Апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 07 февраля 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.
и судей Диденко И.А., Диянова С.П.
по докладу судьи Диянова С.П.
при секретаре Якуба М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства материалы гражданского дела по иску Осипян Гаяне Грачиковны к администрации муниципального образования город Краснодар о признании постановления недействительным и восстановлении нарушенных прав с апелляционной жалобой представителя администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности - Дерюжева В.А. на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 11 декабря 2012 года.
Заслушав доклад судьи Диянова С.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Осипян Г.Г. обратилась в суд с вышеуказанным иском, в котором просила признать незаконным постановление администрации муниципального образования город Краснодар "Об отказе Осипян Г.Г. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" " номер обезличен " от 09 ноября 2012 года, восстановить нарушенное право на постановку на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по льготному списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и возложить на администрации муниципального образования город Краснодар обязанность поставить ее на соответствующий учет граждан.
В обоснование заявленных требований указала, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время проживает на территории муниципального образования город Краснодар. Собственного жилья на территории муниципального образования за ней не зарегистрировано. Также указала, что она пропустила, предусмотренный, соответствующим законодательством Российской Федерации, срок на обращение граждан для постановки на соответствующий учет по уважительным причинам. Осипян Г.Г. полагает, что обжалуемым постановлением были нарушены ее права и законные интересы.
Обжалуемым решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 11 декабря 2012 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Суд постановил: признать недействительным постановление администрации муниципального образования г. Краснодар "Об отказе Осипян Г.Г. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" " номер обезличен " от 09 ноября 2012 года; восстановить нарушенное право Осипян Г.Г. на постановку на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по льготному списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать администрацию муниципального образования город Краснодар поставить Осипян Г.Г. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по льготному списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности - Дерюжев В.А. просит отменить, состоявшееся по настоящему гражданскому делу, решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на незаконность и необоснованность обжалуемого судебного акта, а также на допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права.
В представленных письменных возражениях относительно апелляционной жалобы, Осипян Г.Г. полагает обжалуемое решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности - Супрун В.С. поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Полагал решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 11 декабря 2012 года незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. Просил данное решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, а апелляционную жалобу - удовлетворить.
Осипян Г.Г. и ее представитель по ордеру - адвокат Шахкелдов Ф.Г. относительно доводов апелляционной жалобы возражали. Полагали обжалуемое решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в Краснодарский краевой суд для непосредственного участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались своевременно и надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, проверив материалы настоящего гражданского дела в пределах этих доводов, заслушав пояснения представителя администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности - Супрун В.С., а также Осипян Г.Г. и ее представителя по ордеру - Шахкелдова Ф.Г., судебная коллегия находит решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 11 декабря 2012 года не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Судом при рассмотрении и разрешении вышеуказанного вопроса не было допущено нарушение и неправильное применение норм процессуального права, которые бы повлияли на его исход.
Так, удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции, прежде всего, исходил из того, что пропуск двухлетнего срока, сам по себе, не может служить основанием для лишения гражданина из числа лиц категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей гарантированного государством и не реализованного права на внеочередное предоставление жилья, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить такое жилое помещение.
С такими выводами суда следует согласиться, поскольку они основаны на анализе действующего законодательства и соответствуют материалам настоящего гражданского дела.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов настоящего гражданского дела, Осипян Г.Г. родилась " дата обезличена " года в " адрес обезличен ", что подтверждается свидетельством о рождении " номер обезличен ". В указанном свидетельстве о рождении в графах мать и отец указаны - " Ф.И.О. "2 и " Ф.И.О. "3, соответственно.
Решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 24 июня 2002 года родители Осипян Г.Г. признаны безвестно отсутствующими. Указанное решение суда никем не обжаловано и вступило в законную силу.
Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 18 сентября 2012 года установлен юридический факт проживания Осипян Г.Г. в Краснодаре с 1991 года. Указанным решением суда также установлен юридический факт обладания Осипян Г.Г. статусом ребенка (лица), оставшегося без попечения обоих родителей, с 1994 года.
Из материалов настоящего дела следует, что Осипян Г.Г. зарегистрирована по месту жительства в жилом доме общей площадью " данные изъяты " кв.м, в том числе жилой - " данные изъяты " кв.м, расположенном по адресу: " адрес обезличен ".
Собственником указанного жилого помещения является " Ф.И.О. "11
Осипян Г.Г. не является нанимателем и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Согласно данным, предоставленным Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ГУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ", Осипян Г.Г. собственником недвижимого имущества на территории г. Краснодара не является.
Как следует из содержания обжалуемого постановления администрации муниципального образования город Краснодар " номер обезличен " от 09 ноября 2012 года, основанием для отказа Осипян Г.Г. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях послужило то обстоятельство, что последней был пропущен, предусмотренный соответствующим законодательством Российской Федерации, двух летний срок на обращение с соответствующим заявлением для постановки на учет после окончания пребывания в учреждении профессионального образования.
С выводами администрации муниципального образования город Краснодар нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органыместного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N159-ФЗ от 21 декабря 1996 года.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N159-ФЗ от 21 декабря 1996 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, должны обеспечиваться органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Кроме того, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, определено право внеочередного получения указанными категориями граждан жилых помещений по договорам социального найма.
В целях обеспечения дополнительных гарантий прав граждан отдельных категорий, определенных вышеуказанным Федеральным законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N159-ФЗ от 21 декабря 1996 года, Законодательным Собранием Краснодарского края был принят Закон Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае" N 1748-КЗ от 03 июня 2009 года.
Статьей 1 Закона Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае" N 1748-КЗ от 03 июня 2009 года, определены категории лиц, которым предоставляются дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение: 1) дети-сироты; 2) дети, оставшиеся без попечения родителей; 3) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 4) лица, имевшие статус лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 2 Закона Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае" N 1748-КЗ от 03 июня 2009 года, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение вышеуказанным категориям обеспечиваются путем: 1) выявления закрепленных за данными лицами имущества и жилых помещений, управления такими имуществом и жилыми помещениями и выполнения функций по обеспечению сохранности данных имущества и жилых помещений; 2) предоставления жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 7 Закона Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае" N 1748-КЗ от 03 июня 2009 года, принятие на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по достижении ими 18 лет, лиц из числа детей-сирот - до достижения ими 23 лет, лиц, имевших статус лиц из числа детей-сирот - не позднее 2-х лет после окончания пребывания в учреждении социального обслуживания населения, учреждениях любых видов профессионального образования, после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в области опеки, попечительства и семейной политики осуществляет в порядке, определенном уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в области жилищно-коммунального хозяйства, ведение общекраевого списка граждан, указанных в ч. 2 ст. 5 Закона Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае" N 1748-КЗ от 03 июня 2009 года, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также мероприятия по предоставлению указанным гражданам жилых помещений, рассматривает обращения таких граждан по вопросам предоставления жилых помещений и выполняет иные функции, определяемые нормативными правовыми актами Краснодарского края.
Судом достоверно установлено, что Осипян Г.Г. до настоящего времени в установленном законодательством Российской Федерации порядке на жилищный учет не принята и жильем по установленным нормам не обеспечена.
Кроме того, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка тому обстоятельству, что Осипян Г.Г. было разъяснено ее право самостоятельно и в предусмотренные сроки обратиться в администрацию муниципального образования город Краснодар для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по льготной категории из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеется.
Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу о возможности восстановления пропущенного срока, так как было достоверно установлено, что Осипян Г.Г. не имела возможности своевременно реализовать свое право по причине того, что соответствующее государственное учреждение (управление образования), не приняло мер для постановки последней на соответствующий учет.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции имел достаточные основания для вынесения обжалуемого судебного акта.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, и применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению.
Выводы суда - мотивированы и подтверждены, имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверены судом апелляционной инстанции при разбирательстве настоящего гражданского дела и по мотивам, изложенным в апелляционном определении, отвергаются, как необоснованные.
Таким образом, оснований не согласиться с правовой оценкой суда первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия не усматривает, поскольку существенного нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению вышеуказанного вопроса, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 11 декабря 2012 года следует признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 11 декабря 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности - Дерюжева В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.