Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Назарова В.В.
судей Пономарева Л.Е., Калашникова В.Т.
по докладу судьи Калашникова В.Т.
с участием прокурора Назаровой С.В.
при секретаре с/з Мешвез М.А.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Е. на решение Ейского городского суда от 15 октября 2012 года.
Заслушав доклад судьи Калашникова В.Т., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Е. обратился в суд с иском к Министерству Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю о взыскании морального вреда в связи с прекращением уголовного преследования в порядке реабилитации, ссылаясь на то, что 13 июля 2012 года возбужденное в отношении него уголовное дело по п. "б" ч. 2 ст. 171 и ч. 2 ст. 174.1 УК РФ было прекращено по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ за отсутствием в его действиях состава преступления, с признанием за ним права на реабилитацию. В отношении него в качестве меры пресечения избирались в виде: подписки о невыезде с 25 марта 2009 года по 22 сентября 2009 года, с 23 сентября 2009 года по 23 декабря 2009 года - содержание под стражей, с 24 декабря 2009 года денежный залог в размере " данные изъяты " рублей. В течение 44 месяцев он испытывал физические и нравственные страдания, была подорвана его деловая репутация, опорочены честь и достоинство.
Прокурор в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований истца.
Решением Ейского городского суда от 15 октября 2012 года исковые требования Е. удовлетворены частично: с Министерства Финансов РФ за счет средств казны РФ в пользу Е. взыскана компенсация морального вреда в сумме " данные изъяты " рублей; прокурор Краснодарской транспортной прокуратуры обязан принести извинение за причиненный вред незаконным уголовным преследованием Е.; прокурор Краснодарской транспортной прокуратуры обязан направить постановление от 13.07.2012 года по делу 1-207/12 о прекращении уголовного дела в адрес Ейской центральной больницы, администрации Широчанского сельского поселения Ейского района, МРИ ФНС N 2, Ейский филиал банка "Кубань- кредит".
В апелляционной жалобе Е. просит изменить решение суда в части размера компенсации морального вреда, увеличив компенсацию до разумного и справедливого размера.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Министерства Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю, заключение прокурора Назаровой С.В., полагавшей, что решение суда является незаконным, судебная коллегия считает решение суда подлежащим изменению в части размера компенсации морального вреда.
Имеющимися в деле доказательствами подтверждено, что 21.01.2009 года в отношении Е. возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления по п. "б" ч. 2 ст. 171, ч. 2 ст. 174.1 УК РФ. Данное уголовное дело было соединено с ранее возбужденным уголовным делом. В отношении истца избрана 25.03.2009 года мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении. Постановлением Октябрьского районного суда г. Краснодара от 23.09.2009 г. в отношении заявителя мера пресечения с подписки о невыезде была заменена на более строгую в виде содержания под стражей. Вышеуказанная мера пресечения была продлена до 13.11.2009 г. Постановлением Ейского городского суда от 23.12.2009 г. в отношении заявителя мера пресечения в виде содержания под стражей изменена на залог в сумме " данные изъяты " рублей. Таким образом, истец содержался под стражей три месяца и освобожден под залог.
В ходе расследования уголовного дела, как на рабочем месте истца, так и по месту жительства совершались обыски и изъятие документов. В отношении истца направлялись различные запросы и требования органом расследования, которые содержат в себе информацию о возбужденном уголовном деле.
Постановлением Ейского городского суда от 13.07.2012 года уголовное дело в отношении истца прекращено, за отсутствием состава преступления и за истцом признано право на реабилитацию.
Таким образом, материалами данного дела подтверждается длительность уголовного преследования, осуществляемого в отношении Е., избрание в отношении него мер пресечения в виде денежного залога, подписки о невыезде и нахождения под стражей, осуществление в ходе расследования по уголовному делу на рабочем месте и по месту жительства истца следственных действий (обыски, изъятие документов), направление в различные ведомства и госучреждения информации об уголовном преследовании Е.
Согласно ст. 133 УПК РФ предусмотрено право на реабилитацию, которое включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.
В силу ст. 136 УПК РФ прокурор от имени государства приносит официальное извинение реабилитированному за причиненный ему вред. Иски о компенсации за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства.
По требованию реабилитированного, а в случае его смерти - его близких родственников или родственников суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны в срок не позднее 14 суток направить письменные сообщения о принятых решениях, оправдывающих гражданина, по месту его работы, учебы или месту жительства.
Согласно разъяснению пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2011 г. N 17 "О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве", в соответствии с которым вред, причиненный гражданину в результате незаконного или необоснованного уголовного преследования, например, незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного задержания, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу и иных мер процессуального принуждения, незаконного применения принудительных мер медицинского характера, возмещается государством в полном объеме (в том числе с учетом требований статьи 15 ГК РФ) независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда за счет казны Российской Федерации.
Возмещение морального вреда, согласно статье 136 УПК РФ, помимо компенсации морального вреда в денежном выражении, предусматривает принесение прокурором реабилитированному официального извинения от имени государства за причиненный ему вред; помещение в средствах массовой информации сообщения о реабилитации, если сведения о применении мер уголовного преследования в отношении реабилитированного были распространены в средствах массовой информации; направление письменных сообщений о принятых решениях, оправдывающих гражданина, по месту его работы, учебы или по месту жительства.
Если вопрос о принесении извинения прокурором поставлен реабилитированным перед судом, суд возлагает исполнение такой обязанности на прокурора соответствующего уровня, о чем указывает в постановлении.
При определении размера денежной компенсации морального вреда реабилитированному судам необходимо учитывать степень и характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе продолжительность судопроизводства, длительность и условия содержания под стражей, вид исправительного учреждения, в котором лицо отбывало наказание, и другие обстоятельства, имеющие значение при определении размера компенсации морального вреда, а также требования разумности и справедливости. Мотивы принятого решения о компенсации морального вреда должны быть указаны в решении суда.
Суд, удовлетворяя частично исковые требования истца в части компенсации морального вреда, не принял во внимание характер физических и нравственных страданий истца, срок проведения предварительного следствия в течение четырех лет, избрание мер пресечения, в том числе и заключение под стражу в течение трёх месяцев.
Незаконное уголовное преследование истца, привело к ухудшению его состояния здоровья, вследствие чего он неоднократно обращался за медицинской помощью.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает правильным увеличить размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию Е., с " данные изъяты " рублей до " данные изъяты " рублей. В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ейского городского суда от 15 октября 2012 года - изменить.
Увеличить размер компенсации морального вреда, взысканного судом с Министерства Финансов РФ за счет средств казны РФ в пользу Е. с " данные изъяты " до " данные изъяты ".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.