Апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 29 января 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.
и судей Дунюшкиной Н.В., Диянова С.П.
по докладу судьи Диянова С.П.
при секретаре Якуба М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства материалы гражданского дела по иску Паталах Юрия Викторовича к ГУ МВД России по Краснодарскому краю о признании незаконным решения об установлении размера оклада месячного содержания, взыскании суммы и компенсации морального вреда с апелляционной жалобой представителя ГУ МВД России по Краснодарскому краю по доверенности - Суворова Олега Юрьевича на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 26 ноября 2012 года.
Заслушав доклад судьи Диянова С.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Паталах Ю.В. обратился в суд с вышеуказанным иском к ГУ МВД России по Краснодарскому краю о признании незаконным решения об установлении размера оклада месячного содержания, взыскании суммы и компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указал, что в нарушение требований законодательства Российской Федерации, регулирующего данный вид правоотношений, ГУ МВД России по Краснодарскому краю было принято неправомерное решение об установлении размера месячного оклада денежного содержания, не соответствующего размерам, установленным для сотрудников, проходящим службу в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел. Приказом ГУ МВД России по Краснодарскому краю " номер обезличен " от 01 января 2012 года он был зачислен в распоряжение этого органа внутренних дел в связи с организационно-штатными мероприятиями, а именно: вследствие сокращения ранее занимаемой им должности заместителя начальника оперативно-сыскного отдела оперативно-розыскной части " номер обезличен " (уголовного розыска) ГУ МВД России по Краснодарскому краю. Приказом ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 27 июня 2012 года он был уволен из органов внутренних дел по основаниям, предусмотренным п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона Российской Федерации "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 342-ФЗ от 30 ноября 2011 года, в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой последним. Этим же приказом было определено выплатить ему единовременное выходное пособие в размере семи окладов по должности и специальному званию. При получении выходного пособия у него возникло сомнение в законности принятого ГУ МВД России по Краснодарскому краю решения.
В связи с этим Паталах Ю.В. просит признать незаконными и подлежащими отмене решения ГУ МВД России по Краснодарскому краю об установлении ему размеров должностного оклада и оклада по специальному званию с 01 января 2012 года, восстановить нарушенные права путем возложения на ГУ МВД России по Краснодарскому краю обязанности по установлению ему с 01 января 2012 год размеров должностного оклада, и оклада по специальному званию на весь период нахождения в распоряжении ГУ МВД России по Краснодарскому краю в размерах, предусмотренных действующими с этого времени правовыми нормами, взыскать с ГУ МВД России по Краснодарскому краю денежную компенсацию с учетом ранее выплаченных сумм в размере " данные изъяты " рубля " данные изъяты " копеек согласно представленному расчету, и компенсацию морального вреда в размере " данные изъяты " рубля " данные изъяты " копеек.
Обжалуемым решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 26 ноября 2012 года заявленные требования удовлетворены частично.
Суд постановил: признать незаконными действия ГУ МВД России по Краснодарскому краю, выразившиеся в установлении с 01 января 2012 года Паталах Ю.В. размеров должностного оклада и оклада по специальному званию; взыскать с ГУ МВД России по Краснодарскому краю в пользу Паталах Ю.В. недополученную сумму в размере " данные изъяты " рубля " данные изъяты " копеек, компенсацию морального вреда в размере " данные изъяты " рублей, а всего - " данные изъяты " рубль " данные изъяты " копейки.
В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель ГУ МВД России по Краснодарскому краю по доверенности - Суворов О.Ю. просит отменить, состоявшееся по настоящему гражданскому делу, решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на незаконность и необоснованность обжалуемого судебного акта, а также на допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права.
В представленных письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Паталах Ю.В. по доверенности - Помещик С.В. полагает обжалуемое решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене по доводам жалобы.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Паталах Ю.В. по доверенности Помещик С.В. также возражал относительно доводов апелляционной жалобы и просил оставить решение Первомайского районного суда г. Кранодара от 26 ноября 2012 года без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, проверив материалы настоящего гражданского дела в пределах этих доводов, заслушав пояснения представителя Паталах Ю.В. по доверенности - Помещик С.В., судебная коллегия находит решение Первомайского районного суда г. Кранодара от 26 ноября 2012 года не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции при рассмотрении и разрешении настоящего дела не было допущено нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на его исход.
Так, удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, прежде всего, исходил из того, что сотрудник, зачисленный в распоряжение органа внутренних дел, имеет право на социальные гарантии, установленные законом Российской Федерации для сотрудников внутренних дел, иными нормативно-правовыми актами, в том числе и на получение денежного довольствия в таком же размере, как и сотрудники, замещающие должности в органах внутренних дел.
С такими выводами суда следует согласиться, поскольку они основаны на анализе действующего законодательства и соответствуют материалам настоящего гражданского дела.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов настоящего гражданского дела, приказом ГУ МВД России по Краснодарскому краю " номер обезличен " от 09 августа 2011 года, майор милиции Паталах Ю.В., находящийся в распоряжении ГУ МВД России по Краснодарскому краю, бывший оперуполномоченный отдела раскрытия преступлений против личности оперативно-розыскной части по линии уголовного розыска " номер обезличен ", назначен на должность заместителя начальника оперативно-сыскного отдела оперативно-розыскной части " номер обезличен " (уголовного розыска) ГУ МВД России по Краснодарскому краю, с тарифным разрядом 47, что соответствует должностному окладу в размере " данные изъяты " рублей, с сохранением ежемесячного денежного вознаграждения за присвоенное квалификационное звание, надбавки за работу с лицами, оказывающими содействие на конфиденциальной основе, дополнительной ежемесячной стимулирующей выплаты и других, ранее установленных надбавок, без сохранения надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (л.д.17).
Приказом начальника ГУ МВД России по Краснодарскому краю " номер обезличен " от 30 сентября 2011 года майору милиции Паталах Ю.В. с 18 июля 2011 года присвоено специальное звание - подполковник полиции (л.д.18).
Приказом ГУ МВД России по Краснодарскому краю " номер обезличен " от 01 января 2012 года в соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 36 Федерального закона Российской Федерации "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации" N 342-ФЗ от 30 ноября 2011 года и приказом ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 20 декабря 2011 года N 1270 "Об организационно-штатных вопросах" подполковник полиции Паталах Ю.В., заместитель начальника отдела, зачислен в распоряжение ГУ МВД России по Краснодарскому краю с 01 января 2012 года в личный состав подразделений внутренних дел с сохранением оклада денежного содержания и процентной надбавки за выслугу лет в прежнем размере сроком на два месяца (л.д. 19-20).
Приказом начальника ГУ МВД России по Краснодарскому краю " номер обезличен " от 27 июня 2012 года, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 342-Ф3 от 30 ноября 2011 года, подполковник полиции Паталах Ю.В. уволен по основаниям, предусмотренным п. 11 ч. 2 ст. 82 указанного закона (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником). Выслуга лет на день увольнения составляет в календарном исчислении и для выплаты единовременного пособия - 21 год 06 месяцев 06 дней (л.д. 21).
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона Российской Федерации "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 342-Ф3 от 30 ноября 2011 года, вступившего в законную силу с 01 января 2012 года, сотрудник органов внутренних дел может проходить службу в органах внутренних дел в случае его зачисления в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо в случае прикомандирования, предусмотренного ст. 32 настоящего закона. При этом сотрудник не замещает должность в органах внутренних дел.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона Российской Федерации "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 342-Ф3 от 30 ноября 2011 года, сотрудник органов внутренних дел имеет право на денежное довольствие, являющееся основным средством его материального обеспечения и стимулирования выполнения им служебных обязанностей.
Для решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в органах внутренних дел или об ее прекращении Президент Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель могут освободить сотрудника от замещаемой должности в органах внутренних дел. Сотрудник, освобожденный от замещаемой должности, может быть зачислен в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения. При этом сохраняются установленные Федеральным законом Российской Федерации "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 342-Ф3 от 30 ноября 2011 года правовое положение (статус), гарантии социальной защиты сотрудника и правоотношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, за исключением выполнения сотрудником обязанностей и наделения его правами, которые установлены должностным регламентом (должностной инструкцией), что предусмотрено ч. 9 ст. 36 указанного выше закона.
В соответствии с ч. 16 ст. 36 Федерального закона Российской Федерации "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 342-Ф3 от 30 ноября 2011 года, денежное довольствие сотруднику органов внутренних дел в период нахождения в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения выплачивается в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона Российской Федерации "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 247-ФЗ от 19 июля 2011 года, денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Размеры окладов по типовым должностям сотрудников и окладов по специальным званиям устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники. Размеры окладов по другим (нетиповым) должностям сотрудников устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, применительно к размерам окладов по типовым должностям.
С 01 января 2012 года сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации оклады месячного денежного содержания устанавливаются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органа внутренних дел Российской Федерации" N 878 от 03 ноября 2011 года, изданным во исполнение Федерального закона Российской Федерации "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 247-ФЗ от 19 июля 2011 года.
Как установлено судом первой инстанции, размер месячного оклада Паталах Ю.В. по специальному званию в размере " данные изъяты " рублей, установлен приказом МВД России " номер обезличен " от 20 мая 2011 года для сотрудников органов внутренних дел, имевших специальное звание - полковник милиции.
Судом также установлено, что согласно справке ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 06 сентября 2012 года, за период с января по май 2012 года размеры должностного оклада и оклада по специальному званию Паталах Ю.В. не изменились по сравнению с декабрем 2011 года и составили: оклад по должности в размере 4 880 рублей (в соответствии с приказом МВД России N 394 от 20 мая 2011 года); оклад по специальному званию - 3 034 рубля (в соответствии с приказом МВД России N 394 от 20 мая 2011 года); надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания - 4 352 рубля 70 копеек, в соответствии с п. 22 приказа МВД России N 960 от 14 декабря 2009 года (л.д.31-32).
При этом из материалов дела следует, что начальником ГУ МВД России по Краснодарскому краю с 18 июля 2011 года Паталах Ю.В. присвоено специальное звание - подполковник полиции.
Согласно приложению " номер обезличен " Постановления Правительства Российской Федерации " номер обезличен " от 11 ноября 2011 года, для сотрудников органов внутренних дел, которым присвоено специальное звание - подполковник полиции, установлен оклад в размере 12 000 рублей.
В соответствии с Приказом МВД России " номер обезличен " от 20 мая 2011 года, оклад по должности заместителя начальника оперативно-сыскного отдела ОРЧ " номер обезличен " (уголовного розыска) соответствовал сумме 4 880 рублей.
Вместе с тем, в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации " номер обезличен " от 03 ноября 2011 года для сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел с 01 января 2012 года предусмотрены иные размеры должностных окладов.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерациии внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 247-ФЗ от 19 июля 2011 года, в Федеральный закон Российской Федерации "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплат этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" N 78-ФЗ от 30 июня 2002 года, внесены изменения, согласно которым преамбула после слов "органов внутренних дел Российской Федерации" дополнена словами "прикомандированных к федеральному органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере миграции и осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, сотрудников".
Таким образом, действие данного закона на сотрудников, проходящих службу непосредственно в органах внутренних дел, с 01 января 2012 года не распространяется.
Кроме того, в соответствии с Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" N 1192 от 01 декабря 2011 года, установлены тарифные разряды по должностям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации согласно приложениям NN 1-23; месячные оклады сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в соответствии с присвоенным специальным званием согласно приложению N 24; утверждена таблица соответствия размеров должностных окладов сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации тарифным разрядам (приложение N 25); признаны утратившими силу нормативные правовые акты МВД России и отдельные предписания нормативных правовых актов МВД России согласно Перечню (приложение N 27).
В соответствии с п. 29 Приложения N 27 Приказа Министра внутренних дел Российской Федерации "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" N 1192 от 01 декабря 2011 года, приказ N 394 от 20 мая 2011 года был отменен.
Из содержания письма ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 06 июня 2012 года в адрес Паталах Ю.В. следует, что финансовое подразделение руководствовалось постановлением Правительства Российской Федерации N 878 от 03 ноября 2011 года.
Однако в Приложении N 1 к указанному выше постановлению, устанавливающему размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по типовым должностям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, с 01 января 2012 года оклад по занимаемой истцом штатной должности на день увольнения составлял 20 000 рублей.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации N 878, оклады месячного содержания, установленные в соответствии с данным Постановлением, применяются в целях назначения и пересмотра размеров пенсии гражданам, уволенным или увольняемым со службы из федеральных органов исполнительной власти, указанных в п. 3 настоящего Постановления.
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 342-ФЗ от 30 ноября 2011 года, в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в ч. 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации, каждый работник имеет право на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности.
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации); зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132 Трудового кодекса Российской Федерации); основные государственные гарантии по оплате труда работника (ст. 130 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации, в сфере труда запрещена трудовая дискриминация. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Запрещение дискриминации в сфере труда направлено на то, чтобы все граждане имели равные возможности в осуществлении своих способностей к труду. Только деловые качества работника должны учитываться при оплате труда. Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит исчерпывающего перечня обстоятельств, влияющих на неравенство прав в сфере труда, Любой мотив, а не только названный в ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации, является нарушением равных возможностей в сфере труда, если он не относится к деловым качествам работника.
Следовательно, сохранение Паталах Ю.В. более низких окладов только лишь в связи с тем, что он находился в распоряжении органа внутренних дел, не замещая штатную должность, но выполняя служебные обязанности по ранее замещаемой должности, противоречит Конституции Российской Федерации и вышеназванным нормам права, запрещающим какую-либо дискриминацию при выплате вознаграждения за труд.
Как следует из рекомендаций, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации N 9-П от 20 апреля 2010 года, конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых на основании закона, выступает также гарантированный ст. 19 Конституции Российской Федерации принцип равенства, который носит универсальный характер и оказывает регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и соблюдение которого означает, помимо прочего, и запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 247-ФЗ от 19 июля 2011 года, Постановлением Правительства Российской Федерации "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" N 878 от 03 ноября 2011 года, приказом МВД России "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" N 1192 от 01 декабря 2011 года, с 01 января 2012 года для исчисления размера денежного довольствия Паталах Ю.В. должны быть установлены должностной оклад в размере 20 000 рублей, оклад по специальному званию в размере 12 000 рублей, является правильным.
Расчет суммы, подлежащей взысканию, судом первой инстанции произведен арифметически верно.
В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
При разрешении судом вопроса о компенсации морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав работника.
Кроме того, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка размеру морального вреда подлежащего взысканию, который составил 3000 рублей, поскольку вышеуказанными действиями работодателя в лице ГУ МВД России по Краснодарскому краю Паталах Ю.В. был причинен моральный вред.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции имел достаточные основания для вынесения обжалуемого судебного акта.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, и применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению.
Выводы суда - мотивированы и подтверждены, имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверены судом апелляционной инстанции при разбирательстве настоящего гражданского дела и по мотивам, изложенным в апелляционном определении, отвергаются, как необоснованные.
Таким образом, оснований не согласиться с правовой оценкой суда первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия не усматривает, поскольку существенного нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению вышеуказанного вопроса, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 26 ноября 2012 года следует признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 26 ноября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ГУ МВД России по Краснодарскому краю по доверенности - Суворова Олега Юрьевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.