Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.
судей Ефименко Е.В., Цехомской М.А.
по докладу судьи Ефименко Е.В.
с участием прокурора Левицкой М.А.
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора Ленинградского района Нечитайло М.Т. на решение Ленинградского районного суда Краснодарского края от 25 октября 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинградского района в интересах Манжилевской Л.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Ленинградский район, Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма в порядке учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Манжилевская Л.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем, до настоящего времени Манжилевская Л.В., которая не имеет закрепленного жилого помещения в размерах, соответствующих действующему законодательству, не обеспечена администрацией муниципального образования Ленинградский район жилым помещением ввиду отсутствия надлежащего финансирования предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Непринятие требуемых мер, направленных на исполнение законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке граждан из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части обеспечения Манжилевской Л.В. по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм, влечет нарушение ее прав и законных интересов. Просил обязать администрацию муниципального образования Ленинградский район предоставить Манжилевской Л.В. жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании Ленинградский район, а также обязать Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края осуществить финансирование муниципального образования Ленинградский район для обеспечения государственных полномочий по предоставлению жилого помещения Манжилевской Л.В.
Обжалуемым решением Ленинградского районного суда от 25 октября 2012 года за Манжилевской Л.В. признано право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, в рамках реализации краевой целевой программы "Дети-Кубани" на 2009-2013 годы" в соответствии с датой постанови на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в качестве нуждающейся в жилом помещении. Администрация муниципального образования Ленинградский район обязана предоставить Манжилевской Л.В. жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании Ленинградский район в порядке льготной очереди, по мере поступления финансирования.
В апелляционном представлении прокурор Ленинградского района просит решение суда изменить, исключив из резолютивной части решения указание на предоставление жилого помещения в порядке льготной очереди по мере поступления финансирования, ссылаясь на то, что при рассмотрении дела судом не приняты во внимание обстоятельства, имеющие значение для дела.
Исследовав материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционного представления, возражения на него, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены и изменения решения суда по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Ленинградского района на основании заявления Манжилевской Л.В. была проведена проверка по соблюдению жилищного законодательства, Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В ходе проверки установлено, что постановлением главы муниципального образования Ленинградский район от 30 марта 2012 года Манжилеская Л.В. включена в список граждан, состоящих на учете в квартирно-правовой службе по категории "Дети-сироты и лица из числа детей-сирот" с 21 марта 2012 года. Однако, до настоящего времени Манжилевская Л.В., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена жилым помещением, ввиду отсутствия надлежащего финансирования предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договор социального найма жилого помещения с ней не заключался.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 июля 2009 года N 653, утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма.
Пунктом 13 указанного Порядка установлено, что функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края (органы местного самоуправления) в случае наделения их Законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями.
Согласно требований ст.ст. 2, 5 Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 года N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Указанным лицам могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством РФ порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года N 805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы", Приложением 1 к указанному Закону органы местного самоуправления муниципальных образований наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" путем приобретения (строительства) жилья.
Вместе с тем, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, путем приобретения, строительства жилых помещений, в соответствии с п. 5 ст. 5 Закона Краснодарского края N 1748-КЗ, не освобождает администрацию Краснодарского края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованием на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
С учетом вышеизложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку Манжилевская Л.В. не обеспечена жилой площадью не ниже установленных социальных норм, такое положение нарушает ее права, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем, судом правильно указано, что краевая целевая программа "Дети-Кубани" рассчитана до 2013 года и все очередники имеют право на получение жилья лишь в соответствии с датой постановки на льготный учет в порядке очереди и по мере поступления финансирования из бюджета. Иное означает нарушение прав других лиц, находящихся в очереди ранее.
Доводы апелляционного представления не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда первой инстанции. Указанные доводы были предметом судебного рассмотрения и им дана соответствующая правовая оценка.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинградского районного суда от 25 октября 2012 года оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Ленинградского района Нечитайло М.Т. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.