Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего: Поповой Е.И.
судей: Пегушина В.Г, Шелудько В.В.,
по докладу судьи: Пегушина В.Г.
при секретаре: Красулиной О.А.
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Администрации муниципального образования (МО) г. Краснодар, по доверенности " Ф.И.О. "4, на решение Советского районного суда г. Краснодара от 29 ноября 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
" Ф.И.О. "5 обратился в суд с иском к Филиалу федерального государственного бюджетного учреждения (ФГБУ) "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (ФСГРКК) в Краснодарском крае (КК)", к третьим лицам: ОАО "" данные изъяты "", к ЗАО "" данные изъяты "", к кадастровому инженеру " Ф.И.О. "6, Администрации МО " адрес обезличен ", Департаменту имущественных отношений Краснодарского края об обязанности в осуществлении кадастрового учета земельного участка, образуемого в счет доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером " номер обезличен ", согласно Проекту межевания от " дата обезличена " и межевого плана от " дата обезличена ", внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в части местоположения границ обособленных земельных участков, входящих в состав единого землепользования. Указал, что ему принадлежит на праве общей долевой собственности " данные изъяты " земельного участка, с кадастровым номером " номер обезличен " (предыдущий кадастровый номер " номер обезличен "), сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного использования, на основании Постановления Администрации " адрес обезличен " от " дата обезличена " " номер обезличен ", что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 23-АБ " номер обезличен " от " дата обезличена " и выпиской из ЕГРП " номер обезличен " от " дата обезличена ". Он решил выделить земельный участок в счет доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером " номер обезличен ", адрес (местоположение): г. Краснодар, Карасунский округ, в районе х. Ленина, из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного использования. На его обращение кадастровый инженер (" Ф.И.О. "6) подготовила проект межевания и далее межевого плана по образованию земельного участка, путем выдела в счет доли в праве общей долевой собственности на земельный участок. " дата обезличена " проект межевания был согласован, ввиду отсутствия возражений, и утвержден представителем собственника земельной доли. После утверждения проекта межевания кадастровый инженер " Ф.И.О. "6 подготовила межевой план по образованию земельного участка в счет доли в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения. " дата обезличена " Межевой план и проект межевания были представлены в Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата ФСГРКК" по КК, откуда он получил отказ в осуществлении кадастрового учета, из-за того, что необходимые для кадастрового учета документы по форме либо по содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре - граница образуемого земельного участка ЗУ1 выходит за границы исходных обособленных земельных участков с кадастровыми номерами " номер обезличен " и " номер обезличен ", входящих в состав единого землепользования " номер обезличен ", из которого производится выдел земельного участка в счет доли в праве общей долевой собственности. Но границы образуемого участка были согласованы со смежными землепользователями, которыми являются ЗАО "" данные изъяты "" и ОАО "" данные изъяты "". На его обращение к кадастровому инженеру " Ф.И.О. "6, с просьбой сформировать участок иначе, т.е. исключительно в границах обособленного земельного участка, был получен мотивированный отказ: формирование земельного участка исключительно в границах обособленных участков приведет к образованию чересполосных земельных участков, использование которых невозможно в силу ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, кроме того, это повлечет за собой уменьшение земель, пригодных для выдела иными участниками долевой собственности. Поэтому он вынужден обратиться в суд за защитой своих прав.
Обжалуемым решением Советского районного суда г. Краснодара от 29.11.2012 года, заявленные требования удовлетворены полностью.
В апелляционной жалобе представитель Администрации МО г. Краснодар, по доверенности " Ф.И.О. "4, ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на неправильное применение районным судом норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя " Ф.И.О. "8, по доверенности " Ф.И.О. "7, считающего решение райсуда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене, по следующим основаниям.
Порядок выдела земельных участков в счет земельных долей регулируется статьей 13 Федерального закона от 24.07.2002 N 101- ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". В соответствии с пунктом 2, 3 статьи 13 Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется участником долевой собственности в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности при утверждении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенного для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Образование земельного участка, выделяемого в счет земельной доли осуществляется на основании этого решения общего собрания участников долевой собственности.
С учетом приведенных положений участник долевой собственности имеющий намерение осуществить выдел земельного участка, обязан провести общее собрание участников долевой собственности по вопросу определения и утверждения местоположения части земельного участка предназначающегося для выделения.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации взаимосвязанные положения п.п. 2, 3 и 4 ст. 13 и абзац 2 п. 1.1. ст. 14 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", которыми устанавливается порядок выделения отдельным сособственникам земельных участков в счет их долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, - в их конституционно-правовом смысле признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации.
Пунктом 4.1 указанного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации предусмотрено, что право участника долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на выделение земельного участка в счет своей земельной доли не носит абсолютного характера, поскольку его реализация обусловлена определенными законодателем требованиями сохранения целевого назначения таких земельных участков и наличием у сособственников общих интересов, выражаемых большинством.
С тем чтобы предотвратить нецелесообразное, с точки зрения этого большинства, выделение конкретных земельных участков, в результате которого может неоправданно снизиться стоимость земельного участка, остающегося в общей собственности, или быть затруднено его использование по целевому назначению, федеральный законодатель предоставил общему собранию сособственников право утверждать границы (местоположение) части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей, а участнику долевой собственности, пожелавшему выделить свою земельную долю в натуре, - возможность определить в этих границах местоположение выделяемого земельного участка.
В соответствии с пунктом 4.2. указанного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации для случая, когда общее собрание участников долевой собственности не утвердило местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей, закон, защищая частный интерес сособственника, изъявившего желание выделиться, предоставляет ему возможность определить местоположение выделяемого в счет земельной доли земельного участка через публикацию в средствах массовой информации сообщения, которое должно содержать описание местоположения выделяемого земельного участка и указание на необходимость направления в письменной форме возражений других сособственников относительно этого местоположения. Соответственно, такая возможность - в силу правовой логики реализации конституционного принципа пропорциональности - не может не признаваться и для случая, когда общее собрание вообще не проводилось, при условии, что заинтересованным сособственником были предприняты все необходимые действия по созыву общего собрания, подтвержденные документально.
Пунктом 4 статьи 13 Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено, что если решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.
Согласно пункту 9 статьи 13.1 Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли или земельных долей, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка. В соответствии с п. 10 ст. 13.1 указанного закона извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
Извещение должно содержать сведения о кадастровом номере и адресе исходного земельного участка. Извещение также должно содержать описание местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка, которое позволяет определить его местоположение на местности, а также указание на необходимость направления в письменной форме возражений остальных участников долевой собственности относительно местоположения этого земельного участка требующему выделения земельного участка в счет его земельной доли участнику долевой собственности или указанному в извещении представителю участника долевой собственности.
В материалах дела отсутствуют доказательства о том, что заявителем принимались меры по проведению общего собрания сособственников, а имеющиеся извещения в СМИ не соответствуют требованиям законодательства.
Границы формируемого (выделяемого) земельного участка должны укладываться исключительно в границы обособленных земельных участков входящих в состав единого землепользования, из которых производится выдел земельного участка в счет принадлежащих долей.
Согласно представленного вместе с заявлением Проекта межевания, утвержденного собственником земельной доли, выделяемый земельный участок образуется из обособленных земельных участков " номер обезличен " и " номер обезличен ", входящих в состав единого землепользования " номер обезличен ". Однако, при нанесении границ формируемого земельного участка ЗУ1 на кадастровую карту, согласно координатам характерных точек границы, содержащихся в реквизите 4 раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" представленного Межевого плана, граница образуемого земельного участка ЗУ1 выходит за границы исходных обособленных земельных участков с кадастровыми номерами " номер обезличен " и " номер обезличен ", входящих в состав единого землепользования " номер обезличен ", из которого производится выдел земельного участка в счет доли в праве общей долевой собственности.
Помимо этого, суд первой инстанции не дал должной оценки доказательствам и пояснениям ФБУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю, о том, что испрашиваемый земельный участок входит в границы муниципального образования г. Краснодар.
Согласно ст. 11.9. Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах компетенции.
В соответствии со ст.ст. 6 и 35 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" до разграничения государственной собственности на землю орган местного самоуправления управляет и распоряжается земельными участками, находящимися на территории муниципального образования.
Согласно пункту 1 статьи 48 Устава муниципального образования г. Краснодар Администрация МО г. Краснодар осуществляет полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью МО г. Краснодар.
Вышеуказанные обстоятельства оставлены судом первой инстанции без внимания.
В соответствии с требованиями ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
С учетом изложенного судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции отменить. Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия считает возможным принять по делу новое решение об отказе в заявленных требованиях.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу представителя Администрации МО г. Краснодар " Ф.И.О. "4 - удовлетворить.
Решение Советского районного суда г. Краснодара от 29 ноября 2012 года - отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявленных требований " Ф.И.О. "8 об обязанности в осуществлении кадастрового учета земельного участка, образуемого в счет доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером " номер обезличен ", согласно Проекту межевания от " дата обезличена " и межевого плана от " дата обезличена ", внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в части местоположения границ обособленных земельных участков, входящих в состав единого землепользования - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.