Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей Леганова А.В., Зенина В.А.,
по докладу судьи Леганова А.В.,
с участием прокурора Левицкой М.В.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования Кавказский район по доверенности " Ф.И.О. "4 на решение Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 29 ноября 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кавказского района в интересах " Ф.И.О. "5 обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования (далее - МО) Кавказский район, министерству социального развития и социальной политики Краснодарского края, третье лицо: министерство финансов Краснодарского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Заявленные требования мотивированы тем, что " Ф.И.О. "5 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы МО Кавказский район от " дата обезличена " " номер обезличен " "О принятии " Ф.И.О. "5 на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" она поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в отдельный список по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма " Ф.И.О. "5 не предоставлено.
Решением Кропоткинского городского суда от 29 ноября 2012 года на администрацию МО Кавказский район, министерство социального развития и социальной политики Краснодарского края возложена обязанность предоставить " Ф.И.О. "5 изолированное, пригодное для постоянного проживания, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже социальных норм в рамках реализации Краевой целевой программы "Дети Кубани" на 2009 - 2013 годы", в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по мере поступления денежных средств.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования Кавказский район по доверенности " Ф.И.О. "4 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Левицкой М.В., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что " Ф.И.О. "5, " дата обезличена " года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением главы МО Кавказский район от " дата обезличена " " номер обезличен " "О принятии " Ф.И.О. "5 на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" она поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в отдельный список по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом, исходя из содержания п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", абз. 2 п.1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", во взаимосвязи следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых, в силу подпункта "ж" п. 1 ст. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.
Согласно положений абз. 8 п. 1 ст. 1 Закона Краснодарского края
от 15 декабря 2004 года N 805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в социальной сфере", органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделяются отдельными государственными полномочиями по решению вопросов предоставления жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" путем приобретения (строительства) жилья.
Таким образом, судом правомерно установлено, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам, из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей лежит на муниципальном образовании Кавказский район. Вместе с тем, реальное осуществление делегированных муниципальному образованию Кавказский район полномочий возможно только при наличии необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, предоставляемых из краевого бюджета.
В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 года N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, осуществляются за счет краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.
При таких обстоятельствах, прокурором обоснованно предъявлены требования, как к администрации муниципального образования Кавказский район, так и к министерству социального развития и социальной политики Краснодарского края, которое должно нести солидарную ответственность перед лицами, в интересах которых предъявлен иск по реализации их жилищных прав, предусмотренных законом.
При рассмотрении дела судом первой инстанции обоснованно отмечено, что нормы вышеприведенных законов не ставят право детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению жилой площадью в зависимость от наличия свободного жилья, наличия денежных средств на его приобретение либо иных каких-либо условий, а также от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право па получение жилой площади вне очереди, обеспечения жильем других очередников.
При таких обстоятельствах, на основании исследованных доказательств и правовых норм, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора Кавказского района в полном объеме.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им соответствующую правовую оценку.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, повторяют доводы, изложенные в заявлении, получили правильную правовую оценку, поэтому не принимаются судебной коллегией, так как направлены на переоценку доказательств.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 29 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.