Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.
и судей Ефименко Е.В., Леганова А.В.
по докладу судьи Ефименко Е.В.
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования г.Краснодар по доверенности Садовской О.Б. на решение Советского районного суда г.Краснодара от 5 декабря 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА
Ситникова И.В. обратилась в суд с заявлением к филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Краснодарскому краю об обязании осуществить кадастровый учет земельного участка, образуемого в счет доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером " номер обезличен ", согласно проекту межевания от 02 мая 2012 года и межевому плану от 03 мая 2012 года и о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в части местоположения границ обособленных земельных участков, входящих в состав единого землепользования.
Заявленные требования Ситникова И.В. обоснована тем, что на основании постановления администрации г.Краснодара от 12 июля 1994 года ей принадлежит на праве общей долевой собственности " данные изъяты " земельного участка, с кадастровым номером " номер обезличен " (предыдущий кадастровый номер " номер обезличен "), для сельскохозяйственного использования, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 23-АБ N 194460 от 04 сентября 2003 года и выпиской из ЕГРП N 01/691/2011-799 от 10 августа 2011 года. Она решила выделить земельный участок в счет доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером " номер обезличен " (предыдущий кадастровый номер " номер обезличен "), адрес (местоположение): " адрес обезличен ", из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного использования. На ее обращение кадастровый инженер (Балахнина О.В.) подготовила проект межевания и далее межевого плана по образованию земельного участка, путем выдела в счет доли в праве общей долевой собственности на земельный участок. 02 мая 2012 года проект межевания был согласован, ввиду отсутствия возражений и утвержден представителем собственника земельной доли. После утверждения проекта межевания кадастровый инженер Балахнина О.В. подготовила межевой план по образованию земельного участка в счет доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с/х назначения. 03 мая 2012 года межевой план и проект межевания были представлены в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, где было принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, поскольку заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо по содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре - граница формируемого земельного участка ЗУ1 выходит за границы исходных обособленных земельных участков с кадастровыми номерами " номер обезличен " и " номер обезличен ", входящих в состав единого землепользования " номер обезличен ", из которого производится выдел земельного участка в счет доли в праве общей долевой собственности". Однако, границы образуемого участка согласованы со смежными землепользователями - ЗАО "Плодовод" и ОАО "Международный аэропорт Краснодар". На ее обращение к кадастровому инженеру Балахниной О.В. с просьбой сформировать участок исключительно в границах обособленного земельного участка, был получен мотивированный отказ, согласно которому формирование земельного участка исключительно в границах обособленных участков приведет к образованию чересполосных земельных участков, использование которых невозможно в силу ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, кроме того, это повлечет за собой уменьшение земель, пригодных для выдела иными участниками долевой собственности. Считает, что в результате отказа в осуществлении кадастрового учета она лишена возможности осуществлять право выделить земельный участок в счет доли в праве общей долевой собственности, чтобы иметь возможность в будущем распорядиться ею по собственному усмотрению.
Обжалуемым решением Советского районного суда г.Краснодара от 05 декабря 2012 года филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Краснодарскому краю обязан осуществить кадастровый учет земельного участка, образуемого в счет доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером " номер обезличен ", согласно проекту межевания от 02 мая 2012 года и межевому плану от 03 мая 2012 года. Внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости в части местоположения границ обособленных земельных участков с кадастровыми номерами " номер обезличен " и " номер обезличен ", входящих в состав единого землепользования " номер обезличен "
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования г.Краснодар по доверенности Садовская О.Б. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку судом при рассмотрении дела не приняты во внимание обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя Ситниковой И.В. по доверенности Лятошинского П.Н., судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований, заявленных Ситниковой И.В., по следующим основаниям.
Порядок выдела земельных участков в счет земельных долей регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24 июля 2002 N 101-ФЗ.
В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 13 указанного Закона местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется участником долевой собственности в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности при утверждении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенного для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона. Образование земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, осуществляется на основании решения общего собрания участников долевой собственности.
С учетом приведенных положений участник долевой собственности, имеющий намерение осуществить выдел земельного участка, обязан провести общее собрание участников долевой собственности по вопросу определения и утверждения местоположения части земельного участка предназначающегося для выделения.
Согласно Постановления Конституционного Суда РФ от 30 января 2009 N 1-П "По делу о проверке конституционности положений п. 2, п. 3 и п. 4 ст. 13 и абз. 2 п. 1.1 ст. 14 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", взаимосвязанные положения п. 2, п. 3 и п. 4 ст. 13 и абз. 2 п. 1.1. ст. 14 указанного Федерального закона, которыми устанавливается порядок выделения отдельным сособственникам земельных участков в счет их долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в их конституционно-правовом смысле признаны не противоречащими Конституции РФ.
Пунктом 4.1 указанного Постановления Конституционного Суда РФ предусмотрено, что право участника долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на выделение земельного участка в счет своей земельной доли не носит абсолютного характера, поскольку его реализация обусловлена определенными законодателем требованиями сохранения целевого назначения таких земельных участков и наличием у сособственников общих интересов, выражаемых большинством.
С целью предотвращения выделения конкретных земельных участков, в результате которого может неоправданно снизиться стоимость земельного участка, остающегося в общей собственности, или быть затруднено его использование по целевому назначению, федеральный законодатель предоставил общему собранию сособственников право утверждать границы (местоположение) части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей, а участнику долевой собственности, пожелавшему выделить свою земельную долю в натуре, - возможность определить в этих границах местоположение выделяемого земельного участка.
Согласно п.4.2. вышеуказанного Постановления Конституционного Суда РФ для случая, когда общее собрание участников долевой собственности не утвердило местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей, закон, защищая частный интерес сособственника, изъявившего желание выделиться, предоставляет ему возможность определить местоположение выделяемого в счет земельной доли земельного участка через публикацию в средствах массовой информации сообщения, которое должно содержать описание местоположения выделяемого земельного участка и указание на необходимость направления в письменной форме возражений других сособственников относительно этого местоположения. Соответственно, такая возможность, в силу правовой логики реализации конституционного принципа пропорциональности, не может не признаваться и для случая, когда общее собрание вообще не проводилось, при условии, что заинтересованным сособственником были предприняты все необходимые действия по созыву общего собрания, подтвержденные документально.
Пунктом 4 ст. 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" определено, что если решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.
В силу п. 9 ст. 13.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли или земельных долей, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.
Извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ (п. 10). Указанное извещение должно содержать сведения о кадастровом номере и адресе исходного земельного участка. Извещение также должно содержать описание местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка, которое позволяет определить его местоположение на местности, а также указание на необходимость направления в письменной форме возражений остальных участников долевой собственности относительно местоположения этого земельного участка требующему выделения земельного участка в счет его земельной доли участнику долевой собственности или указанному в извещении представителю участника долевой собственности.
Границы формируемого (выделяемого) земельного участка должны укладываться исключительно в границы обособленных земельных участков, входящих в состав единого землепользования, из которых производится выдел земельного участка в счет принадлежащих долей.
Из материалов дела следует, что согласно представленного вместе с заявлением проекта межевания, утвержденного собственником земельной доли, выделяемый земельный участок образуется из обособленных земельных участков с кадастровыми номерами " номер обезличен " и " номер обезличен ", входящих в состав единого землепользования " номер обезличен ". Однако, при нанесении границ формируемого земельного участка ЗУ1 на кадастровую карту, согласно координатам характерных точек границы, содержащихся в реквизите 4 раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" представленного межевого плана, граница образуемого земельного участка ЗУ1 выходит за границы исходных обособленных земельных участков с кадастровыми номерами " номер обезличен " и " номер обезличен ", входящих в состав единого землепользования " номер обезличен ", из которого производится выдел земельного участка в счет доли в праве общей долевой собственности.
Вместе с тем, суд первой инстанции не дал должной оценки доказательствам и пояснениям ФБУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю, о том что испрашиваемый земельный участок входит в границы муниципального образования г.Краснодар.
В соответствии со ст. 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Необходимо отметить, что в обоснование своих исковых требований Ситникова И.В. ссылается на нарушение ст. 27 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Вместе с тем, судом первой инстанции при рассмотрении дела не были учтены положения главы 25 ГПК РФ. Суду надлежало разъяснить истцу о неверно выбранном способе защите права.
Согласно требованиям ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах компетенции.
В соответствии со ст.ст. 6 и 35 Закона Краснодарского края от 05 ноября 2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" до разграничения государственной собственности на землю орган местного самоуправления управляет и распоряжается земельными участками, находящимися на территории муниципального образования.
Пунктом 1 ст. 48 Устава муниципального образования г.Краснодар определено, что администрация муниципального образования г.Краснодар осуществляет полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью муниципального образования г.Краснодар.
Из вышеизложенного следует, что распоряжение земельными участками, до разграничения государственной собственности на землю, осуществляется органами местного самоуправления, а именно администрацией муниципального образования г.Краснодар.
Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Разделение властей относится к числу общих принципов демократического правового федеративного государства.
Принцип разделения властей предполагает не только распределение властных полномочий между органами различных ветвей государственной власти, но и взаимное уравновешивание ветвей власти, невозможность, ни для одной из них решать вопросы, отнесенные законодательно к компетенции другой.
Вместе с тем, суд первой инстанции при принятии решения взял на себя полномочия, которые принадлежат другому органу в силу приведенной нормы закона.
Указанные обстоятельства и требования действующего законодательства оставлены судом первой инстанции без внимания и должной правовой оценки.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований, заявленных Ситниковой И.В. к филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Краснодарскому краю об обязании осуществить кадастровый учет земельного участка, образуемого в счет доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером " номер обезличен " согласно проекту межевания от 02 мая 2012 года и межевому плану от 03 мая 2012 года и внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в части местоположения границ обособленных земельных участков, входящих в состав единого землепользования - отказать.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
Апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования г.Краснодар по доверенности Садовской О.Б. - удовлетворить.
Решение Советского районного суда г.Краснодара от 5 декабря 2012 года - отменить.
В удовлетворении требований, заявленных Ситниковой Ириной Владимировной к филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Краснодарскому краю об обязании осуществить кадастровый учет земельного участка, образуемого в счет доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером " номер обезличен ", согласно проекту межевания от 02 мая 2012 года и межевому плану от 03 мая 2012 года и внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в части местоположения границ обособленных земельных участков, входящих в состав единого землепользования - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.