, а именно они обращались в установленный вышеприведенными положениями Правил срок, включен в утвержденный Список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом 2010 году (а далее 2011, 2012 г.-г.), компетентным органом принято решение о выпуске государственных жилищных сертификатов.
В соответствии с п.19 вышеуказанных Правил (Постановление Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, в ред. от 21 декабря 2009 года, действовавшей на момент возникновения правоотношений по участию заявителей в федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы устанавливает, что для участия в Подпрограмме граждане, указанные в п. 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих права на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме, к которому прилагают необходимые документы.
Право на участие в Подпрограмме имеют граждане Российской Федерации, перечисленные в п. 5 вышеуказанных Правил и в том числе указанные в абзаце третьем подпункта "а" этого пункта: сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи, с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Судом установлено, что истцы входят в данную категорию, что сторонами в судебном заседании не оспаривалось.
Указанные сотрудники (бывшие сотрудники) в соответствии с п. 7 Правил Постановление Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 имеют право на первоочередное получение субсидии (получение ГЖС).
В соответствии с п. 32 Правил, порядок оформления и выдачи сертификатов определяется органами исполнительной власти, осуществляющими выдачу сертификатов.
На основании списков, полученных от органа, на который возложено формирование списков на основании заявлений граждан, формирует до 1 октября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее сводный список), на соответствующий год, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном, виде).
Как видно из материалов дела, Мурзаев З.В. - в 2005г.; Наджимудинов М.Г., Омаров А.К. и Качур А.Н. - в 2009г. были включены в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", и подал необходимые документы, в последующем постоянно перерегистрировался до окончания программы в 2010 года.
Согласно сводному списку граждан участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2011 год, заявители включены в число участников программы на 2011-2015г.г., утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050.
Таким образом, судом правильно установлено, что право Мурзаевым З.В., Наджимудиновым М.Г., Омаровым А.К. и Качур А.Н. на получение ГЖС в рамках федеральной целевой программе "Жилище" 2002-2010 годы реализовано не было, по причине, не зависящей от воли истцов.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, и обеспечиваются правосудием.
Согласно п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом, только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других, лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что бездействие органов МВД РФ в предоставлении государственного жилищного сертификата Мурзаеву З.Н., Нажмудинову М.Г., Омарову А.К. и Качур А.Н. нарушает их права и законные интересы, поскольку действующим законодательством не предусмотрено в качестве основания для отказа в осуществлении обязательств - отсутствие достаточного финансирования.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку были предметом исследования суда первой инстанции и им дана соответствующая правовая оценка.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что фактические обстоятельства дела установлены правильно, решение суда вынесено в соответствии с требованиями закона, и оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Прикубанского районного суда г. Краснодар от 12 ноября 2012 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.